• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Воскресенье, 18 апреля, 2021
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Основатель и амбассадор
Валерий Сурганов
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты

Актуальные региональные новости на страницах интернет СМИ.

Региональные ведомости

Такой Туркестан нам не нужен

17/10/2020
в Региональные ведомости
2 мин для чтение
27.4k 276
0
Такой Туркестан нам не нужен
7.1k
Поделились
30.7k
Просмотры
Поделиться в FacebookПоделиться в ВконтактеПоделиться в What'sApp

«Потемкинские деревни» новой стройки века, дублирование аэропорта и отеля «Риксос» с аналогичными объектами в Шымкенте и колоссально низкий поток туристов в Туркестанскую область в этом году: все это ставит под сомнение целесообразность растраты огромных государственных бюджетов на очередной нефункциональный проект наподобие «EXPO-2017».

Перипетии вокруг аэропорта южного Казахстана поневоле привлекли внимание к тому, зачем вообще в нашей стране периодически устраиваются авралы по строительству в сжатые сроки очередных помпезных объектов транспортной и другой инфраструктуры. Ведь более логично и экономнее было бы планомерно и последовательно развивать ее сеть, как это делают некоторые географические соседи нашей республики.

Похожиестатьи

«Звезда Востока» и новый азиатский тигр

Нур-Султан и Баку: тюркский нефтегазовый тандем

Жумагазиев: Граждане должны влиять на формирование бюджетов в регионах

В ЭТОЙ АВИА-СКАЗКЕ НЕТ ПОРЯДКА

Напомним, что недавно в СМИ активно обсуждался пост изсоцсетей жительницы Алматы, отправившейся полюбоваться достопримечательностями города Туркестан и одноименной области спустя примерно неделю после того, как этот регион посетил первый президент – Елбасы.

В ходе своей поездки он принял участие в церемонии открытия международного аэропорта Туркестана. Как сообщалось, аэропорт был возведен в соответствии с международными стандартами с использованием современных технологий.

Хотя на фотографиях и в видеорепортажах с церемонии этот объект фигурировал под названием «Turkistan InternationalAirport», уже известно его новое название – «Hazret SultanAirport». Так же называется и мемориальный комплекс «Хазрет Султан» («Святейший султан»), включающий мавзолей Ходжи Ахмета Яссави, возведенный по приказу Тамерлана, и крупнейшая в Центральной Азии мечеть, возведенная в столице Казахстана.

Новый аэропорт строится турецкой «YDA Group», причем по словам представителя руководства области, инвестор намерен подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса на самую быструю стройку аэропорта в мире! К тому же это первый аэропорт в нашей стране, построенный с нуля за годы независимости. Его терминал может обслуживать ежегодно порядка 3 млн. пассажиров при том, что численность населения Туркестанской области составляет немногим более 2 млн. человек, а в Туркестане – около 180 тыс. человек.

Конечно, зная истинные возможности отечественного туристического бизнеса, к тому же несущего серьезные потери из-за пандемии коронавируса, верится с трудом, что область и город смогут принять столь мощный поток гостей, а аэропорт удастся запустить на полную мощность.

Как бы то ни было, упомянутая выше алматинка, сама работавшая в сфере авиации, вместо шикарного нового аэропорта обнаружила на его месте строительную площадку. Готов оказался лишь фасад аэропорта, а вокруг него продолжалась стройка века.

В акимате области, курирующим этот проект, пояснили, что первый президент – Елбасы присутствовал на техническом открытии объекта, а впереди у этой стройки еще немало работ.

По совпадению одновременно с информационной шумихой вокруг «открытия» аэропорта в Туркестане, строительство которого обойдется почти в 70 млрд. тенге в рамках механизма государственно-частного партнерства (частный инвестор будет эксплуатировать его в течение трех лет, а потом передаст в коммунальную собственность областному акимату), было принято решение городских властей Шымкента выставить местный аэропорт (точнее, его старый терминал) на тендер по передаче в доверительное управление с правом выкупа по стартовой цене 5,2 млрд. тенге при условии вложения в него инвестиций объемом в 6 млрд. тенге на протяжении 10 лет.

Одновременно с этим проектом, там же ведет строительство нового терминала стоимостью 21,5 млрд. тенге авиакомпания «SCAT», уже вложившая почти 5 млрд. тенге.

По завершении этот терминал сможет принимать ежегодно порядка 3,5 млн. пассажиров в роли нового южно-казахстанского авиационного хаба. Одновременно городские власти Шымкента ставят задачу увеличения пассажиропотока и перед новым владельцем старого терминала. А поскольку роль нового мощного авиа-хабаотводится и строящемуся аэропорту Туркестана, то получается, что в сумме регион замахивается на ежегодный пассажиропоток через его аэропорты в районе 7 млн. человек!

Между тем официальная статистика показывает, что за первое полугодие текущего года Туркестанскую область посетили всего 41,2 тыс. человек, тогда как город Шымкент привлекателен для туристов гораздо больше – 69,9 тыс. человек.

Тем не менее, для сравнения: Алматы за это времяобслужил 353,2 тыс. гостей!

Ясно, что если и развивать воздушную гавань в Южном Казахстане, то логичнее делать это в Шымкенте, где и пассажиропоток выше, и население больше, и бизнес емче, и туристов привлечь вероятнее, которые уже через Шымкент отправятся знакомиться с достопримечательностями Туркестана и Туркестанской области, где смогут заночевать на одну-две ночи. А потому: есть ли вообще смысл в строительстве аэропорта в городе Туркестане – вопрос, как говорится, риторический. Тем более, с таким нагромождением «потемкинских деревень», введением в заблуждение широкой общественности, центральных властей и самого Елбасы.

Почему власть в Нур-Султане спокойно наблюдает за столь агрессивной экспансией администрации Туркестанской области в аэропортовской сфере, пока непонятно. К тому же, аэропорт Туркестана если его все-таки достроят, будет частным в первые годы деятельности! Поэтому Министерство индустрии и инфраструктурного развития, курирующее в правительстве гражданскую авиацию, вряд ли сможет вмешаться или как-то повлиять на его работу, если что-то пойдет не так.

А если учесть, что аэропорт Алматы принял в прошлом году 6,4 млн. пассажиров, и намерен держать эту планку еще выше после строительства его новым владельцем международного терминала стоимостью порядка $200 млн., то и вовсе становится непонятным, за счет чего Туркестан намеревается всерьез конкурировать с крупнейшей авиагаванью страны.

СКОЛЬКО МОЖНО НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

Увы, описанная выше ситуация, когда огромные инвестиции буквально зарываются в землю в спешке, является весьма привычной для казахстанской реальности. У жителей столицы, да и всего Казахстана, свежи еще в памяти строительные авралы с объектами выставки «EXPO-2017», на которые ушло порядка 500 млрд. тенге бюджетных средств.

Она прошла на тему «Энергия будущего» и по ее итогам Казахстан должен был привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных источников энергии. Но в реальности конкретной пользы от выставки практически не было, ибо солидные инвесторы в этой сфере так и не появились, а доля энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, по-прежнему остается низкой в Казахстане, где энергетическую погоду делает в основном уголь.

Символично, что как раз после этой выставки столица страны начала регулярно погружаться в смог, которого раньше там не было, и только совсем недавно туда был подтянут газопровод. Объекты же выставки, переданные в ведение Международного финансового центра «Астана», используются далеко не полностью, поглощая немалые бюджетные средства, практически сошел на нет и вызванный ею строительный бум на левом берегу столицы.

Печальная судьба постигла и проект по строительству легкорельсового транспорта (LRT) в столице, который должен был связать международный аэропорт Нур-Султанас объектами «EXPO-2017», комплексом «Абу-Даби Плаза» и новым железнодорожным вокзалом.

Средства, выделенные на реализацию этого проекта, были расхищены, а в память о нем в столице красуются только массивные бетонные опоры. Не достроен и комплекс «Абу-Даби Плаза», а генподрядчик этого проекта — арабская компания «Arabtec Holding» — объявила о своем банкротстве. Тема завершения этого комплекса поднималась во время недавнего визита правительственной делегации в ОАЭ с руководителями компании «Aldar Properties», заверившими, что все работы будут закончены в следующем году. Между тем договоренность о возведении комплекса была достигнута еще в 2006 году в ходе визита тогдашнего главы государства Нурсултана Назарбаева в ОАЭ, то есть почти 15 лет тому назад!

Увы, весьма схожий инвестиционно-авральный бум, так хорошо знакомый казахстанцам, повторяется теперь и в Туркестане. После того, как в 2018 году руководство страны дало поручение правительству превратить этот город в культурно-духовный центр тюркского мира, строительство там идет ударными темпами даже в нынешние коронавирусные времена.

Помимо аэропорта, возводятся новые здания областного акимата, музыкальной школы, ЦОНа, спортивной школы олимпийского резерва, Дворца бракосочетания, центра приемов, визит-центра, амфитеатр и музыкальный фонтан. Какое отношение эти современные объекты имеют к культуре и духовности тюркского мира, сказать сложно, как и то, насколько доступен будет для массового туриста фешенебельный отель «Rixos Turkestan» при том, что в соседнем Шымкенте далеко не заполнен «Rixos Khadisha».

И уж наверняка можно утверждать, что выстроенный с иголочки современный Туркестан заведомо будет уступать по привлекательности архитектурного облика находящимся неподалеку в Узбекистане Самарканду, Бухаре, Хиве и Ташкенту. А отечественные эксперты и вовсе называют полной архитектурной безвкусицей строящиеся в Туркестане объекты.

Впрочем, стоит вспомнить в этой связи, что нечто подобное задумывается сейчас и в соседней России, где намерены превратить город Сергиев Посад в столицу православия, аналог Ватикана. По подсчетам тамошних экспертов, расходы на этот проект могут превысить на порядок ежегодные затраты федерального бюджета на программу благоустройства российских городов! Продвигает его руководство РПЦ, обратившееся к российскому президенту с просьбой рассмотреть и поддержать соответствующую концепцию.

Однако в Кремле по понятным причинам не спешат реализовывать эту затратную идею. Хорошо бы сейчас и в Казахстане перестать спешить с инвестициями в амбициозные проекты, особенно в таких исторических духовных центрах, каковым является для тюркского мира Туркестан.

Стоило бы также пересмотреть роспись расходов на них – ведь средства Национального фонда не безграничны и быстро истощаются, а впереди еще вторая волна коронавируса!

Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Региональные ведомостиРегиональные ведомости
Поделиться2825Поделиться354Отправить
Предыдущий запись

Создадут ли в Казахстане свою партию Прогресса?

Следующая запись

Горбатого могила исправит

Следующая запись
Горбатого могила исправит

Горбатого могила исправит

Как растоптали казахстанскую мечту

Как растоптали казахстанскую мечту

Лабиринт без нити Ариадны

Лабиринт без нити Ариадны

Как коронавирус помогает железным дорогам Казахстана

Как коронавирус помогает железным дорогам Казахстана

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению

Рекомендуемые

В ЖКХ никто не хочет совершать ни революцию, ни эволюцию

В ЖКХ никто не хочет совершать ни революцию, ни эволюцию

25/11/2019
2.9k
Казахстан намерен привлечь американские инвестиции

Казахстан намерен привлечь американские инвестиции

27/09/2018
5.5k

Самые читаемые

  • Мартовские иды: как деградировала казахстанская оппозиция

    Мартовские иды: как деградировала казахстанская оппозиция

    5232 поделились
    Поделиться 2092 Tweet 1308
  • Земля тревоги

    28 поделились
    Поделиться 11 Tweet 7
  • Аскаров: В «земельном вопросе» начинаются страшные перегибы

    6770 поделились
    Поделиться 2707 Tweet 1692
  • Мухамбетов – фаворит, Айтенов идет в гору, Шукеев на дне

    3693 поделились
    Поделиться 1476 Tweet 923
  • Айтенов – крепкий хозяйственник, Искалиев поднимается, Шукеев «пробивает» дно

    5006 поделились
    Поделиться 2002 Tweet 1251
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти