«Потемкинские деревни» новой стройки века, дублирование аэропорта и отеля «Риксос» с аналогичными объектами в Шымкенте и колоссально низкий поток туристов в Туркестанскую область в этом году: все это ставит под сомнение целесообразность растраты огромных государственных бюджетов на очередной нефункциональный проект наподобие «EXPO-2017».
Перипетии вокруг аэропорта южного Казахстана поневоле привлекли внимание к тому, зачем вообще в нашей стране периодически устраиваются авралы по строительству в сжатые сроки очередных помпезных объектов транспортной и другой инфраструктуры. Ведь более логично и экономнее было бы планомерно и последовательно развивать ее сеть, как это делают некоторые географические соседи нашей республики.
В ЭТОЙ АВИА-СКАЗКЕ НЕТ ПОРЯДКА
Напомним, что недавно в СМИ активно обсуждался пост изсоцсетей жительницы Алматы, отправившейся полюбоваться достопримечательностями города Туркестан и одноименной области спустя примерно неделю после того, как этот регион посетил первый президент – Елбасы.
В ходе своей поездки он принял участие в церемонии открытия международного аэропорта Туркестана. Как сообщалось, аэропорт был возведен в соответствии с международными стандартами с использованием современных технологий.
Хотя на фотографиях и в видеорепортажах с церемонии этот объект фигурировал под названием «Turkistan InternationalAirport», уже известно его новое название – «Hazret SultanAirport». Так же называется и мемориальный комплекс «Хазрет Султан» («Святейший султан»), включающий мавзолей Ходжи Ахмета Яссави, возведенный по приказу Тамерлана, и крупнейшая в Центральной Азии мечеть, возведенная в столице Казахстана.
Новый аэропорт строится турецкой «YDA Group», причем по словам представителя руководства области, инвестор намерен подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса на самую быструю стройку аэропорта в мире! К тому же это первый аэропорт в нашей стране, построенный с нуля за годы независимости. Его терминал может обслуживать ежегодно порядка 3 млн. пассажиров при том, что численность населения Туркестанской области составляет немногим более 2 млн. человек, а в Туркестане – около 180 тыс. человек.
Конечно, зная истинные возможности отечественного туристического бизнеса, к тому же несущего серьезные потери из-за пандемии коронавируса, верится с трудом, что область и город смогут принять столь мощный поток гостей, а аэропорт удастся запустить на полную мощность.
Как бы то ни было, упомянутая выше алматинка, сама работавшая в сфере авиации, вместо шикарного нового аэропорта обнаружила на его месте строительную площадку. Готов оказался лишь фасад аэропорта, а вокруг него продолжалась стройка века.
В акимате области, курирующим этот проект, пояснили, что первый президент – Елбасы присутствовал на техническом открытии объекта, а впереди у этой стройки еще немало работ.
По совпадению одновременно с информационной шумихой вокруг «открытия» аэропорта в Туркестане, строительство которого обойдется почти в 70 млрд. тенге в рамках механизма государственно-частного партнерства (частный инвестор будет эксплуатировать его в течение трех лет, а потом передаст в коммунальную собственность областному акимату), было принято решение городских властей Шымкента выставить местный аэропорт (точнее, его старый терминал) на тендер по передаче в доверительное управление с правом выкупа по стартовой цене 5,2 млрд. тенге при условии вложения в него инвестиций объемом в 6 млрд. тенге на протяжении 10 лет.
Одновременно с этим проектом, там же ведет строительство нового терминала стоимостью 21,5 млрд. тенге авиакомпания «SCAT», уже вложившая почти 5 млрд. тенге.
По завершении этот терминал сможет принимать ежегодно порядка 3,5 млн. пассажиров в роли нового южно-казахстанского авиационного хаба. Одновременно городские власти Шымкента ставят задачу увеличения пассажиропотока и перед новым владельцем старого терминала. А поскольку роль нового мощного авиа-хабаотводится и строящемуся аэропорту Туркестана, то получается, что в сумме регион замахивается на ежегодный пассажиропоток через его аэропорты в районе 7 млн. человек!
Между тем официальная статистика показывает, что за первое полугодие текущего года Туркестанскую область посетили всего 41,2 тыс. человек, тогда как город Шымкент привлекателен для туристов гораздо больше – 69,9 тыс. человек.
Тем не менее, для сравнения: Алматы за это времяобслужил 353,2 тыс. гостей!
Ясно, что если и развивать воздушную гавань в Южном Казахстане, то логичнее делать это в Шымкенте, где и пассажиропоток выше, и население больше, и бизнес емче, и туристов привлечь вероятнее, которые уже через Шымкент отправятся знакомиться с достопримечательностями Туркестана и Туркестанской области, где смогут заночевать на одну-две ночи. А потому: есть ли вообще смысл в строительстве аэропорта в городе Туркестане – вопрос, как говорится, риторический. Тем более, с таким нагромождением «потемкинских деревень», введением в заблуждение широкой общественности, центральных властей и самого Елбасы.
Почему власть в Нур-Султане спокойно наблюдает за столь агрессивной экспансией администрации Туркестанской области в аэропортовской сфере, пока непонятно. К тому же, аэропорт Туркестана если его все-таки достроят, будет частным в первые годы деятельности! Поэтому Министерство индустрии и инфраструктурного развития, курирующее в правительстве гражданскую авиацию, вряд ли сможет вмешаться или как-то повлиять на его работу, если что-то пойдет не так.
А если учесть, что аэропорт Алматы принял в прошлом году 6,4 млн. пассажиров, и намерен держать эту планку еще выше после строительства его новым владельцем международного терминала стоимостью порядка $200 млн., то и вовсе становится непонятным, за счет чего Туркестан намеревается всерьез конкурировать с крупнейшей авиагаванью страны.
СКОЛЬКО МОЖНО НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?
Увы, описанная выше ситуация, когда огромные инвестиции буквально зарываются в землю в спешке, является весьма привычной для казахстанской реальности. У жителей столицы, да и всего Казахстана, свежи еще в памяти строительные авралы с объектами выставки «EXPO-2017», на которые ушло порядка 500 млрд. тенге бюджетных средств.
Она прошла на тему «Энергия будущего» и по ее итогам Казахстан должен был привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных источников энергии. Но в реальности конкретной пользы от выставки практически не было, ибо солидные инвесторы в этой сфере так и не появились, а доля энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, по-прежнему остается низкой в Казахстане, где энергетическую погоду делает в основном уголь.
Символично, что как раз после этой выставки столица страны начала регулярно погружаться в смог, которого раньше там не было, и только совсем недавно туда был подтянут газопровод. Объекты же выставки, переданные в ведение Международного финансового центра «Астана», используются далеко не полностью, поглощая немалые бюджетные средства, практически сошел на нет и вызванный ею строительный бум на левом берегу столицы.
Печальная судьба постигла и проект по строительству легкорельсового транспорта (LRT) в столице, который должен был связать международный аэропорт Нур-Султанас объектами «EXPO-2017», комплексом «Абу-Даби Плаза» и новым железнодорожным вокзалом.
Средства, выделенные на реализацию этого проекта, были расхищены, а в память о нем в столице красуются только массивные бетонные опоры. Не достроен и комплекс «Абу-Даби Плаза», а генподрядчик этого проекта — арабская компания «Arabtec Holding» — объявила о своем банкротстве. Тема завершения этого комплекса поднималась во время недавнего визита правительственной делегации в ОАЭ с руководителями компании «Aldar Properties», заверившими, что все работы будут закончены в следующем году. Между тем договоренность о возведении комплекса была достигнута еще в 2006 году в ходе визита тогдашнего главы государства Нурсултана Назарбаева в ОАЭ, то есть почти 15 лет тому назад!
Увы, весьма схожий инвестиционно-авральный бум, так хорошо знакомый казахстанцам, повторяется теперь и в Туркестане. После того, как в 2018 году руководство страны дало поручение правительству превратить этот город в культурно-духовный центр тюркского мира, строительство там идет ударными темпами даже в нынешние коронавирусные времена.
Помимо аэропорта, возводятся новые здания областного акимата, музыкальной школы, ЦОНа, спортивной школы олимпийского резерва, Дворца бракосочетания, центра приемов, визит-центра, амфитеатр и музыкальный фонтан. Какое отношение эти современные объекты имеют к культуре и духовности тюркского мира, сказать сложно, как и то, насколько доступен будет для массового туриста фешенебельный отель «Rixos Turkestan» при том, что в соседнем Шымкенте далеко не заполнен «Rixos Khadisha».
И уж наверняка можно утверждать, что выстроенный с иголочки современный Туркестан заведомо будет уступать по привлекательности архитектурного облика находящимся неподалеку в Узбекистане Самарканду, Бухаре, Хиве и Ташкенту. А отечественные эксперты и вовсе называют полной архитектурной безвкусицей строящиеся в Туркестане объекты.
Впрочем, стоит вспомнить в этой связи, что нечто подобное задумывается сейчас и в соседней России, где намерены превратить город Сергиев Посад в столицу православия, аналог Ватикана. По подсчетам тамошних экспертов, расходы на этот проект могут превысить на порядок ежегодные затраты федерального бюджета на программу благоустройства российских городов! Продвигает его руководство РПЦ, обратившееся к российскому президенту с просьбой рассмотреть и поддержать соответствующую концепцию.
Однако в Кремле по понятным причинам не спешат реализовывать эту затратную идею. Хорошо бы сейчас и в Казахстане перестать спешить с инвестициями в амбициозные проекты, особенно в таких исторических духовных центрах, каковым является для тюркского мира Туркестан.
Стоило бы также пересмотреть роспись расходов на них – ведь средства Национального фонда не безграничны и быстро истощаются, а впереди еще вторая волна коронавируса!
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости