Шок от коронавируса нанесет сокрушительный удар по индустрии туризма и гостиничному бизнесу, взамен возродив загородную жизнь на самообеспечении
Новая реальность, которая наступит после пандемии SARS-CoV-2 придется не по вкусу представителям целых сфер и отраслей бизнеса. Некоторые из них не просто пострадают, но и вероятнее всего закроются на ближайшие годы. В зоне повышенного риска – туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, проведение всевозможных ивентов, форумов, симпозиумов, любых массовых мероприятий, сектор гражданской авиации.
Ясное дело, что далеко не каждому удастся перестроиться и уйти в дистанционный онлайн, а цифровизация не сумеет решить и предусмотреть ответ на все возникающие проблемы. Будет пересмотрена как мировая, так и региональная торговля: многие существовавшие до этого импортно-экспортные цепочки могут быть подвергнуты ревизии, а в условиях самоизоляции большинства стран, которая в той или иной форме, способна продлиться достаточно долго, упор придется делать на собственное местное производство.
И хорошо, если у страны имеется свой неплохой задел в обрабатывающей промышленности. Если его нет, хочет кто-то того или нет, придется кооперироваться с другими странами (лучше всего с соседями), у которых этот задел есть или больше – имеется положительный опыт развития производства и перерабатывающей промышленности.
Мы уже рассказывали о том, что нисколько не пострадает, а наоборот – получит второе дыхание агропромышленный комплекс – земледелие, животноводство, а также машиностроение, связанное с сельским хозяйством – производство сельхозтехники в качестве «орудий производства» для АПК.
Сюда можно также добавить продовольственный ритейл и фармакологию, плюс – логистику: складирование и грузовые перевозки, непосредственно завязанные на производство-доставку продуктов питания, медицинских препаратов и оборудования.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и строительный сектор, который скорее всего правильно «подстроится» под новую реальность. Ведь нужно будет (особенно в первое время) больше строить оптово-розничных центров для сельхозпродукции и товаров первой необходимости, новых больниц (особенно инфекционных), а в дальнейшей перспективе – не исключено, придется постепенно переключаться на индивидуальное жилищное строительство – загородные дома с территорией под свой огород и подсобные помещения.
Жизнь в загородных поселениях и своих частных домах – в относительной безопасности от потенциально санитарно-неблагополучных городских районов, на продовольственном самообеспечении и открытом воздухе – может стать одной из вариаций посткризисного будущего. А такая альтернатива мгновенно потянет за собой необходимость автомобилестроения и нефтепереработки.
Похоже, что такая структура жизни и занятости вполне возможно ожидает нас в ближайшие годы, а то и десятилетие.
И, к примеру, если те же ивент-агентства еще как-то теоретически смогут перестроиться, уйдя в интернет и формат видеоконференций, рестораны более плотно перейдут в сегмент доставки, то с отельным бизнесом и туризмом может случиться непоправимое.
Уже сейчас отдельные страны прорабатывают вопрос о вводе обязательного серийного теста на коронавирус при оформлении визы. Первый тест – за две недели до поездки, второй – накануне, а третий – возможен по прилету в аэропорт назначения.
Понятно, что к этой процедуре вынуждены будут прибегнуть большинство стран мира. Хотя и без усложнения процедуры выдачи-получения виз, было крайне сомнительно, что в ближайшие годы, кто-то всерьез захочет отдавать большие деньги за риск со спецэффектами: посетить зарубежную страну для того, чтобы если и не заразиться там коронавирусом, то уж точно – отсидеть по прилете домой 14 дней в глухом карантине.
Да, разумеется, в каждом обществе сейчас найдется тонкая прослойка граждан – так называемых «корона-диссидентов», которые живут в своем виртуальном мире, считают, что вирус COVID-19 – это выдумка мировой элиты или заговор масонов, громко ругаются в социальных сетях, демонстрируя крайне инфантильное поведение. Но даже они вряд ли захотят выкладывать свои сбережения за возможность пройти трехразовый тест на «несуществующий» вирус (ведь может и подтвердиться – это же заговор!), а затем отсидеть две недели в провизорном стационаре на родине.
Так что очень похоже, что мы живем не только в период смены эпох, но и кардинальных изменений в структуре занятости, быта и элементарной жизнедеятельности.
Автор:
Культурологические ведомости