Какой пакет срочных антикризисных мер может принять правительство Казахстана
Антикризисные меры правительства могут включать стабилизацию платежного баланса и курса национальной валюты, стабилизацию расходных и доходных потоков через консолидацию фондов и институтов с государственным участием, укрепление банков государственным стержнем, превращение граждан в инвесторов через подъем благосостояния. Начало здесь и здесь.
ВНЕШНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТУР
В действующей экономической модели закольцованы – в пользу внешней эксплуатации, несколько как бы методологических, а на самом деле идеологических монетарных постулатов:
а) правительство не вмешивается в «свободно» складывающийся внешний платежный баланс;
б) курс национальной валюты – плавающий, определяемый тем же «свободным» соотношением входящих и выходящих валютных потоков;
в) Национальный банк поддерживает только текущую ликвидность банков второго уровня, долгосрочное фондирование не осуществляется;
г) базовая ставка Национального банка устанавливается на уровне, превышающем инфляцию.
В целом такая модель делает доступными кредиты и инвестиции только субъектам внешнеэкономической деятельности, и только с внешнего финансового рынка, и тем самым обеспечивается вывоз не только природного сырья, но и доходов от внешнего инвестирования и кредитования.
И этот же закольцованный монетарный набор надежно блокирует любое не вписывающееся во внешний интерес внутреннее развитие.
Во времена избыточности платежного баланса обменная эмиссия тенге обеспечивала определенное расширение и внутренней экономики, но и то в основном в сторону основанного на импорте потребления. Ныне же, когда «свободный» платежный баланс надежно дефицитен, у монетарных властей нет иного выбора, кроме как «палить» резервы или понижать обменный курс национальной валюты.
Соответственно, для преодоления разрушительного искуса девальвации, несущей не только экономическую и социальную дестабилизацию, монетарная антикризисная монетарная политика должна основываться на следующем:
А) Входящие-выходящие валютные потоки подлежат государственному регулированию в той мере, которая гарантирует не дефицитность платежного баланса. Ответственность за это несут Национальный банк и холдинг «Самрук-Казына», а также правительство.
В частности, оформление внешнеэкономических сделок государственными компаниями и компаниями с решающей государственной долей переводится в казахстанские банки, счета в офшорах ликвидируются, счета в заграничных юрисдикциях сохраняются лишь в оперативно необходимых объемах, отчетность по ним рассекречивается.
АО «КазМунайГаз», располагающая долей в нефте-газо-добывающих иностранных консорциумах, вносит в их управляющие органы аналогичные предложения. И со своей стороны делает прозрачной информацию об объемах физического экспорта, конечной выручке и ее бенефициарах.
Президент инициирует заседание Совета иностранных инвесторов с публичной трансляцией, на которое выносится вопрос о солидарной ответственности иностранных собственников за стабилизацию платежного баланса, включая возвращение в страну и продажу достаточного объема экспортной выручки, а также реинвестирование доходов от иностранных инвестиций и кредитов.
При необходимости, правительство и Национальный банк предпринимают и другие меры поддержания положительного платежного баланса. В частности, следует разобраться с так называемыми межфирменными заимствованиями, выросшими сейчас до почти двух третей общего внешнего долга ($99 млрд из $158 млрд). Через «обслуживание» этого канала и выводится основная часть валюты.
Б) Курс тенге – фиксируется. В перспективе, в стратегических интересах Казахстана – проведение общей курсовой, а затем и общей денежно-кредитной политики в ЕАЭС, и следовало бы уведомить партнеров о желании ускорить формирование общего финансового рынка. Однако следует заявить и о том, что пока Центробанк РФ придерживается «плавающей» курсовой политики, формирование такого рынка невозможно и курс тенге будет зафиксирован к доллару.
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТУР
В состав бюджета, как его валютная часть, включаются средства Национального фонда, с фиксацией не расходуемого резерва.
Активы государственных институтов развития также включаются в консолидированный государственный бюджет.
Деятельность холдинга «Самрук-Казына» непосредственно сопрягается с бюджетом: основным показателем становится (наряду с ответственностью за стабилизацию внешнего платежного баланса) выполнение плана наполнения бюджета.
ЕНПФ объединяется с фондами социальной защиты и медицинского страхования – в Государственный Фонд социального страхования и народного инвестирования. Все не используемые на текущие выплаты средства инвестируются в находящуюся под государственным тарифным регулированием инфраструктуру: электроэнергетика, ЖКХ, трубопроводы и железные дороги. Остающиеся свободными накопления направляются, под бюджетные гарантии, на финансирование предусмотренных бюджетом затрат на автодороги, строительство, сельское хозяйство, ЖКХ энергетику и другие инвестиционные направления.
Общая задача: в формируемых внешним кризисом ухудшающихся условиях не только не сократить бюджетное наполнение, но и превратить республиканский и местные бюджеты в оплоты социальной обеспеченности и источники инвестиционного развития.
Для дополнительной стабилизации консолидированного бюджета правительству было бы уместно выпустить государственные беспроцентные облигации «Казахстан-2050» на сумму 50 миллиардов долларов, со сроками погашением после выполнения выдвинутой Елбасы одноименной программы, и обратиться к Первому президенту с предложением распределить эти облигации по подписке среди соратников.
БАНКОВСКИЙ КОНТУР
Приватизированная еще в девяностые годы банковская система, создаваемая по канонам МВФ как внутренние сети – проводники внешнего финансирования, сама находится в системном кризисе. Мечущийся в вариантах учетных ставок и «инфляционного таргетирования» Национальный банк фактически – через девальвацию национальной валюты, является главным организатором инфляции во внутреннем экономическом контуре.
Банки второго уровня являются крупнейшими потребителями непрерывной государственной помощи, уходящей всего лишь на недопущение обрушения, без созидательной пользы для экономки и населения.
Оздоровление банковской системы требует создания в ней стержня, гарантирующего:
а) не вызывающую ни малейших сомнений сохранность и положительную доходность счетов и накоплений хозяйствующих субъектов и населения;
б) предоставление длинных и дешевых кредитов требующим развития внутренних производств.
Основа для решения такой задачи имеется, это «Халык банк», имеющий к тому же и подходящее название. Было бы правильным обратиться к собственникам этого банка с предложением продать его по справедливой цене государству с превращением в Народный инвестиционно-сберегательный банк.
Поскольку фиксация курса тенге исключает влияние внешнеэкономического контура на монетарное наполнение внутренней экономики, а сама валютная конвертация гарантируется Минфином в рамках консолидированного бюджета, Национальный банк получает возможность заняться своим прямым делом: планировать и осуществлять достаточную для запланированного экономического роста внутреннюю кредитную эмиссию.
Часть такой эмиссии направляется непосредственно в бюджет – для финансирования, в рассчитанном объеме, дефицита.
Вторая кредитная эмиссионная линия предоставляется Народному банку – для кредитования запланированных объектов экономического и социального развития. При этом ставки кредитования в особо приоритетных направлениях, например, на создание крупно-товарных аграрных производств в пригородах столиц, областных и районных центров (новая коллективизация), устанавливаются в отрицательном диапазоне.
К примеру, получатель такого кредита должен будет вернуть только 75 % суммы, остальное берет на себя государство-инвестор.
Само собой, необходим институт планирования таких инвестиций – новый Госплан. Приложив определенные усилия, под это придется переориентировать Министерство национальной экономики.
КОНТУР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В сферах, обеспечивающих непосредственное функционирование государства и экономики, где даже в кризис ни уволить, ни оставить людей без зарплаты невозможно, задействовано существенно менее половины всего работоспособного населения.
Тогда как остальные зарабатывают средства на жизнь через как бы «не обязательные» занятия. Тем не менее, люди должны ходить в кино и театры, посещать рестораны и салоны красоты, покупать цветы и ездить на курорты. Именно такие сферы и пострадали в результате карантина, но и его прекращение и даже более-менее быстрое восстановление оставляет нерешенными накопившиеся проблемы.
Главная из которых – низкая платежеспособность населения. Так, если предприятия внешнего контура, даже при не слишком хорошей конъюнктуре, все равно загружены на большую часть мощности, то загрузка производителей во внутренней экономике и в докарантинные времена не выходила и на половину возможностей – не хватало спроса. Не говоря уже о возможностях роста.
Так, если недоступность и удушающая стоимость кредита является всем известной бедой малого и среднего бизнеса, то объективно еще большим фактором угнетения является недостаточность платежеспособных потребителей.
Структурно, это выражается в крайне низкой доле оплаты труда в ВВП: по статистике, на зарплату наемных работников приходится менее трети, тогда как прибыль корпораций занимает почти две трети валового национального продукта. И это соотношение следовало бы как можно решительнее перевернуть на обратное.
Механизм: в рамках консолидированного ЕНПФ-ФМС всем гражданам Казахстана, а также их детям, открываются не просто лицевые накопительные счета, но и возможности ими воспользоваться. Устанавливается ежемесячный лимит средств, используемых на оплату бытовых нужд – приобретение продуктов питания, лекарств и одежды, оплаты ЖКХ – все по безналичному расчету и в отношении включенных в реестры местных субъектов-производителей.
Второй лимит – возможность использования части накоплений на приобретение жилья, сложное лечение или специальное образование. То же – по безналичному перечислению и только по товарам и услугам с местным содержанием.
Со своей стороны, государство распределяет по накопительным счетам граждан необходимые для повышения платежеспособности и развития местных производителей суммы. Например, транш из Национального фонда распределяется поровну между бюджетом и накопительно-расходными платежными карточками казахстанцев.
Само собой, что пополнение накопительных счетов граждан производится из расчета создания гарантированного дохода, например, 2 % сверх инфляции, а по добровольным взносам – 6 %, что стимулирует вывод зарплат из тени и встречную накопительную активность населения.
Реализация такого плана, можно быть уверенными, не только сгладит трудности кризисного периода, но и позволит укрепить доверие к власти, активно улучшать экономику, поднимать настроение и благосостояние населения.
ПЕТР СВОИК
Автор:
Экономические ведомости