Некоторые наши чиновники воспринимают неоколониальные порядки как норму жизни и естественное положение вещей
Бюджет Казахстана ежегодно субсидирует зарубежных производителей сельскохозяйственной техники. Речь не о предприятиях из Евразийского экономического союза, а про самые настоящие «Джон Диры» и иже с ними. Складывается устойчивое впечатление, что профильные чиновники такое положение вещей воспринимали как нормальное, а не абсурдное.
ИСКРИВЛЕННАЯ ГОСПОДДЕРЖКА
В чем логика казахстанских субсидий «Джон Диру» и его заграничным коллегам?
В Казахстане субъектам АПК компенсируется 25 % стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. В принципе, все вменяемые правительства субсидируют собственное сельскохозяйственное производство в целях продовольственной безопасности и вообще защиты отечественного производителя. Однако возникает вопрос: почему национальная продукция и импортная компетентными государственными органами не разделяются и даже имеется очевидный крен в пользу зарубежного производителя?
Для желающих продавать сельскохозяйственную технику на рынке США, например, имеется целый комплекс тарифных и нетарифных барьеров, тогда как в Республике Казахстан для таких игроков создан режим наибольшего благоприятствования.
Дело в том, что казахстанская продукция, либо в той или иной степени локализованная в стране, в подавляющем большинстве случаев стоит дешевле, чем чистый импорт. Поэтому, когда отечественный трактор условно стоит 1 млн, а импортный 2 млн, то субсидируемые государством 25 % стоимости в денежном выражении получаются в два раза больше и целиком уходят за границу.
По данным Министерства сельского хозяйства РК в 2019 году на инвестиционное субсидирование АПК было направлено 103,8 млрд тенге, из которых сумма на самоходную колесную технику составила 43 млрд.
В приобретаемой участниками аграрного сектора сельхозтехнике доля отечественной продукции составила 74 %, а импорта – 26 %. А вот в субсидировании соотношение совершенно другое: за казахстанскую технику ушло 40 % государственных денег, тогда как на импортную – 60 %. В связи с данными цифрами можно утверждать, что Казахстан не только субсидирует иностранных производителей за счет госбюджета, но и делает это в опережающих масштабах по сравнению с помощью отечественным производителям аналогичной продукции.
До приказа МСХ №243 от 1 августа 2020 года ситуация была совсем вопиющая, но и нынешнее положение дел необходимо выправлять.
Если на рынке предлагаются отечественные тракторы, комбайны, сеялки, жатки, культиваторы и тому подобное, то они должны пользоваться четкими преимуществами перед импортными аналогами. РФ – наш главный партнер по ЕАЭС – данной логике следует постоянно. Аналогичная ситуация на Украине. А вот Казахстан в лице внушительного комплекса чиновничества и подготовленной им нормативной базы упорно финансирует зарубежных товаропроизводителей. Курс несколько скорректировали, убрав совсем жуткие перекосы, но кардинально ситуация не изменена.
Если мы на основе руководящих документов возьмем трактор (колесный или гусеничный) мощностью 131-210 лошадиных сил, то получится, что модели из Азии, Европы и Америки при расчете субсидий на единицу техники имеют разницу в свою пользу по сравнению с моделями производства РК, стран СНГ и КНР на 129,1 %.
Для зерноуборочного комбайна мощностью 231-279 лошадиных сил такая же разница составляет 71,7 %, а по кормоуборочным комбайнам – 244,2 %.
Эксперты Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники Казахстана утверждают, что в текущем году соотношение не поменялось, более того, могло сместиться еще больше в сторону «чужого» производства.
БОРАТ КОЛОНИЗИРОВАННЫЙ
Причина описанного выше нездорового положения вещей лежит прежде всего в ценностных установках государственных управленцев. Чиновники ментально не воспринимают Казахстан и его производственные возможности в качестве полноценного производителя сельскохозяйственной техники. Нахождение в коконе сомнительных стереотипов не позволяет таким управленцам адекватно воспринимать факты из реальной жизни, хотя чтобы их не замечать нужно сильно постараться.
За январь-октябрь 2020 года отечественные заводы выпустили 2,7 тыс. тракторов и комбайнов, что в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее и на 70 % превышает показатели за весь 2019-ый год.
В стоимостном выражении производство сельскохозяйственной техники составило 78 млрд тенге, а в сегменте тракторов и комбайнов – 72,2 млрд тенге.
Не нужно быть провидцем чтобы понять: если 60 % от 43 млрд тенге, ушедших в прошлом году за рубеж, получили бы казахстанские производители СХТ, то их показатели в 2020-ом стали бы еще более впечатляющими.
В фильмах про Бората Сагдиева от английского комика Саши Барона Коэна казахстанцы показаны, мягко говоря, недалекими людьми. Видимо, вдохновение для своих сомнительных образов для «Бората» Коэн черпает из работы некоторых представителей аппарата государственного управления, особенно тех, кто ранее возглавлял Минсельхоз и прописывал всю эту сомнительную архитектуру сделок чисто в колониальном духе.
Либо чиновники так прониклись созданным в кинофильме образом «Казахстана», что поверили во всю эту ахинею. В любом случае видно, что в возможности собственной страны они не верят очень основательно и местами фанатично.
В критериях работы чиновничества напрочь отсутствуют те индикаторы и показатели, которые отвечают за вопросы государственной пользы и развития. Во главу угла вечно ставятся объемы освоенных государственных средств, как будто это мерило успешности и эффективности проделанной работы.
Это как муж спрашивал бы у жены, сколько она потратила денег за отчетный период и на этом все вопросы ко второй половине заканчивались. А как же воспитание детей? Есть ли чего поесть в доме? Проводилась ли влажная уборка? Как строятся отношения с родственниками и соседями?
Бюрократы с радостью и азартом осваивают средства Нацфонда, поскольку с них никто серьезно не спрашивает за пополнение государственной казны.
КАЙДЗЕНА НА НИХ НЕ ХВАТАЕТ
Если бы люди, которые проводили и проводят описанную выше государственную политику – очень мало отличимую от колониальных практик – были наняты колониальной администрацией и руководствовались присылаемыми из метрополии инструкциями, то их поведение можно было бы как-то объяснить. Но ведь в кабинетах у них флаги и гербы Республики Казахстан, портреты Президента и Елбасы, а действия такие, что у генерал-губернатора Канады в период доминиона Великобритании волосы бы дыбом встали.
Кто-то системно настроил работу чиновничьего аппарата таким образом, что неоколониальные порядки они воспринимают как норму жизни и естественное положение вещей. Крупные начальники слишком часто позволяют себе пренебрежительные высказывания в адрес той же отечественной сельскохозяйственной техники и компонентов ее локализации. Мол, она хуже передовых западных образцов, а потому не стоит усилий по ее развитию.
Пожившие на этом свете люди помнят, как не кончались упреки в адрес советского, а потом евразийского автопрома. Однако правительство соседней РФ не ликвидировало на этом основании собственное автомобильное производство, поскольку на него завязаны линии жизни, создающие миллионы рабочих мест.
Более того, современные автомашины евразийского производства продолжают уступать лучшим образцам германского или японского автопрома, но ведь это небо и земля по сравнению с отечественной продукцией 80-90-ых годов прошлого века. Потому что ничего не делается по щелчку пальцев – везде надо работать, привлекать новые технологии, подготовленных менеджеров, повышать квалификацию рабочих. Зато системные усилия на каком-то этапе начинают давать задуманный результат.
КОГДА ЭКОНОМИКА ЗАРАБОТАЕТ
Стоит опустить вопрос «кто виноват?» и сразу начать с «что делать?» Первое и главное: органам государственного управления необходимо осмыслить свое место в мире, избавиться от компрадорского сознания и перестроиться на рельсы развития. Установка на развитие – это универсальный инструмент стратегического планирования и тактических действий.
Когда императивом государственных решений ставятся вопросы развития в широком и комплексном смысле слова, то вещи вроде утилизационного сбора не получают идиотских вопросов от чиновничества на предмет «зачем он нужен?»
Утилизационный сбор – это инструмент поддержки отечественного производителя. С его помощью стимулируется локализация тех производств, которые пока не освоены в экономике республики, либо производятся в недостаточном объеме. Своим следствием такая политика имеет увеличение производственных рабочих мест. По мере «коренизации» производства растет культура труда, улучшаются качественные и количественные параметры рабочей силы, увеличивается налогооблагаемая база, повышается уровень благополучия и стабильности всего общества.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своих посланиях народу и на «разборах полетов» в органах власти постоянно говорит об этих вещах. Если судить по телевизионной картинке, то топ-чиновничество вроде как с пониманием машет головами и одобрительно соглашается с озвучиваемыми посылами, но должного прогресса все равно не наблюдается. Это как в школе, где ученик может наизусть выучить стихотворение и рассказать его, но не понимает смысла текста.
Когда бюрократия осмыслит спускаемые ей политическим руководством установки и воспримет их ценностно, многие вещи поменяются автоматически. Придет осознание, что местный производитель и импортер готовой иностранной техники – это разные экономические игроки, которые своей деятельностью создают совершенно различные эффекты для национальной экономики.
Купленный у своего производителя трактор, комбайн или прицеп – это повышение устойчивости казахстанской хозяйственной модели сразу по нескольким параметрам. Потому что при закрытии границ в силу тех или иных форс-мажоров местным крестьянам будет чем сеять и убирать урожай. Люди получат рабочие места (в первую очередь квалифицированные) и зарплату, а государство – налоги различных типов. Не произойдет оттока валюты за границу, какой бы степени волатильности ни был на нее спрос.
Сельское хозяйство – это постоянный процесс, потому что нельзя собрать урожай раз и навсегда. Произведенные продукты питания в какой-то момент съедаются и требуются новые. Своим следствием такой расклад имеет стабильный спрос на сельскохозяйственную технику, поскольку вечных тракторов и комбайнов не бывает.
Когда мы увидим, что Казахстан прекратил субсидировать из своего бюджета зарубежных продавцов сельскохозяйственной техники, тогда можно будет с облегчением выдохнуть и сказать: заработало!
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости