На XI Форуме машиностроителей Казахстана в рамках панели, посвященной автомобильной промышленности обсудили рост производства авто практически во всех нишах, мелкоузловую сборку и наиболее популярные модели среди покупателей. Начало здесь.
Внутривидовой расклад
По данным Бюро национальной статистики АСПИР РК, объем производства в натуральном выражении за 2022-ой год составил 113206 машин. Из них 103345 штук – это легковые автомобили, 7834 – грузовые, автобусов – 1358 и 670 единиц спецтехники.
По сравнению с 2021-ым годом рост по всем позициям, кроме грузовиков. В тот год их было выпущено 10647 штук.
Если мы возьмем финансовое измерение выпущенной автомобильной продукции, то в 2021-ом году она составляла 739 млрд 86 млн тенге, а в прошлом году уже 1 трлн 200 млрд 953 млн тенге. При сравнении с 2018 годом – около 205 млрд тенге – четко видно, что несмотря на все негативные колебания на внешнем контуре Казахстана его автомобилестроение демонстрирует завидную положительную динамику.
Автомобильная доля
Руслан Хисамутдинов в своей презентации поделился тем, как видится ситуация в отрасли с позиции МИИР. В денежном выражении 1229,8 млрд тенге – это 30,6 % от 3,1 трлн тенге всего машиностроения республики за прошлый год.
Если сравнивать с 2017-ым годом по инвестициям, то это 4 млрд тенге тогда, против 10 млрд в 2022-ом. По экспортным поставкам было продаж автомобилей на $54 млн в 2017-ом и стало $591 млн в прошлом.
На сегодняшний день количество предприятий (юридических лиц) с соглашениями по промышленной сборке составляет 107. Фактическая численность производственных рабочих 4,5 тысячи человек. Ну а доля отечественного производства на рынке новых автомобилей 77 %.
Мультипликатор
Мультипликативный эффект автопрома считается одним из самых высоких фактически для любой экономики. Правда, здесь нужно иметь в виду, что когда в стране появляется промышленная сборка автомобилей, то это само по себе выступает маркером достаточно солидной стадии экономического развития.
Наращивание производственного потенциала способствует ускорению всех этапов технологического процесса. Одно рабочее место в автопроме создает до 9 рабочих мест у поставщиков и до 5 косвенных рабочих мест в отраслях обрабатывающей промышленности.
В свое время стал хрестоматийным пример с «АвтоВАЗом» в Тольятти, где на 1 рубль инвестиций непосредственно в автозавод приходилось 10 рублей вложений в металлургию для автомобильной промышленности, производство стекла, резинотехнических изделий, разнообразной электрики, фар и так далее.
Крупноузловая сборка (DKD) – это 100 операций, а мелкоузловая сборка (CKD) уже 1000 операций, что требует кардинально отличающихся ресурсов рабочей силы и оборудования.
Поскольку РК проходит развитие автопрома «с нуля», то все стадии процесса уже достаточно хорошо известны и понятны. Сначала это импорт готовых автомобилей, потом начало крупноузловой сборки. Дальше формируется организация производства полного цикла методом мелкоузловой сборки. Следующая фаза – это производство автокомпонентов. Ну и вершина пирамиды автомобильной индустрии: развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Этапы пути
Любая схема требует упрощений, что отрывает ее от реальной жизни. Но данная жертва неизбежна, чтобы сделать картину более понятной для широкой публики. В качестве рубежа крупноузловой сборки возьмем 2010 год. Тогда в Казахстане методом DKD (другое название SKD) собирались бренды «Lada», «Kia», «Škoda» и «Peugeot». В зависимости от модели требовалось до 120 операций и 40 комплектующих. Общий объем производства в 2010-ом составил 3176 единиц.
В 2020 году CKD предполагает сварку, окраску, более 1000 операций и свыше 830 комплектующих. По моделям мы видим Lada Granta; Hyundai Accent, Tucson, EX5, EX8, EX9; Chevrolet Onix; School bus, City bus; Jak S3, X200; Chery; Changan Auto Haval; Kia Sportage. В тот рубежный год произведено 75099 автомобилей.
На 2023-ий год в планах развития стоит производство автокомпонентов по лицензионным соглашениям. Для реализации проектов будет использован потенциал Фонда развития промышленности. Работа предполагает встраивание в соответствующие цепочки производства, расширение рынка сбыта, создание собственной испытательной лаборатории. Отдельно нужно выделить развитие НИОКР и кадрового потенциала.
Поэтапный переход к увеличению доли мелкоузловой сборки среди выпускаемых в Казахстане моделей предполагает соответствующее стимулирование со стороны государства. Заявлен курс приоритетной поддержки тем автопроизводителям, которые больше локализуют производство на местных мощностях (больше казахстанская составляющая – выше субсидирование). Правительство, со своей стороны, обещает дебюрократизировать ряд процессов, направленных на стимулирование производства.
За кадром
В ходе панельной сессии по делам автопрома вне фокуса внимания оказалась индустрия подержанных автомобилей. Между тем, в Казахстане это очень развитая часть автомобильной отрасли. Многие СТО в республике по факту являются автомобильными мастерскими, где наряду с устранением поломок могут произвести качественный восстановительный ремонт по кузову, капитальный ремонт двигателя, сделать тот или иной тюнинг.
В итоге получается, что новые автомобили средних и нижних ценовых ниш конкурируют с машинами верхнего и среднего уровня, которые находятся в длительной эксплуатации. Если пробежаться по сайтам продаж подержанных легковых автомобилей, то запросто можно найти машины с двадцатилетним сроком выпуска, которые на ходу и в приличном состоянии. Отдельно подчеркнем, что речь идет не о ретро-автомобилях, а самых обычных четырехколесных друзьях человека, которые выполняют те или иные повседневные функции.
Большой парк сильно подержанных автомобилей – это ответ на спрос среди не особо зажиточных категорий автолюбителей. Но у этих машин объективно имеется своя слабая сторона: с каждым годом растут расходы на их поддержание в рабочем состоянии. Что характерно, для людей в теме это не является открытием Америки, просто приходится искать компромисс между финансовыми возможностями довольно многочисленных потребителей и предложением со стороны квалифицированных сварщиков, автослесарей, электриков и других специалистов по работе с далеко не новыми авто.
Часто своя машина у таких автовладельцев является не прихотью, а производственной или бытовой необходимостью (возить мелкооптовые грузы, детей в школу или самому мотаться по делам). Здесь адекватным ответом видится расширение программы автокредитования для автомобилей казахстанского производства. Чем более благоприятными будут условия для приобретения новых машин с заводов республики, тем более высоким получится платежеспособный спрос. Сами по себе размеры парка подержанных авто показывают, что потребность в обновлении присутствует весьма солидная.
Новые горизонты
В ходе работы Форума машиностроителей Сергей Могилатов сообщил, что автозавод в Костанае уже в этом году готов запустить мелкоузловую сборку модели Lada Granta. «Все действия согласовали с «АвтоВАЗом», осталось буквально перерезать ленточку», – подчеркнул советник гендиректора ТОО «СарыАркаАвтопром».
Первоначальные планы предприятия на 2023-ий год предполагали общий выпуск 90 тысяч автомобилей, но потом его повысили до 100 тысяч. Государство при этом настаивает на повышении уровня локализации, о чем мы уже писали выше и поддерживает свою установку финансово. Поэтому перевод новых моделей на CKD-сборку является вполне естественным ответом на складывающуюся конъюнктуру.
Промышленная сборка автомобилей «АвтоВАЗа» в РК в свое время была организована на площадке «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Потом в силу различных обстоятельств российскому автопроизводителю в марте 2021-го пришлось сменить индустриального партнера на костанайский «СарыаркаАвтоПром», где планировалось собирать Lada Vesta, X-Ray, Granta и Largus, а также автомобили семейства Niva.
Из-за санкционной войны автозавод в Тольятти весной прошлого года приостанавливал работу в связи с нехваткой импортных комплектующих. Однако уже в июне производство Lada Granta было перезапущено по упрощенной версии. Модель пользуется спросом в своей нише, а потому организация ее выпуска в Казахстане имеет производственный и коммерческий смысл.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости