Развитие сельхозмашиностроения, компрадорская элита и будущее Казахстана
Если посмотреть список развитых и процветающих государств, мы не увидим ни одного, в котором отсутствовало бы мощное машиностроение. А промышленно развитые страны одновременно являются и ведущими аграрными державами. Из этого можно сделать вывод, что на импорте ни передовую экономику, ни эффективный аграрный сектор не построить. Потому вдвойне странно, когда казахстанские лоббисты «Джон Дира» продолжают вести компрадорскую линию и наносят сознательный ущерб своей стране.
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А КОНКУРЕНЦИЯ КОНКУРЕНЦИЕЙ
Сельское хозяйство является одной из наиболее дотируемых отраслей экономики в большинстве ведущих стран мира. При этом приоритет отдается национальным производителям сельскохозяйственной техники.
Так, на господдержку сельского хозяйства Канада ежегодно тратит более $5-6 млрд., из которых $1 млрд. уходит непосредственно на поддержку фермеров. В частности, государство гарантирует банкам полное возмещение целевых кредитов. Лимит для приобретения сельхозтехники для фермера составляет $350 тыс. Внутренний рынок молока, яиц и мяса птицы защищен от импорта 200-процентными пошлинами.
Реализация единой аграрной политики ЕС занимает первую строку в расходах Евросоюза. Плюс к этому существуют и национальные программы поддержки сельхозпроизводителей, а также программы развития регионов. В рамках этих процессов широко применяется льготный режим закупок сельхозтехники собственного производства со скидкой 50 %. На остальную часть фермер получает рассрочку или минимальный процент.
Европа направляет значительные средства в НИОКР для снижения риска при запуске производства принципиально новых моделей техники. Кроме того, те или иные местные власти имеют право на создание льготного режима продаж отечественной сельхозтехники. Примером может служить восточно-европейский фонд Sapard, который возмещает фермерам до 50 % стоимости покупаемой сельхозтехники производства ЕС.
Например, российской технике для того, чтобы зайти на европейский рынок, необходимо проведение сложной серии испытаний. Есть и второй путь. Например, российский завод Claas начал экспорт в Европу 109 позиций сельхозтехники и комплектующих.
Аналогичная ситуация складывается с продукцией российских заводов «Джон Дир», а «Ростсельмаш» много лет имеет производственные площади в Канаде. Этот опыт крайне интересен Казахстану, так как открытие производственных площадок ведущих мировых брендов в стране позволит наращивать экспорт их продукции. Иначе на ведущие мировые рынки не попасть.
Достаточно агрессивно защищают своих производителей в США, особенно, на фоне провозглашенной Дональдом Трампом реиндустриализации. В 2017 году президент подписал указ «Покупай американское, нанимай американцев». В части защиты американской промышленности от несправедливой конкуренции документом предусмотрено ужесточение требований к федеральным ведомствам с тем, чтобы они использовали продукцию американского производства и в реализации федеральных проектов прибегали к услугам американских компаний.
Это, естественно, касается и сельхозтехники, которую в США продвигают давно.
Совершенно нормальной является практика, когда лично президент прибывает в какой-нибудь штат, чтобы содействовать заключению контракта на поставки фермерам американского оборудования.
Что уж говорить о защите интересов национальных производителей от импорта. Сейчас у всех на слуху война пошлин между США и ЕС. Ближайшие союзники, обвинив друг друга в незаконном субсидировании авиастроения, добились от ВТО права на введение пошлин в размере $7,5 млрд (для США) и $4 млрд. (для ЕС). Американцы ввели 25-процентную пошлину на промышленную продукцию из ЕС, а Европа теперь вводит коммерческие меры в форме дополнительных пошлин на добавленную стоимость в размере 15 % на продукцию сельского хозяйства и 25 % на промышленную продукцию.
Еще одним примером могут служить «автомобильные войны». Значительное недовольство Трампа вызвали планы «Тойоты» по строительству завода в Мексике для поставок автомобилей в США. И хотя в США у компании «Тойота» около 10 сборочных цехов, где работают 136 тыс. американцев, глава Белого Дома заявил: «говорят, что собираются построить завод в Нижней Калифорнии, в Мексике, чтобы делать на нем «Короллы» для США. Никогда! Стройте заводы в США или платите высокие таможенные пошлины». Ранее Трампу удалось добиться от Ford отказа от подобных же планов.
ОТ ЛОШАДОК К БЕСПИЛОТНЫМ КОМБАЙНАМ
В ряде развивающихся стран производство автомобилей и сельскохозяйственной техники было создано буквально с нуля. Во всех случаях ключевую роль в становлении национальной промышленности в развивающихся странах сыграло государство и его поддержка в создании необходимой инфраструктуры, развитии национальных инновационных систем, формировании общенациональной и отраслевой промышленной политики.
Другими проявлениями государственного вмешательства стало налогообложение и привлечение иностранных инвестиций, особенно в случае проведения стратегии замещения импорта.
Китай занимает первое место в мире по поддержке своих аграриев. В 2018 году Китай на поддержку сельского хозяйства направил более $240 млрд (1,8 % от ВВП), в то время как США — $99 млрд (0,5 % от ВВП). В 2007 году в стране запустили «Общенациональную программу субсидирования сельскохозяйственного машиностроения». В 2010 году Государственный совет Китая обнародовал решение о содействии механизации сельского хозяйства и развитии сельскохозяйственного машиностроения.
Благодаря государственной поддержке за 2004-2017 годы суммарная мощность сельхозтехники достигла 1,146 млрд кВт, крупных и средних тракторов и комбайнов – 6,454 млн единиц, уровень комплексной механизации возделывания сельскохозяйственных культур достиг более 66 %.
Недавно в Китае был принят 14-й пятилетний план на 2021-25 годы, где приоритет отдан развитию внутреннего потребления и новых технологий. В части сельхозмашиностроения в июне стартовала экспериментальная программа по полной автоматизации сельского хозяйства. В течение семи лет на полях в провинции Цзянсу будут тестировать беспилотные тракторы и комбайны, дроны-опрыскиватели и рисопосадочные машины.
Дальше всех решил пойти уезд Синхуа в провинции Цзянсу, где в течение семи лет на местных полях будут тестировать беспилотную агротехнику на всех этапах выращивания урожая.
Успехов в машиностроении «Поднебесной» удалось достичь благодаря жесткой политике протекционизма и стимуляции инвестиций. В частности, в 80-е годы пошлина на импорт автомобилей составляла 200 %, в 90-е – 80-100 %. После вступления Китая в ВТО тариф на импорт автомобилей снизился до 25 %. Также были отменены квоты на импорт, ранее составлявшие 30 тыс. в год. Параллельно в страну привлекались иностранные инвесторы для создания совместных предприятий, в которых не менее 50 % собственности принадлежало Китаю.
Были выставлены и жесткие условия локализации: 40 % в первый год производства, 60 % – во второй и 80 % – в третий.
Местное производство поощряется и в Индии, где налог на импорт иностранных автомобилей составляет 125 %, в то время как налог на импорт таких компонентов, как коробки передач, подушки безопасности, ведущие мосты, составляет 10 %. В итоге каждый пятый трактор в мире произведен в Индии.
Даже Украина и Молдова, которые из-за соглашений об ассоциации с ЕС испытывают значительное давление с целью сокращения государственной поддержки сельского хозяйства, стараются поддержать национальных производителей. Так, в Молдове при приобретении молдавской сельхозтехники ставки возвратных выплат фермерам составляют – 35 %.
Значительную поддержку сельскохозяйственному машиностроению оказывает и Узбекистан. В 2019 году кабинет министров страны принял постановление об увеличении механизации сельского хозяйства. Фермерам возмещаются расходы в размере 15 % стоимости новой сельскохозяйственной техники, произведенной отечественными организациями сельскохозяйственного машиностроения с уровнем локализации не менее 20 %. За последние 5 лет производственная мощность предприятий отрасли увеличилась более чем в 2 раза. Если в 2014 году было произведено 12,5 тысяч единиц техники, то в 2018 году производство увеличилось до 25 тыс. единиц.
ПО ТУ СТОРОНУ ГРАНИЦЫ
Россия и Белоруссия, наряду с Казахстаном входящие в Евразийский союз, традиционно имеют мощное производство сельскохозяйственной техники, которая широко представлена на казахстанском рынке.
В Белоруссии машиностроительный сектор представлен, главным образом, государственными предприятиями со всеми вытекающими из этого преимуществами от персональной поддержки президента страны до доступа к бюджетным средствам и программам поддержки экспорта. Около 70 % продукции Минпрома реализуется за пределами республики и обеспечивает поступление валюты в страну.
Например, МТЗ, на котором работает более 17 000 человек, свыше 90 % техники отправляет за рубеж в 125 стран. МТЗ выпускает более 100 моделей тракторной техники и более 200 модификаций на их основе для разных климатических и эксплуатационных условий. Кроме того, почти 40 моделей альтернативной техники находятся в серийном производстве, около 30 машин – в стадии разработки.
О таких тепличных условиях казахстанские производители могут только мечтать. Гораздо ближе нашей стране опыт России. В РФ действует известная программа 1432 по поддержке производителей сельхозтехники. Участниками программы могут стать покупатели российской сельхозтехники и ее производители, зарегистрированные на территории РФ более трех лет назад, имеющие полный цикл производства, а также дилерскую и сервисную сеть не менее чем в 40 регионах страны.
В 2013 году таких предприятий-производителей было 16, в 2018 году – свыше 70-ти в 37-ми субъектах Российской Федерации. Первоначальные компенсации были установлены в размере 15 % от цены сельхозтехники, а с 2015 года увеличены до 25-30% в зависимости от региона сельхозпроизводства.
С мая 2020 года главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, стал Минпромторг РФ, размер субсидируемой скидки составляет 10-15 % от стоимости сельхозмашин. Одновременно для защиты национальных производителей в России, как и во многих странах мира, действует утилизационный сбор, компенсируемый российским промышленникам из государственного бюджета, о чем «Казведомости» уже подробно писали.
Это привело к бурному росту российского аграрного машиностроения. Как сообщил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, за восемь месяцев 2020 года выпуск отечественных сельхозмашин увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 18,6 % и в денежном выражении превысил 101 млрд. рублей.
За 9 месяцев 2020 года было выпущено 555 кормоуборочных комбайнов, что на 24 % выше, чем в прошлом году. Прирост наблюдается и по производству такой техники, как бороны, сеялки и различные виды комбайнов для уборки урожая.
По данным ассоциации «Росспецмаш» в январе – августе 2020 года отгрузка потребителям отечественных полноприводных тракторов мощностью более 300 лошадиных сил увеличилась на 37 %, самоходных зерно- и кормоуборочных комбайнов – на 34,7 %.
Отечественные предприятия на сегодня занимают у соседей 58 % внутреннего рынка.
Экспорт составил 10 млрд. рублей, что на 8,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В плане продаж за рубеж наблюдается позитивная динамика. Если в 2016 году экспорт сельхозтехники из России составил 6,8 млрд. рублей, то в 2017-м он увеличился на 16 % – до 7,9 млрд. руб., а в 2018-м – до 11 млрд. руб. По сравнению с уровнем предыдущего года, прирост составил 40 %.
В 2020 году выросли поставки за рубеж: тракторов почти на 40 %; культиваторов и плугов – на 27 %; кормоуборочных комбайнов – на 4 %.
Чего не хватает – это тракторов малой мощности. Российские производители лидируют в сегменте тракторов мощностью свыше 200 лошадиных сил, где их доля на внутреннем рынке составляет более 65 %. На рынке тракторов малой мощности в 40-100 «лошадей» представлена в основном белорусская техника, а сегмент тракторов до 40 «лошадок». представлен техникой из Китая и Японии.
Для исправления ситуации концерн «Тракторные заводы» планирует заключить специнвестконтракт с Минпромторгом России на производство трактора малой мощности Agrolux.
Примечательно, что в РФ «КЛААС», «Джон Дир» и «Кейс Нью Холланд» и другие мировые бренды имеют собственные сборочные локализованные производства.
КОМПРАДОРЫ ПРОТИВ КАЗАХСТАНА
Пока во всем мире происходит нарастание тенденций по развитию собственного производственного потенциала и обеспечению «суверенного» аграрного и агропромышленного сектора, усиленные «корона-кризисом», иностранный гигант «Джон Дир» и защищающие его интересы национальные лоббистские группы всячески душат меры властей по созданию казахстанского сельскохозяйственного машиностроения и автопрома.
Августовский приказ МСХ № 243 пока так и не лишил импортеров возможности получать 25 % субсидий на приобретение их техники из госбюджета Казахстана.
Более того, максимальная допустимая стоимость для расчета субсидий на единицу техники, машин и оборудования для импортной техники выше в 2-3 раза.
Ситуация исключительная и небывалая для остальных стран мира. В 2019 году три четверти приобретенной отечественными агрария техники обеспечили отечественные производители, однако 60 % субсидий пришлось на импортируемую сельскохозяйственную технику. То есть., бюджет Казахстана напрямую платит иностранным производителям и за счет налогоплательщиков финансирует зарубежную промышленность.
Казахстанская техника, которая намного дешевле, практически не уступает зарубежным аналогам по техническим характеристикам, а зачастую и более приспособлена к местным условиям. Если уж хочется чего-то совсем «крутого», то в стране локализованы немецкие тракторы Bühler и запланирован выпуск немецких комбайнов Claas.
Пока же отечественное сельхозмашиностроение активно наращивает производство и компетенции. За 10 месяцев в стране было произведено больше комбайнов и тракторов, чем за весь прошлый год. За январь – октябрь 2020 года отечественные заводы выпустили 2,7 тыс. тракторов и комбайнов – в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее, и почти на 70 % больше, чем за весь прошлый год.
В целом количество произведенной СХТ перевалило за 5 тысяч. В стоимостном выражении производство достигло 78 млрд тенге, тракторов и комбайнов – 72,2 млрд тенге, в 2,4 раза больше, чем годом ранее, и в 2,1 раза больше, чем за весь 2019 год.
Вот кого нужно поддерживать, а не кормить амбиции «Джон Дира», который из какого-то противоестественного упрямства отказывается открывать производство в Казахстане, чем отнюдь не брезгуют Россия, Белоруссия, Китай, Швейцария и Германия.
Подобная неосмотрительность создает долгосрочные угрозы для Казахстана. И речь не только о платежном балансе и состоянии бюджета, который оказывается зависимым от волатильности курса тенге.
На фоне ставки всех ведущих стран мира на импортозамещение и самообеспечение в аграрном секторе, в один прекрасный момент Казахстан может попасть в полную зависимость от внешних поставщиков техники и лишиться возможностей для наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции. Решать проблему развития машиностроения необходимо уже сейчас, определившись с партнерами, которые готовы развивать производство в Казахстане, а не заниматься, подобно «Джон Диру», банальным выкачиванием денег.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости