Президентская программа «Ауыл Аманаты» открывает перспективы использования машинно-тракторного парка отечественного производства для нужд ЛПХ
На XI Форуме машиностроителей Казахстана, который состоялся в Астане, живо обсуждали возможности применения отечественной сельхозтехники в личных подсобных хозяйствах республики. Начало здесь.
Реинкарнация МТС
Сейтказы Кешуов, доктор технических наук, академик и председатель правления ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии», ввел в курс дела по программе «Ауыл Аманаты».
Эксперт, рассчитанную до 2030 года программу считает хорошей. Ее объявил президент Касым-Жомарт Токаев. «Ауыл Аманаты» предполагает выделение сельчанам 1 трлн тенге на приобретение сельхозтехники для сельскохозяйственных кооперативов. Это может быть объединение ЛПХ (личные подсобные хозяйства), которое приобретает для своих нужд трактор, например, под 2% годовых.
На Юге страны 1,5 млн подсобных хозяйств. Если считать с членами семей, то в ЛПХ заняты 4 млн человек. Г-н Кешуов предлагает вернуться к практике МТС (машинно-тракторная станция), вокруг которых формировать кооперативы. Если снизу-вверх, то ЛПХ объединяются в кооперативы, а сельхозкооперативы взаимодействуют с МТС как стержневым элементом в плане технического обеспечения работы сельхозтоваропроизводителей.
Подобная синергия позволит обеспечить ЛПХ широким спектром разнообразной сельскохозяйственной техники, что в нынешних условиях функционирования отдельных парцеллярных хозяйств сделать трудно, если вообще возможно.
Пока есть возможность выстроить процесс таким образом, чтобы парк МТС формировался за счет техники казахстанского производства. При заявленном подходе произойдет не только обновление сельхозтехники, но и во многих случаях состоится само ее появление. Все это увеличит совокупное «число лошадиных сил на гектар», то есть повысит механизацию сельхозкооперативов, а значит будет способствовать росту производительности труда.
Машинно-тракторные станции – это ноу-хау социалистической модели хозяйствования. Изначально они формировались под крупнотоварное производство колхозов и совхозов. Даже советские экономисты и историки экономики считали ошибкой решение советских управляющих органов при Никите Хрущеве расформировать МТС и передать трактора, комбайны и прочие сельхозмашины на баланс колхозов.
Потому что произошел рост издержек из-за дробления крупных предприятий на группу мелких. Колхозам оказалось гораздо труднее решать вопросы с мастерскими, ангарами, складами, техническими кадрами, получением запчастей и другими вопросами логистики.
Сам принцип разумной концентрации технических ресурсов для сельскохозяйственной деятельности можно успешно реализовать и в условиях рыночных отношений. Здесь главное все принципиально продумать «на берегу», чтобы проблемы и неожиданные сложности не стали возникать уже на стадии претворения идеи в жизнь.
«Программа большая, триллион выделяется на всю линейку сельскохозяйственной техники, поэтому она может существенно продвинуть отечественное сельхозмашиностроение», – такую оценку «Ауыл Аманаты» дала модератор панельной сессии с точки зрения производителей сельхозтехники Динара Шукижанова.
Вызовы и возможности
Тот факт, что казахстанские сельхозмашиностроители набираются компетенций, расширяют производство и получают возможность закрывать все больший спектр потребностей отечественного АПК, не отменяет потребностей в приходе на местные промышленные мощности производителей мирового класса. В этой связи Динара Шукижанова поприветствовала «Ростсельмаш» как предприятие, показывающее отличный пример кооперации.
От российского производителя выступил Сергей Робченко – директор департамента продаж компании «Ростсельмаш» в Республике Казахстан. Если быть откровенными, то данный гигант сельхозмашиностроения не особо рвался на местный рынок. Тому были объективные объяснения в виде обширного объема спроса в Российской Федерации и больших поставок в Европу и США.
Однако геополитические потрясения резко перекрыли возможности продаж «Ростсельмаша» на рынки Европейского союза и Северной Америки, после чего ему на манер «Газпрома» пришлось совершать разворот на Восток и Юг. Сегодня у компании два сборочных производства с казахстанскими партнерами в г. Кокшетау.
Когда в Казахстан приходят гиганты, производящие десятки типов техники и полторы сотни моделей и модификаций, то это естественным образом обогащает местное сельхозмашиностроение новыми технологиями, инженерной и сервисной мыслью.
Сфера сельскохозяйственного производства одновременно важная, большая, тонкая и чувствительная, где неправильные решения могут иметь весьма неблагоприятные последствия (часто растянутые во времени и пространстве).
Из сегодняшнего дня кажется странным, что в эпоху изобилия нефтедолларов сельхозмашиностроение оказалось на периферии государственного внимания и заботы. Тем не менее, вера в то, что за деньги можно купить всего и сколько хочешь, потребовала мощного столкновения с реальностью.
Сначала пандемия ковида наглядно продемонстрировала, что даже медицинские маски могут стать дефицитом, который невозможно решить с помощью одних только денег. Потом боевые действия, нарушения цепочек поставок, требования мощных игроков заставили задуматься о базовых вещах для людей и государств. Во все времена такими ресурсами были еда, земля, вода и энергия. Сельхозмашиностроение завязано на все четыре ключевых компонента выживания.
Нам очень импонирует вьетнамская модель развития машиностроения. Там, чтобы ввезти автомобиль, нужно заплатить пошлину в 100 % от его стоимости. Или покупать авто вьетнамской сборки. С точки зрения казахстанских привычек и структур повседневности выглядит жестковато, зато мировые автопроизводители не ленятся локализовать производства на территории Вьетнама.
Еще раз повторимся: все что связано с АПК и продовольствием – сфера чрезвычайно деликатная. Но если население, бизнес и государство понимают стратегию и видят процесс во всей его полноте, понимают конечные цели и как будут выстраиваться линии жизни в динамике, то шансы на серьезное развитие резко повышаются.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости