Страна, чья экономика базируется на контрабанде, наркотрафике и денежных переводах гастарбайтеров, а высокие посты во власти занимают открытые представители криминального мира, уверенно подошла к статусу «несостоявшегося государства»
Соседний Кыргызстан снова сотрясает революция, уже третья по счету за короткий период независимости страны. Практически каждые выборы превращаются в войну без правил, сопровождающуюся массовыми беспорядками, мародерством, захватами административных зданий, а то и этническими чистками, а все попытки властей стабилизировать политическое поле не имеют успеха. Почему Кыргызстан фактически превратился в failed state?
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Как и другие республики бывшего СССР, Киргизию не минули бурные события «демократизации». Осенью 1990 года Верховный Совет КирССР утвердил должность президента страны, которую занял профессор, доктор физико-математических наук, который в 1989 – 1990 годах являлся президентом Академии наук Киргизской ССР, Аскар Акаев.
Этот человек, которого сравнивали с киргизским Горбачевым, стал самым «долгоиграющим» главой государства, четырежды побеждая на выборах в 1990, 1991, 1995 и 2000 годах.
Акаевский Кыргызстан называли «островком демократии в Центральной Азии». Была создана многопартийная система, в стране свободно работали зарубежные и отечественные НПО, создавалась так называемая «рыночная» экономика.
Не обошли Кыргызстан стороной и националистические проявления. Как и в других странах бывшего Союза, в Кыргызстане не обошлось без этнических конфликтов, демонтажа советских памятников, переименований улиц и населенных пунктов, пересмотра истории и «возврата к истокам».
Подобные лояльность и «плюрализм», как говорил незабвенный Михал Сергеевич, сыграли с Кыргызстаном и самим Акаевым злую шутку. Глубокий экономический кризис, коррупция, засилье НПО и значительные объемы теневой экономики привели в 2005 году к государственному перевороту, получившему название «тюльпановая революция».
Поводом для массовых выступлений стали итоги парламентских выборов, на которых подавляющее большинство голосов получили сторонники Аскара Акаева, включая его сына, и владельцы крупнейших рынков. В результате переворота президентом был избран представитель южных кланов Курманбек Бакиев.
Смена власти не решила ключевых проблем страны, потому в апреле 2010 года Кыргызстан охватила новая волна протестов, спусковым крючком для которых послужило повышение цен на коммунальные и другие услуги, такие как электроснабжение, центральное отопление и снабжение горячей водой, газоснабжение, мобильная сотовая связь.
После бегства Бакиева в Ош в Бишкеке сформировали временное правительство, которое возглавила бывший министр иностранных дел Роза Отунбаева. Были назначены четыре заместителя Отунбаевой. Алмазбек Атамбаев — ответственный за экономику, Темир Сариев – за финансы и кредит, Омурбек Текебаев – за конституционную реформу, Азимбек Бекназаров – за правоохранительные органы и прокуратуру.
Бакиев покинул страну и получил политическое убежище в Белоруссии.
27 июня 2010 года в Киргизии прошел референдум по новой конституции страны. Страна стала парламентской республикой, в ней ликвидирован Конституционный суд, а глава временного правительства Роза Отунбаева стала президентом переходного периода до 31 декабря 2011 года. 30 октября того же года на пост президента был избран один из оппозиционных лидеров Алмазбек Атамбаев.
Атамбаев, покидая свой пост, предпринял попытку разорвать порочный круг революций и переворотов, поддержав на президентских выборах кандидатуру нынешнего президента КР Сооронбая Жээнбекова. Схема преемственности власти, похожая на российский сценарий избрания президентом РФ Дмитрия Медведева, когда пост главы правительства занял Владимир Путин, в Кыргызстане не сработала.
Жээнбеков, являющийся креатурой Атамбаева и обязанный экс-президенту своей карьерой и президентским постом, предал своего бывшего руководителя. В августе 2019 года Атамбаев был арестован и приговорен к лишению свободы сроком на одиннадцать лет и два месяца, а также лишен всех государственных наград и имущества по статье «коррупция».
Но и сам Жээнбеков «царствовал» недолго. Попытка проведения парламентских выборов обернулась очередным переворотом, и судьба нынешнего главы государства крайне неопределенна.
Не будем утомлять читателя подробностями, но вся история смены власти в Кыргызстане четко показывает целый ряд родовых болезней государственной системы. Это не только борьба северных и южных кланов, но и постоянно повторяющиеся попытки всех президентов переписать конституцию под себя, подкуп избирателей, назначение на государственные должности близких родственников и лоббирование семейного бизнеса.
Обращает на себя внимание и откровенно криминальная политическая культура Кыргызстана. То, что в других государствах решается на выборах, в Киргизии – арестами, политическими убийствами, захватом власти и применением оружия.
Чтобы разобраться, почему в соседней стране сложилась подобная ситуация, необходимо понять, чем живет экономика страны.
КОНТРАБАНДНО-НАРКОТИЧЕСКАЯ МАФИЯ
Столкнувшись с разрухой 90-х годов и разрывом хозяйственных связей, одна из наиболее удаленных республик бывшей советской империи нашла для себя спасательный круг в виде импорта из Китая.
В окрестностях Бишкека был построен большой рынок «Дордой» с товарооборотом около $7 млрд. и численностью работающих 50 тыс. человек, а на юге республики стал функционировать рынок «Кара-Суу», также нацеленный на реэкспорт товаров из Китая.
Огромная часть этого потока приходится на контрабанду, что не изменило ни вступление Киргизии в ВТО, ни членство в ЕАЭС.
Объемы контрабанды позволяет оценить разница в таможенных данных Китая и Кыргызстана. Так, по данным таможенной службы КНР в 2014 году экспорт в Кыргызстан составил $5,2 млрд., а поданным киргизской стороны – $1,2 млрд. В 2015 году Китай зафиксировал цифру в $4,3 млрд., а Кыргызстан — $1 млрд., в 2016 г. — $5,6 и $1,4 млрд. соответственно, в 2017 г. — $5,3 и $1,5 млрд., в 2018 г. — $5,5 и $1,9 млрд, в 2019 году – $6,3 и $1,7 млрд. Официальный Бишкек пытался объяснить подобную разницу методиками подсчета, но почему-то в российско-китайской торговле методика не дает подобных разночтений.
Большая доля кыргызстанской контрабанды идет через Казахстан. По информации киргизских госорганов, из Киргизии в Казахстан в январе – сентябре 2019 года было поставлено товаров на 18 млрд тенге, а по данным казахстанской стороны – 186 млрд тенге. То есть показания экспорта/импорта различаются более чем в 10 раз. А с учетом занижения стоимости товаров (в некоторых случая – в 400 раз) и лжетранзита (до 20 % от объема потока товаров) расхождения будут еще большими.
Кроме того, казахстанские госорганы выяснили, что объем китайских товаров, ввозимых из Киргизии в Казахстан и Россию, в два с лишним раза превышает объем официального импорта в Киргизию из Китая. Так, только за 2019 год из Китая в Киргизию официально было завезено только 75 тысяч тонн товаров, но при этом из Киргизии в Казахстан и Россию проследовало уже 149 тысяч тонн китайской продукции.
Казахстан неоднократно предъявлял Бишкеку претензии за контрабанду, которая наносит ущерб не только бюджету Казахстана, но и всех стран-членов ЕАЭС, куда поступает «серый» импорт. Но воз и ныне там, поскольку подобные объемы нелегальных грузов не могут пересекать границы без покровительства на самом высоком политическом уровне.
Вокруг таможни образовались целые криминально-политические группировки, одной из которых является тандем бывшего заместителя главы таможенной службы Кыргызстана Райымбека Матраимова и семьи уйгурских контрабандистов Абдукадыр. Как показало расследование Проекта по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP), этот клан практически монопольно владеет крупнейшими таможенными терминалами страны, а также целым рядом транспортных компаний.
К слову, одной из причин нынешнего политического взрыва в Кыргызстане стала победа на парламентских выборах партии Матраимова «Мекеним Кыргызстан», что говорит о его потенциальных президентских амбициях.
Помимо китайского ширпотреба, кыргызстанские кланы щедро питает наркоторговля. По данным ООН, наркотрафик через страны СНГ в год дает прибыли около $13 млрд. Через Кыргызстан проходит так называемый северный маршрут транспортировки афганских наркотиков. По неофициальным данным, только по нему в год проходит не менее 20 тонн «афганского экспорта». При этом, например, погранслужба Киргизии за 2018 год и первое полугодие 2019 года не изъяла ни грамма героина.
Всего же силами всех кыргызстанских структур, отвечающих за борьбу с наркоторговлей, за 2018 год в Киргизии были изъяты 16 тонн 318 килограммов 517 граммов наркотических средств, из которых героин составлял 73 килограмма 574 грамма. За первые шесть месяцев 2019 года на территории республики были изъяты еще 15 килограммов 284 грамма героина – из этого количества 840 граммов нашли таможенники, остальное – Служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН) при МВД.
Казалось бы, все не так и плохо, если не обращать внимания, сколько героина «проходит границу» без всяких проблем. В июне 2019 году на границе Германии была задержана фура с грузинским номерным знаком, по документам ехавшая из Польши в Бельгию. В ней находились 670 килограммов героина, замаскированные под халву и рахат-лукум. Фура принадлежала бишкекской кондитерской фирме «Элит Шоко». То есть, весом больше, чем изъято за полтора года в Кыргызстане. Причем, хозяйке «Элит Шоко» правоохранители охотно поверили, что она ничего не знала о контрабанде героина.
В целом же уголовную ответственность несут мелкие сошки, а вот крупные импортеры и оптовики в поле зрения борцов с наркотиками не попадают, поскольку ОПГ имеют крепкие связи не только в силовых структурах, но и в высших органах законодательной и исполнительной власти. Так, по сведениям МВД Кыргызстана, на выборах Жогорку Кенеша в 2015 году по спискам политических партий проходило около 50 кандидатов, имеющих отношение к ОПГ.
ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО ПОНЯТИЯМ?
Помимо значительного влияния теневого капитала на экономику страны и политические процессы, проблему создает и традиция арестов политических лидеров.
Как заявил экс-заместитель секретаря Совета безопасности Омурбек Суваналиев, «в стране сложилась, к сожалению, такая ситуация – все стали каторжане. Это все, кто побывал в следственных изоляторах, колониях. Все они соприкасались с оргпреступностью. Потому что это их вотчина. Все, которых выпустили с 5 на 6 октября, побывали в поле деятельности воров в законе. Криминал никогда не отпускает чиновников из своего поля зрения. Поэтому криминалу очень легко ими управлять. Все они становятся «шестерками» криминала. Они ими рулят. И психологически они зависимы от криминала. За стенами тюрем они их приучили жить по понятиям. У них всегда есть связь с ними.
Поэтому на сегодня вот такой бардак получился – они управляют всеми. Поэтому, когда говорят политические группировки такие-то, ни один из них не может открыто сказать про организованную преступность. Про коррупцию говорят, называют Раима-миллиона. А вот про вора в законе, про Доо-Чынгыза и других не говорят, потому что из тюрьмы он достанет их одним звонком».
Примером может служить недавно назначенный премьер-министр Кыргызстана Садыр Жапаров, освобожденный во время нынешней «революции». Он был приговорен к 11 годам и 6 месяцам лишения свободы за попытку захватить в заложники губернатора Иссык-Кульской области Эмилбека Каптагаева. На волне революции был освобожден и экс-президент страны Алмазбек Атамбаев, которого победивший клан снова упрятал в тюрьму за выступления против Жапарова.
К сожалению, участие криминалитета в политической борьбе началось далеко не сейчас.
Одним из основных финансовых спонсоров «Революции Тюльпанов» был Баяман Эркинбаев, депутат киргизского парламента, владелец Карасуйского рынка и крупнейший лидер уголовного мира на юге страны. Вторую сторону конфликта финансировал другой уголовный лидер — северянин, тоже владелец рынка и тоже депутат парламента, Жыргалбек Сурабалдиев. Именно он платил деньги «добровольцам», которые вначале противостояли демонстрантам у Дома правительства 24 марта, а затем вечером спровоцировали погромы и мародерства в Бишкеке.
Еще одним возможным организатором и спонсором мартовских событий называли третьего крупного преступного лидера — Рысбека Акматбаева (в парламенте был его брат, Тынычбек). В апреле 2006 года Рысбек Акматбаев провел митинг на главной площади Бишкека с требованием предоставить ему кресло депутата парламента. После встречи с Бакиевым Верховный Суд Киргизии вынес положительный вердикт.
Подобные же скандалы преследовали и Алмазбека Атамбаева. Оппозиция обвинила его в том, что, став президентом, Атамбаев добился оправдательного приговора для своего бывшего телохранителя Эркина Мамбеталиева, приговоренного к пожизненному заключению за убийство 8 человек.
Впрочем, самих политиков иногда тяжело отличить от криминальных авторитетов. Тот же Садыр Жапаров является активным участником межнациональных столкновений в Оше и Джалал-Абаде, в ходе которых было ранено более 2000 человек и еще 828 госпитализированы, повреждено 2843 здания и появилось 400 000 беженцев. Как утверждают сторонники нынешнего премьера, он пытался предотвратить столкновения, а противники обвиняют его в поддержке киргизских националистов.
FAILED STATE ИЛИ БОЛЕЗНЬ РОСТА?
Пока финансово-политические кланы дерутся, у холопов чубы трещат. По данным Нацстаткома за 2019 год, Киргизия заняла последнее место в Евразийском экономическом союзе по уровню зарплат. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в Киргизии составляет порядка 15 тыс. сомов (около 76 500 тенге). В России средняя зарплата выше в три раза, в Казахстане и Беларуси – в два, в Армении – в 1,5 раза.
Пандемия коронавируса нанесла тяжелый ущерб экономике страны. Доходы киргизского бюджета в первом полугодии сократились почти на 10 млрд сомов, объем ВВП упал на 5,3 %.
Первая революция привела к массовому исходу из Кыргызстана славянского населения, теперь в Россию массово бегут и кыргызы. Как заявил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, «в последнее время выросла доля кыргызстанцев, которые стремятся остаться на постоянное место жительства в России. Полтора года назад таковых было около 30 %, сейчас это около 50 %».
В РФ проживает около 1 млн. киргизов, которые ежегодно переводят на родину около $2,5 млрд. Это, по сути, второй бюджет страны. Кроме того, значительную помощь оказывает Кыргызстану и Евразийский союз. Бишкеку в последние годы было выдано около $700 млн в виде гуманитарной помощи и финансирования различных проектов в рамках ЕАЭС, а также в виде прямых инвестиций в экономику страны.
Российско-Кыргызский Фонд развития профинансировал 70 крупных совместных проектов и через банки-партнеры более 2700 проектов малого и среднего бизнеса. Было создано более 3 тыс. рабочих мест и до 56 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.
Евразийская комиссия готова оказать Киргизии и более системную помощь. Как пояснили в организации, «на площадке ЕЭК прорабатывается инициатива Кыргызской Республики о необходимости создания нового института развития в целях выравнивания уровней развития государств Союза. Была создана специальная рабочая группа под руководством министра по интеграции и макроэкономике Сергея Глазьева, уже проведено несколько заседаний».
Необходимо отметить, что официальный Бишкек, несмотря на калейдоскопические изменения политического ландшафта, неуклонно соблюдает свои обязательства перед евразийскими структурами. По сообщению члена Координационного совета Киргизии Темира Сариева, «все международные обязательства, связанные с ЕАЭС, ОДКБ и ШОС, Киргизия будет соблюдать». В свою очередь Садыр Жапаров заявил, что «Россия является стратегическим партнером Киргизии и останется им».
Внешнеполитическая преемственность важна, но любая помощь может быть эффективной лишь тогда, когда политический класс Кыргызстана прекратит междоусобицу и традицию государственных переворотов, иначе страна превращается в типичное failed state, гражданам которой она не нужна. Примером может служить Армения, где слабое государство привело к тому, что зарубежная армянская диаспора является более многочисленной, чем население самой Армении.
Пока же, к сожалению, Кыргызстан для соседей является «черной дырой» с постоянной нестабильностью, подрывом экономик государств-партнеров, источником контрабанды и наркотиков, непредсказуемой инвестиционной политикой и ползучей исламизацией.
Честно говоря, пора взрослеть.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости