Со времен великого комбинатора Остапа Бендера широко гуляет лозунг про то, что заграница нам поможет! За весь коллективный Запад не ответим, а вот конкретно Французская федерация производителей семян кукурузы уже помогает. В первую очередь своим организационным, научным, агротехническим опытом и собственно семенами. Не все элементы обширного потенциала французских аграриев можно адаптировать под казахстанские реалии, и все-таки перенять с пользой можно многое.
СОЮЗ КУКУРУЗЫ И КОРОВЫ
Средняя Франция – долина реки Луары. Кругом живописная пастораль, где обязательный элемент пейзажа коровы голштинской породы (молочное направление высокой продуктивности). Вокруг этой коровы давно отлажены мощнейшие индустрия и инфраструктура, интегрирующие в себя вопросы от кормопроизводства до готовой молочной продукции.
Корма в случае животноводства – это основа основ. Как у Карла Маркса каков базис – такова и надстройка, как в строительной отрасли какая база – такая и стройка, так и в животноводстве: какая кормовая база – такая и продуктивность.
Французская федерация производителей семян кукурузы (далее – Федерация) сфокусирована на кукурузе для силоса. Если кукуруза на зерно идет в первую очередь на стол человека, то кукуруза на силос тоже работает на человека, только более длинной и сложной цепочкой. Силос – это своеобразные консервы для животных (в нашем случае – коров), где та же кукуруза сохраняет 70 % витаминов и микроэлементов, имеет высокую энергетическую ценность.
Тот факт, что Франция остается крупнейшим европейским производителем сливочного масла, сыров (более 400 сортов) и говядины, прямо и косвенно подтверждает, что с кормами все в порядке.
В Казахстане, к сожалению, именно кормопроизводство остается узким местом отечественного животноводства. Когда был взят крен в сторону мясного животноводства с его откормочными площадками, то из-за несбалансированного развития скотоводческой отрасли нехватка кормов еще больше обострилась. По республике дефицит кормов (по разным оценкам) составляет 9-10 млн тонн кормовых единиц, что приводит к недополучению 13-15 % валовой продукции животноводства.
По прогнозам казахстанских синоптиков, из-за изменения климата республику в ближайшие годы ожидают зимние дожди, весенние заморозки и летние засухи. Все вместе ничего хорошего сельскому хозяйству вообще и животноводству в частности не обещает. К счастью, любые проблемы появляются вместе со способами их решения, и вопросы производства кормов здесь не исключение.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ
Средняя площадь земельных угодий во Франции составляет около 28 га. Это больше, чем аналогичные показатели в большинстве государств Евросоюза, хотя по сравнению с Казахстаном смотрится скромно даже на фоне местных фермеров, не говоря о зерновых компаниях.
Фактор сравнительно небольших наделов сельскохозяйственного назначения преодолевается с помощью высокоинтенсивной обработки земли. А в данном вопросе помогает развитая сельхозкооперация. В Казахстане в свое время тоже пытались оседлать коня сельскохозяйственной кооперации, но дело не пошло. То ли организационного ресурса не хватило, то ли кадрового, однако в данном аспекте аграрные пути Франции и Казахстана разошлись.
Если мы вернемся в долину реки Луары, то сельхозкооперативы могут быть самыми разными как по количеству участников, так и по профилю деятельности. Одно хозяйство при необходимости и желании состоит сразу в нескольких кооперативах, где один занимается кормами, другой ветеринарией, а третий сбытом готовой молочной продукции. Главное здесь то, что права и обязанности членов сельхозкооперативов четко прописываются, а подписанные договоры неукоснительно исполняются. В противном случае кооперативное движение в аграрном секторе не получилось бы «обреченным» на успех.
Федерация работает с кооперативами вроде «Лимагрен», который был основан французскими фермерами в 1965 году, а теперь имеет статус международного сельскохозяйственного кооператива. Общие продажи группы более 2 млрд евро, в нее входят 1500 фермеров-акционеров, а число работников превышает 9000.
Входящая в Федерацию компания поставляет фермерам определенный вид гибридов кукурузы, а те их выращивают и продают либо используют сами. Договоренности с одной стороны индивидуальные с каждым конкретным кооперативом, а с другой стороны общие для всех его членов. Еще раз повторим: правила касаются всех и соблюдаются строго.
НАУКА
Кооперативы и Французская федерация производителей семян кукурузы настолько сильно переплетены друг с другом, что часто трудно определить, где кончается одно и начинается другое. Все вместе они предельно тесно дружат с наукой. Тот же «Лимагрен» 13 % от продаж инвестирует в исследования. В структуру Федерации, членами которой являются аграрные межпрофессиональные союзы, входит институт растениеводства «Арвалис» (Arvalis).
«Арвалис» хоть и занимается растениями – кукурузой в частности – но в обязательной привязке к молочному животноводству. Кукуруза на силос идет полностью, однако молоть ее нужно грамотно. Например, рубец (самая большая камера желудка коровы) должен эффективно перерабатывать силос. Поэтому оптимальный размер кусочка – 10-12 мм (20 мм для животного уже считается большим). Кукурузное зерно в идеале должно быть раздроблено на четыре части.
Научные результаты необходимо интегрировать с производственным процессом. Ведь для дробления кукурузы в заданных пропорциях и комбинациях требуется специальная техника, способная все это осуществлять. Плюс квалифицированные операторы по работе с нею, а также сервисные службы, быстрая доставка запчастей и много чего еще, что обеспечивает бесперебойный ритм работы.
Сухого вещества в кукурузе должно быть у отметки 32 %, влаги необходимо достаточно, крахмал требует показателя в 80 % (меньше нельзя, но и больше не нужно – везде требуется определенная специалистами оптимальность).
При формировании силоса французы предлагают смешивать кукурузу с люцерной, соевым шротом и рапсом. На 1 кг кукурузы рекомендуется 150 г соевого шрота или 250 г рапса.
Силосная яма – отдельное направление научных изысканий. Глубина должна быть не менее 2 метров, края и поверхность при этом не доминируют, ибо в таких местах процесс смешивания и утрамбовки протекает не так эффективно, как в «эпицентре».
Самому силосу положено вылежаться минимум 2-3 недели, а правильное его использование не должно превышать полгода. Золотое сечение для силоса – 2-3 месячная «выдержка».
Французские гибриды, которые выращиваются в Казахстане – все на орошении. Потому что при постоянном поливе они дают 8 – 12 тонн с га (где-то и 15 не предел), а на богаре – 2 тонны.
Коровы требуют еще более чуткого и трепетного подхода, чем растения, поскольку они домашние животные. Если у коровы правильное питание, хорошее помещение, рациональное содержание, выдержанный температурный режим, чистота и жизнь без стрессов, то она радует владельца невероятными удоями. Тем более, когда речь идет о голштинской породе.
Ученые давно выяснили, что коровам молочных пород требуется в первую очередь стойловое содержание. Если трава хорошая, то хозяин может выпустить ее погулять на короткие дистанции. А в целом закономерность прямая: больше километраж – меньше удой.
УПОР НА ОПТИМАЛЬНОСТЬ
Дорогостоящий голштин при непродуктивном использовании бесполезен. Но чтобы его использовать продуктивно, нужно соблюсти очень большое количество условий. Все вместе выстраивается в разветвленную и сложную синергетическую цепочку, где гибриды кукурузы на силос нельзя ни исключить, ни игнорировать.
Кормопроизводство с советских времен было слабым местом Казахстана. На этой почве проверенные временем мясные породы крупного рогатого скота не набирали должные параметры веса, а молочные не показывали надоев. Примечательно, что специалисты и просто практики животноводства все это понимали, разрабатывали рекомендации, но прогресс так и не набрал должной динамики.
В «ревущие девяностые» из-за разнообразных проблем от выхода из строя водопойных пунктов до разгула криминала поголовье коров в республике сократилось. Попутно произошла реструктуризация пород. Представителей высокопродуктивных пород стало меньше, так как инфраструктура под них резко сократилась, а вот неприхотливых коров стало больше. Когда КРС может употреблять в пищу камыш – это, безусловно, плюс, но и роста производства молока, сливочного масла, творога и сыров в таких условиях ожидать не приходится.
Сам факт того, что аграрная сфера Казахстана обращается к семенам, опыту и рекомендациям Французской федерации производителей семян кукурузы, свидетельствует об оздоровлении сельскохозяйственной отрасли страны. Она усложняется и становится восприимчивой к трудозатратным вещам с повышенной ресурсоотдачей.
Кстати, это касается не только кормов для КРС. Частичная смена поголовья овец-мериносов на традиционные породы кочевников позволила чабанам и сельским жителям пережить трудный период, но потом выяснилось, что рынок готов платить в первую очередь за тонкорунную шерсть, после чего пришлось возвращаться к современным продуктивным породам.
Французские гибриды кукурузы ставят перед казахстанскими аграрниками расширение клина орошаемых земель. Своим следствием это тянет вопросы эффективного водопользования и водосберегающих технологий.
Это ведь только в роликах «Архитекторов будущего» из компании TDFA все проблемы и сложные вопросы легко решаются с помощью незамысловатого коктейля из ахинеи и политики. Кстати, раз мы коснулись темы реальных агропроизводителей и воздухогонов, то кооператив «Лимагрен» не требовал себе 5 млн га и особый правовой режим. Зато люди реальной работой всем показали, чего они стоят на деле.
Второй ковидный год неимоверно быстро толкает вверх цены на продовольствие. Серия весьма показательных закрытий границ и запретов на вывоз определенных видов продуктов питания резко актуализировала проблематику продовольственной безопасности. В таких условиях пункт из Национального проекта по развитию АПК на 2022 – 2026 годы от Минсельхоза, где кормопроизводство указано приоритетным сектором, наполняется более глубоким смыслом и содержанием.
Успокаивает, что отраслевые стратеги осознают причинно-следственную связь между силосной ямой с одной стороны и молоком, сыром и колбасой на прилавках с другой. Потому что когда картина видится целостно, тогда и достижение поставленных целей становится понятным. Здесь и помощь Федерации не пропадет втуне.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости