История отечественного автопрома насчитывает чуть больше 20 лет, тем не менее, в прошлом году казахстанские предприятия отрасли произвели почти 114 тысяч автотранспортных средств различных типов. Лидерами автомобилестроения являются Костанай и Алматы, на сборочные мощности которых приходится совокупно 89 % от всего объема производства в этом сегменте экономики страны.
Всего же в республике в 2022 году функционировало восемь автомобильных заводов, производящих 167 моделей авто 22 известных брендов.
Почему Усть-Каменогорск так и не стал колыбелью автомобилестроения
В советское время в Казахстане производства автомобилей не было, первый специализированный автомобильный завод в стране появился только в 2003 году, в Усть-Каменогорске. Речь идет о приснопамятном АО «Азия Авто», созданном в 2002 году после постановления правительства о создании автомобилестроительного предприятия на Востоке страны, и через год выпустившем первый автомобиль – «Ниву».
В 2005 году на заводе началась сборка автомобилей линейки Skoda Auto, а еще через год в Усть-Каменогорске выпустили 10-тысячный автомобиль методом крупноузловой сборки.
Также в Усть-Каменогорске начали собирать УАЗы, на пике своего производства предприятие в 2019 году выпустило 20 тысяч легковушек, но в 2020 году выяснилось, что у казахстанских властей в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития есть вопросы к собственникам предприятий.
Дело в том, что предприятие подписало с данным ведомством соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, по которому правительство Казахстана предоставляло ему льготы в виде субсидий и отмене таможенных пошлин, в ответ завод обязался повысить уровень локализации, то есть перевести крупноузловую (отверточную) сборку в мелкоузловую, путем постройки цехов окраски и сварки.
Руководство завода, не выполнило свою сторону соглашения, после чего Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана разорвало контракт на промсборку и потребовало вернуть государству 174 миллиарда тенге за ранее предоставленные льготные условия работы.
В результате с 2021 года автосборочный завод в Усть-Каменогорске простаивает, но часть моделей, освоенных на этом производстве, теперь выпускаются в Костанае, на заводе «СарыАркаАвтопром».
«Мы не хотим терять такое крупное производство. Как только завершатся судебные процедуры, мы приложим все усилия для того, чтобы завод был реанимирован. Мы должны дождаться окончательных судебных решений. Думаю, что мы найдем компанию, которая будет работать в этом направлении», — заявлял в апреле этого года бывший тогда акимом Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов.
Отметим, что он же заявлял о готовности сборочных мощностей выпускать до 120 тысяч легковых автомобилей в год, что превышает весь объем выпуска легковушек в Казахстане на данный момент (чуть более 100 тысяч легковых машин в 2022-м). Однако недавно в регионе сменилось руководство, и пока дальнейшая судьба усть-каменогорского завода остается неясной.
Как Костанай стал лидером мелкоузлового производства
Между тем, автомобильное производство на севере Казахстана расположилось в корпусах бывшего Костанайского моторного завода, построенного в конце 1980-х и обанкротившегося в 2000-х.
На этой базе в Костанае были созданы вошедшие в группу AllurAuto связанные технологически сборочные производства легковых автомобилей «СарыаркаАвтоПром» и сельхозтехники «АгромашХолдинг», производством легковых авто здесь изначально занимались на паях российское предприятие Sollers (51 %) и казахстанская СПК «Сарыарка» (49 %), однако к 2012 году, когда завод начал выпускать первую продукцию, долю «Sollers» выкупило казахстанское предприятие «AllurAuto», постепенно доведя ее до 88 %.
Поначалу тип производства на этом заводе сводился к крупноузловой сборке из SKD-комплектов, поставляемых с иностранных заводов-изготовителей. Уровень локализации не превышал 30 %, исключение составляла только сборка китайских автомобилей JAC, процент локализации которых равнялся 36 %, китайские автомобили выпускались со сваркой и окраской кузовов.
Однако уже в 2014 году здесь впервые в Казахстане был освоен выпуск авто по мелкоузловому методу (CKD), с полным циклом производства и локализацией, превышающей 50 %, а производственная мощность завода доведена до 60 тысяч легковых автомобилей в год.
В мае же текущего года стало известно, что «AllurAuto» намерено открыть специализированный Локализационный центр по производству автокомпонентов в Индустриальной зоне Костаная.
«Этот центр станет площадкой для нашего сотрудничества с предприятиями малого и среднего бизнеса республики, готовыми осваивать производство необходимых нам компонентов. Мы всегда готовы и открыты к сотрудничеству со всеми производителями и заинтересованы в развитии локализации. Так мы общими усилиями сможем создать отечественный кластер производства автокомпонентов», — заявил в ходе Международной выставки обрабатывающей промышленности в Астане начальник Управления локализации костанайского автозавода Сергей Могилатов.
Начинал костанайский автозавод свою деятельность постепенно разгоняясь: в 2013 году здесь было выпущено около 1800 автомобилей бренда SsangYong (Rexton, Kyron, ActyonSports, Chairman, NewActyon) и 784 автомобиля ZAZ Chance. Однако уже в 2015 году мощность предприятия перевалила за 5700 единиц в год, за 2018 год «СарыаркаАвтоПром» выпустила 12 тысяч легковушек, на следующий год удвоила объем (свыше 25 тысяч единиц).
В течение же трех последних лет костанайское предприятие стало практически единоличным лидером казахстанского автопрома, производя более половины всех автомобилей в стране – в 2020 году было выпущено более 40 тысяч авто, в 2021-м – более 60 тысяч, в 2022-м – более 70 тысяч легковых автомобилей при том, что всего в Казахстане в прошлом году было собрано 103 тысячи легковых машин.
Помимо этого, следует учитывать, что в Костанае после приостановки деятельности завода в Усть-Каменогорске – самая широкая линейка: «СарыаркаАвтоПром» выпускает машины марок Chevrolet, Lada, Kia, Renault, JAC и УАЗ, а также осуществляет сборку коммерческого транспорта MAN и SAZ. При этом модельный ряд постоянно расширяется: в январе этого года президент страны Касым-Жомарт Токаев запустил в Костанае проект «Производство автомобилей Kia Sportage NQ5 мелкоузловым методом (CKD)».
В первом квартале текущего года завод выпустил 759 единиц этого нового для Казахстана автомобиля, в текущем году планируется запустить производство автомобилей KIA Cerato мелкоузловым методом (CKD), начать собирать авто LADA GRANTA и вернуть на конвейер авто корейского бренда Ssang Yong, с которых начиналось автомобилестроение в Костанае – их производство было приостановлено в этом областном центре в 2017 году.
Ну, и, наконец, особое внимание на заводе уделяют предстоящему запуску модели Chevrolet Onix в количестве до 10 тысяч единиц в год и постепенным наращиванием производства до 30 тысяч в год. Такой объем предусматривает трехстороннее соглашение казахстанского предприятия с General Motors и UzAutoSanoat о расширении линейки автомобилей этой марки, выпускаемых на автозаводе в Костанае.
Отметим, что другой представитель семейства Chevrolet — Chevrolet Cobalt – является абсолютным лидером продаж в стране: в 2022 году казахстанцы купили более 23 тысяч авто этой модели, собранной в Костанае.
Для сравнения – вторая по продажам модель, Hyundai Tucson, показала практически втрое меньший объем, в 8,8 тысячи проданных в республике единиц.
Так что дальнейшее освоение линейки Chevrolet гарантирует костанайскому предприятию сохранение лидерства на внутреннем рынке, который, по данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), продолжает динамично развиваться: за январь-май 2023 года казахстанцы приобрели более 66,3 тысячи легковых авто, на 65,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом в модельном зачете костанайский Chevrolet Cobalt вновь недосягаем для конкурентов: этот бюджетный седан только в мае купили 2277 автолюбителей страны, расположившийся на привычном втором месте Hyundai Tucson отстает более чем в два раза с показателем в 1133 единицы.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости