МОН уполномочен разъяснить: как будут сдаваться экзамены и проходить защита дипломных в условиях дистанционки?
Коронавирусная инфекция внесла коррективы во многие сферы нашей жизни – из-за режима карантина и всеобщей изоляции приходится осваивать навыки работы на «удаленке», учебы в дистанционном формате, получения справок и подачи заявок онлайн. Конечно, не все и не всем дается просто.
Хорошо, когда государственные органы проявляют здравомыслие и трезво подходят к проблеме, стараются упростить, а не усложнить жизнь, найти решение, а не заволокитить процесс. Адекватные подходы демонстрирует сегодня Министерство образования и науки РК.
Конечно, перевести на дистанционку 3-миллионную «армию» школьников и 600-тысячную студентов ВУЗов было не просто. Однако несмотря на возникающие проблемы Минобр стремится не создавать излишних «напрягов» ни для учащихся, ни для педагогов.
Эту же адекватность чиновники Минобра демонстрируют в решении вопроса, в какой форме будут проходить экзамены и защита дипломных работ, в случае если карантин будет продлен. Прогноз этот хоть и пессимистичный, однако исключать неблагоприятный сценарий нельзя – тем более надо быть к нему готовыми.
21 апреля на официальной странице Министерства образования и науки РК в Facebook МОН провел онлайн-конференцию с представителями ВУЗов и НПП, где было озвучено много дельных предложений, а вице-министр Мирас Дауленов подробно рассказал, как будут проходить экзамены и защита дипломных работ в условиях дистанционки.
У ведомства есть пошаговый алгоритм сдачи и промежуточной аттестации, и комплексных экзаменов, и итоговой аттестации, и защиты дипломных. Этот алгоритм жестко не навязывается: все же министерство придерживается линии перехода к реальной академической самостоятельности высших учебных заведений.
Что важно: МОН не оказывает давления ни на ВУЗы, ни на студентов. ВУЗам предоставляется свобода определять, когда и в какой форме пройдут экзамены. Учитываются возможности студентов – например, доступ к Интернету, ведь многие из них после объявления карантина разъехались по аулам. Нет гонки за показателями, главное – это здоровье и интересы студентов.
Можно выделить следующие акценты:
Во-первых, для студентов, которые не могут сдать экзамены дистанционно, они могут быть перенесены на более поздний период с выставлением оценки «I» (Incomplete). Это касается учащихся, которые живут в сельской местности, где нет доступа к необходимым технологиям. Для отсрочки экзаменов студенту нужно обратиться с заявлением. Оценка «I» защитит учащихся от отчисления.
Во-вторых, ВУЗы могут отменить некоторые экзамены в случае, если оценка может быть выставлена на основе текущих оценок.
В-третьих, защита дипломных работ будет проведена онлайн.
В-четвертых, комплексный экзамен пройдет дистанционно. Онлайн-сопровождение сдачи экзамена и контроль учащихся зависят, конечно, в первую очередь от доступности технологий. Как отметил вице-министр Дауленов, руководство казахстанских ВУЗов утверждает, что они имеют системы, способные обеспечить честную сдачу экзаменов. Если же для проведения комплексного экзамена нужна практическая база, сроки сдачи экзамена могут быть перенесены.
В-пятых, ВУЗы могут также провести комплексный экзамен через суммативное оценивание на основе оценок, выставленных по базовым дисциплинам.
Важно отметить, что министерство не вводит никаких жестких регламентов и рекомендует ВУЗам пользоваться академической свободой. К примеру, если учебное заведение посчитает нужным перенести некоторые экзамены на летний период, оно может это сделать. Бланки дипломов государственного образца будут предоставлены всем ВУЗам. При этом министерство не устанавливает жестких сроков выдачи дипломов. В этом отношении высшие учебные заведения обладают свободой и должны руководствоваться, прежде всего, интересами студентов.
Надо отметить, что уже 16 марта 2020 года, то есть сразу после введения режима чрезвычайного положения, 116 казахстанских ВУЗов перешли на дистанционное обучение. Лекции и семинары проводятся в режиме онлайн при помощи MS Teams, Zoom и других сервисов, а задания студентов выполняются на платформах Canvas, Moodle, Univer и Platonus.
Приобретение навыков дистанционной учебы станет хорошим подспорьем и ценным опытом для казахстанских студентов. Освоив их, они смогут в будущем получить дистанционное образование в любом самом престижном ВУЗе, в любой точке мира. И что важно – оно значительно более бюджетное.
Сегодня эксперты отмечают, что за дистанционным обучением – будущее. Оно будет развиваться либо как самостоятельный вид образования, либо как часть классического офлайнового. Не исключено, что некоторые виды образовательных услуг уйдут в онлайн и там и останутся.
Любой кризис усиливает уже существующие тренды, заставляя пересмотреть прежние инерционные представления, которые мешали внедрять и развивать инновации.
По сути, современные информационные технологии уже давно позволяют учиться удаленно – существуют продвинутые платформы онлайн-курсов, широкий выбор программного обеспечения для заочного взаимодействия больших групп и контроля такой работы.
Однако консервативность мешала использовать потенциал дистанционных форматов обучения для оптимизации учебного процесса, в том числе в ВУЗах.
Коронавирусная инфекция и связанный с ней режим всеобщей изоляции заставил пересмотреть эти подходы. Как отмечают эксперты, переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса приведет к долгосрочным изменениям в системе высшего образования.
Автор:
Культурологические ведомости