Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 28 ноября на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным рассказал о предложении президента Владимира Путина создать трехсторонний союз России, Казахстана и Узбекистана.
Какой именно союз планируется создать пояснил пресс-секретарь президента Казахстана Руслан Желдибай. «…речь шла о создании «тройственного газового союза» России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана», – написал он на своей странице в Facebook.
Он добавил, что президенты Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин считают, что необходимо провести детальные переговоры с участием экспертов трех стран для поиска рационального решения данного вопроса с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Министр энергетики России Александр Новак также поделился с журналистами: «У нас есть большие возможности для расширения взаимного сотрудничества в том числе и по поставкам газа, по его переработке, что в принципе уже делается, по поставкам на другие экспортные направления – в частности, в Китайскую Народную Республику».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в свою очередь добавил, что эта инициатива еще только будет оформляться, но уже понятно, что такой союз нужен для координации вопросов по газовым поставкам и инфраструктуре.
«То, что имеет в виду президент Владимир Путин, – это создание на первом этапе координационного механизма. Может быть, конечно, это все еще предстоит обсуждать с неким юридическим лицом», – отметил он.
«Речь идет о том, что это огромная, обширная территория в очень важном регионе, и, конечно, маршруты поставок энергоносителей, газа и так далее чрезвычайно актуальны для этой территории. Там очень разветвленная сеть и координация действий – это то, что будет соответствовать интересам всех трех стран упомянутых», – сказал представитель Кремля.
Он также отметил, что и у Казахстана, и у Узбекистана быстро развивается экономика. Соответственно растут внутренние потребности в газе, а также обе страны торгуют на внешних рынках. «Это требует определенного рода синхронизации», – подчеркнул Песков.
По его словам, Россия с Казахстаном в качестве партнеров по ЕАЭС тоже имеют планы по развитию этой отрасли и в перспективе – планы по созданию общих энергетических рынков. Кроме того, Узбекистан сейчас активно присматривается к ЕАЭС и является наблюдателем.
Он также обратил внимание на потребности в газе северного Казахстана, который обеспечиваются из России. «Там своих возможностей у Казахстана нет, и там есть варианты либо брать газ из России и обеспечивать потребности северного Казахстана, либо тратить десятки миллиардов долларов, чтобы туда тянуть новую трубопроводную систему», – пояснил он.
В то же время Россия развивает восточносибирские месторождения, которые, в том числе, ориентированы на экспорт. «Все это требует сложения действий, обсуждения, координации между тремя странами – Россией, Казахстаном, Узбекистаном», – подчеркнул Песков.
Россия сейчас безусловно заинтересована в новых транзитных путях для транспортировки газа, но и страны Центральной Азии не менее озадачены покрытием потребностей в природном газе. В Казахстане газификация остается на уровне 53 %, доступ к газу имеет чуть больше половины населения, в газе остро нуждаются северные, восточные и центральные области Казахстана.
Сегодня значительную часть газа страны Центральной Азии получают из Узбекистана. Узбекский газопровод связывает Ташкент, Бишкек и Алматы. Кыргызстан сегодня в целом снабжается за счет «Газпрома», который взял на себя эти обязательства.
Однако, в планах Ташкента снижение объема поставок на экспорт, и увеличение выпуска продукции из переработанного газа, под что уже взяты большие кредиты и завезены технологии. Как газовый союз повлияет на эти планы сегодня неизвестно.
Для Кыргызстана поставки углеводородов на сегодня чрезвычайно важны, планируется ввести в строй ТЭЦ-2, да и количество домов на газовом отоплении продолжает расти.
Узбекистан – страна с крупнейшим нефтегазовым потенциалом, которая занимает второе место по СНГ — по добыче газа, и четвертое — по его запасам. Но даже в Узбекистане наблюдается нехватка голубого топлива. Дефицит составляет порядка 20 млрд кубометров голубого топлива.
Причин нехватки газа на внутреннем рынке может быть несколько – от истощения запасов на месторождениях до изношенности магистральных трубопроводов и газораспределительных сетей, кроме того, до сих пор не достигнуты планы национальной компанией «Узбекнефтегаз» по увеличению добычи газа до 42,3 млрд кубометров. То есть даже такому газовому гиганту как Узбекистан скоординированная политика по обеспечению газом была бы подспорьем.
В целом энергетические союзы – актуальная повестка, залог энергетической безопасности. Принимая во внимание мировой энергетический кризис, любому государству не помешала бы взвешенная политика по предотвращению дефицита энергии, надежные союзники в энергопоставках, дорожные карты по обеспечению своевременной модернизации инфраструктуры.
Например, остро последствия кризиса чувствуют на себе страны Евросоюза, лишенные природных запасов углеводородов, а в условиях антироссийских санкций и вовсе вынужденные в ускоренном режиме искать новых поставщиков.
Вопросы о выгодах «газового союза» для Казахстана редакция «Ведомостей Казахстана» адресовала Сергею Смирнову, казахстанскому эксперту в области энергетики:
— Почему за 30 лет независимости Казахстану не удалось обеспечить газом половину населения?
— Дело в том, что в Казахстане нет таких месторождений газа как в Туркменистане, 2/3 извлекаемых запасов являются попутным газом нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, который характеризуется многокомпонентностью состава, повышенным содержанием сероводородных соединений и требует предварительной дорогостоящей переработки.
Иностранные добывающие компании не обязаны поставлять добываемый ими газ на внутренний рынок республики и поэтому преимущественно используют его для обратной закачки в пласт с целью увеличения его нефтеотдачи и на собственные технологические нужды.
Так, из примерно 55 млрд м³ в год производства до 30 млрд м³ оставляется на собственные нужды нефтяников, до 18 млрд м³ идет на внутриказахстанское потребление и порядка 7 млрд м³ экспортируются.
Прогнозируется что дефицит газа в ближайшие годы будет нарастать. Факторов много: растущая обратная закачка газа в пласты для поддержания объемов нефтедобычи, слабое инвестирование в разведку и разработку новых месторождений, увеличение внутреннего потребления.
К 2030 году Казахстан будет производить газа меньше, чем потребуется внутреннему рынку. При планируемом переходе горно-металлургических предприятий с угля на газ, объем дефицита будет существенным.
К 2025 году дефицит газа составит 1,6 млрд м³.
Ситуацию осложняет то, что доставшиеся республике от советской экономики газопроводы и техническое оснащение сегодня имеют высокую степень износа. На сегодняшний день средний уровень износа магистральных сетей достиг 75 %.
В Минэнерго подготовили Комплексный план развития газовой отрасли до 2030 года. Планируется увеличить производство газа до 42,6 млрд м³ в 2030 году. Прирост ожидается за счет стимулирования переработки попутного газа. Минэнерго планирует к этому сроку довести перерабатывающие мощности на Кашагане до 9 млрд м³, что позволит увеличить производство товарного газа на месторождении до 8 млрд м³.
Сложнее обстоит ситуация с разведкой и доразведкой: за годы независимости в РК не было обнаружено новых месторождений с высоким потенциалом добычи газа. А ведь только на освоение уже открытых месторождений требуется 7-10 лет! Поэтому остро встает вопрос не только о восполнении ресурсной базы, но и о масштабной модернизации газотранспортной системы, строительстве перерабатывающих мощностей, что потребует больших капитальных затрат и времени.
— Какую выгоду получит Казахстан после подписания тройственного союза?
— Это было бы прорывным решением – соединение с российской газотранспортной системой. Это позволит не только обеспечить газом центральные и восточные регионы республики, но развить последующий транзит в сопредельные страны, в частности, в Китай. В условиях направленных против России экономических санкций у обеих стран появится возможность иметь надежную газовую сеть, обеспечивающую конкурентоспособный сбыт энергоносителей.
Транспортировка газа требует значительных средств, что не может не сказаться на его цене для внутреннего рынка, целесообразней было бы транспортировать газ в сопредельные области, Узбекистан – в Казахстан, Казахстан из Карачаганака в Россию в Оренбургскую область, северные и восточные области Казахстана обеспечивались бы газом от Российско-Китайского газопровода. Таким образом решались бы проблемы как с транспортировкой газа, так и с его дефицитом.
Еркебулан САХМЕТОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости