Редакция «Ведомостей Казахстана» посетила международный форум «АТОМЭКСПО-2022» в городе Сочи и убедилась в практической безальтернативности для современного мира глобального тренда на атомную энергетику
После того, как человечество получило в свои руки атомную энергию, сначала случилось… атомное оружие, а потом уже появились АЭС. Такие высокотехнологичные компании как «Росатом» прикладывают колоссальные усилия, чтобы политические элиты всех стран оставались на светлой стороне ядерных технологий. Международный форум «АТОМЭКСПО-2022» – это своего рода точка сборки и рекогносцировки здоровых атомных сил планеты в свете стоящих и грядущих вызовов.
ЛИДЕР ОТРАСЛИ
Безусловным лидером глобальной атомной отрасли является российская государственная корпорация «Росатом», обладающая как уникальными передовыми технологиями, так и осуществляющая просто гигантские проекты по строительству АЭС и энергоблоков. Поэтому выступление и ответы на вопросы Алексея Лихачева (на фото), генерального директора атомного гиганта, справедливо воспринимаются участниками отрасли как стратегические направления деятельности.
«Само по себе создание атомного объекта – это изменение технологического ландшафта страны в принципе. То есть это совершенно другое качество строительной индустрии, металлообработки, приборостроения», – подчеркнул г-н Лихачев в ходе выступления на центральной пленарной сессии «АТОМЭКСПО-2022».
Он отдельно остановился на том, что «невозможно приехать и привезти, и, как говорится, «пришить» атомную станцию к той или иной территории». Без сомнения, должна быть произведена укрупненная модернизация всего технологического уклада. И, конечно, совершенно другой уровень подготовки кадров.
Именно из атомных компаний, из атомных лидеров выросло очень много новых цифровых компетенций, а также компетенций, связанных с новыми материалами, исследованиями в области квантовых вычислений, фотонных технологий. Все это тоже произрастает из ядерной физики. Поэтому создание АЭС и атомных объектов в широком смысле слова – это огромный импульс в развитии знаний (не только ядерных) в стране в принципе, новый уровень культуры знаний.
«Из разных стран разных континентов сидят министры иностранных дел, энергетики, технологий и очень глубоко и, я бы сказал системно, оценивают положение дел вообще в энергетике в мире, в различных аспектах строительства собственных атомных объектов. И надо сказать, что конечно же в любом из наших проектов в Венгрии, в Турции присутствует большая доля экономических расчетов. Очевидно, страны должны принимая решение на 30-40-50 лет вперед просчитать соотношение капитальных вложений, операционных услуг, выстроить тарифную политику, просчитать инвестиции в энергосистему. Но атомный проект никогда не является только бизнесом. Невозможно реализовать атомный проект без глубокого уровня доверия, в том числе и личностного», – отметил глава «Росатома».
Дело в том, что это допуск к технологиям огромной силы, гигантской потенциальной энергии. Понятно, что от любой атомной энергетической технологии считанные шаги до аналогии оружейной. Ну а само по себе наличие расщепляющихся материалов это всегда особый контроль. Недаром МАГАТЭ уже с момента доступа делящихся материалов ядерного топлива объект считает атомным.
Алексей Лихачев продолжил: «Невозможно сложить проект без большой доли и межгосударственного, и личностного человеческого доверия. Это многому учит, особенно в наши непростые времена. И мне кажется, именно поэтому Большая мировая атомная семья, на мой взгляд, пережила вызовы индустрии последних лет. И именно поэтому мы не разрушаем связи с представителями тех стран, которые присутствуют в этом зале далеко не только на сцене, несмотря на официальные запреты на эти контакты».
БЕЛОРУССКОЕ КРЫЛО
«За годы реализации национальной ядерной энергетической программы Беларусь провела большую работу по формированию соответствующей инфраструктуры и ее важнейших элементов, включая создание и функционирование системы подготовки и повышения квалификации кадров», – отметил министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич.
Работа по подготовке кадров осуществляется по нескольким направлениям, в которых сам министр выделил три. Первое – это обучение молодых специалистов и их привлечение в атомную энергетику в рамках государственных программ. «У нас обучение осуществляется в высших учебных заведениях и учреждениях среднего специального образования. И за последние 10 лет на белорусскую атомную электростанцию поступило более 800 выпускников этих учреждений образования, имеющих именно специальное профильное образование», – указал г-н Каранкевич.
Второе направление заключается в повышении квалификации и переподготовке в российских учреждениях образования и прохождение стажировок персонала Белорусской атомной станции на АЭС в Российской Федерации. То есть персонал, который имеет базовое энергетическое образование и опыт работы на объектах белорусской энергосистемы, проходит дополнительное обучение с 2014 года.
По данному направлению подготовлено около 600 специалистов. Переподготовка осуществлялась через повышение квалификации в Минском институте атомной энергетики, в Ивановском государственном энергетическом университете имени Ленина. Стажировка проводилась на Нововоронежской атомной электростанции.
Третье направление – это обучение в Учебно-тренировочном центре Белорусской атомной электростанции. Он был создан в 2016-м году при содействии российских специалистов. Это современный учебно-тренировочный центр с полномасштабным тренажером, который позволяет осуществлять теоретическую и практическую подготовку персонала с отработкой сценариев различных режимов работы АЭС. Данный центр ежегодно обучает около 1200 человек.
В дальнейшем взаимодействие с госкорпорацией «Росатом» по подготовке и повышению квалификации кадров будет осуществляться в рамках стратегии подготовки кадрового потенциала для атомной энергетики Беларуси. Эта программа будет затрагивать не только вопросы кадрового обеспечения эксплуатации Белорусской атомной электростанции, но и новое направление в сфере обращения с радиоактивными отходами. Есть конкретные договоренности по перспективам взаимодействия.
Отвечая на вопрос, сколько новых рабочих мест создала в республике АЭС, Виктор Каранкевич сообщил: «Если брать саму атомную станцию, то в Беларуси создано 2600 новых рабочих мест. При ее создании и строительстве были задействованы десятки тысяч людей. В ходе эксплуатации АЭС прямо или косвенно с работой атомной энергетики связаны десятки тысяч рабочих мест».
ВЕНГЕРСКИЙ КЕЙС
«Очень часто Венгрия подвергается жесткой критике за то, что она делает. Но политика – это такая область, где вам не следует ожидать благодарности и уважения со стороны тех, кто занимает абсолютно противную вашей позицию, – ввел в курс дела министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. – Венгрию сейчас постоянно критикуют в Европе. И это происходит по следующей причине: наше правительство занимает патриотическую позицию, консервативную позицию (мы – христиане). И вот эта позиция идет в противоречие с либеральным мейнстримом. А когда ты идешь в противоток либеральному мейнстриму – ты будешь подвергаться нападкам по многим причинам».
Венгерский министр объяснил, что Будапешт пытается найти ответ на те глобальные вызовы, с которыми столкнулся: «Наш ответ совершенно не совпадает с тем ответом, который дают мейнстримные силы в Европе, когда начался миграционный кризис, когда началась пандемия, когда начались экономические трудности уже после пандемии. Теперь энергетическая политика, особенно в атомной области».
Алексей Лихачев, отвечая на вопросы по венгерской АЭС «Пакш-2», сообщил: «Росатом» не является на эту минуту подсанкционной организацией, тем не менее есть санкции писаные, есть неписаные, есть косвенное воздействие санкций и конечно же мы от санкций страдаем. Но мы будем мужественно преодолевать эти сложности. Конечно, проект венгерский как европейской стороны находится под еще большим риском чем любой другой наш проект, в связи с такой необдуманной и я бы сказал неадекватной позицией руководства Брюсселя. Но наши отношения с венгерским заказчиком, с правительством Венгрии, с нашими деловыми венгерскими партнерами пока позволяют проекту развиваться, двигаться вперед».
Петер Сийярто добавил: «У нас сложная цель. С одной стороны, энергетическая политика должна повысить нашу конкурентоспособность, обеспечить нашу энергонезависимость, энергобезопасность и защитить окружающую среду. Всем трем компонентам соответствует только атомная энергетика: она дешевая, надежная, безопасная и помогает спасать окружающую среду. Мы уже 40 лет практикуемся в использовании атомной энергии. Первый атомный энергоблок был введен в строй в 1982 году в Венгрии и у нас крайне положительный опыт использования атомных технологий. Сейчас на долю АЭС приходится более 50 % энергопотребления. И нет абсолютно никакой возможности достичь целей «зеленой политики», обеспечить надежную доступность энергии в Европе без использования атомной энергетики».
По перечисленным выше причинам в Венгрии решили строить новую атомную станцию. На это смотрят как на российский проект, хотя под него «Дженерал электрик» поставляет турбины, никто не упоминает об участии «Сименс», «Фраматом» поставляет системы управления. «Но мы считаем, что это прекрасное решение – инвестиции в размере 12 млрд евро, появится 10000 новых рабочих мест», – акцентировал г-н Сийярто. – Мы ожидаем, что МАГАТЭ – замечательная по своей природе организация – будет защищать право каждого государства на планете использовать атомную энергетику в мирных целях. Потому что, если нас не защитит МАГАТЭ, на нас всегда будут нападать».
ОТКЛИКИ С МЕСТ
Министр науки и технологий Бангладеш Яфеш Осман: «Строящаяся АЭС «Руппур» дает мощный импульс развитию промышленности, поскольку создаются новые рабочие места, развивается торговля, развиваются новые технологии, новые инфраструктуры, включая заведения здравоохранения, образования и развития человеческих ресурсов. Этот проект позволяет технологически развиваться и делает атомные технологии привлекательными для молодого поколения».
Потом министр зашел с не совсем традиционной стороны: «Также мы говорим об уверенности, поскольку эти технологии дадут уверенность всей нации. Это, наверное, даже больший вклад для нашей страны, чем производство электроэнергии. Я бы сказал, что по сравнению с чувством уверенности производство электроэнергии – это побочный продукт данного проекта. Политики хотят, чтобы этот проект как можно быстрее был введен в эксплуатацию. Это, наверное, уникальная ситуация, когда мы как политики хотим этого даже больше, чем наше население. Поэтому я еще раз повторю, что для нашей страны чувство уверенности даже важнее, чем производство электроэнергии».
«В Турции одна треть производимой электроэнергии приходится на ТЭЦ, которые работают на угле. Для того, чтобы сделать больше для «зеленой энергетики» мы должны уйти от угля. И здесь мы конечно же хотели бы подчеркнуть, что атомная энергетика как раз является таким результатом», – акцентировал Альпарслан Байрактар, заместитель министра энергетики и природных ресурсов Турецкой республики.
По оценкам турецкой стороны, ей нужно от 12 до 16 энергоблоков дополнительно к АЭС «Аккую». «Нам нужна атомная энергетика, которая должна быть конкурентоспособной. «Аккую» для нас – это пример хорошей работы. Мы узнали многие вещи, «Росатом» узнал о турецком энергетическом рынке. И у нас больше ожиданий, потому что мы достаточно высоко поставили планку стандарта и нам необходима более хорошая система локализации, чем на «Аккую». Когда мы говорим о программе локализации, нам необходимо создание целой экосистемы в стране, где идет строительство атомной электростанции», – развернул позицию г-н Байрактар.
Журналисты поинтересовались у главы «Росатома» по поводу строительства АЭС в Казахстане. Алексей Лихачев прокомментировал: «Мы всегда в руках заказчика. И мы будем так складывать проект, как будет комфортно заказчику, как будет комфортно руководству Казахстана. Для нас, конечно, особый смысл, особый аромат имеет сотрудничество с Казахстаном. Исторически мы из одной атомной семьи – из советской. В Казахстане немало специалистов, которые позволят эффективно, быстро развернуть атомный проект. Но, конечно же, еще раз хочу сказать, что движение к этому проекту будет полностью определяться заказчиком – правительством и президентом Казахстана. Ну и примите поздравления с выборами, с уникальным результатом».
Продолжение следует
Валентин ТРОЦЕНКО, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости