Волнения в Актюбинской области, которые недавно прошли в этом регионе в связи с работой крупной свиноводческой фермы, которая распространяет неприятный запах по округе, а значит ее необходимо закрыть, в целом еще раз продемонстрировали неготовность наших некоторых «горячих голов» к рынку и рыночным отношениям.
К сожалению, в последнее время таких «горячих голов» подбирается все больше и больше. Торговый дом «SULPAK» в Алматы тоже призывают закрыть за спиленные многолетние дубы. Не наказать, не привлечь к законной ответственности, а именно – закрыть.
Никто не отдает себе отчет в том, что рыночные отношения и капитализм, за который ведь когда-то возможно те же самые люди боролись, надрывая животы – он такой. Если будет выгодно и прибыльно, он и деревья спилит и свиноферму поставит там, где ему удобно. Хотя – нужно оговориться – еще капитал и «рыночек» он про то, что конкуренты всегда могут проплатить любую гражданскую активность и возмущения. И там как раз про закрытие торговых точек конкурентов во всей красе будет.
Есть определенные стандарты строительства подобных животноводческих ферм и требования со стороны государства – на каком расстоянии от ближайших населенных пунктов их размещать. И если они выдержаны, то никто не вправе закрывать или запрещать ведение бизнеса. Там тоже трудятся люди и кормят свои семьи.
В противном случае тот самый «клятый совок», который у нас любят поминать к месту и ни к месту, но в котором безусловно были свои «плюсы» и «минусы» должен обязательно вернуться. Там как раз государство брало на себя за всех ответственность: кого надо бы трудоустроили с соразмерной зарплатой на новые фермы, заводы и фабрики. А «плохие» хозяйства закрыли бы или разогнали бы протестующих дубинками, а то и пулеметными очередями.
Но рынок так рынок. Поэтому, откроем небольшой секрет, в Казахстане уже достаточно давно действуют крупные свиноводческие хозяйства. Та самая «Парижская коммуна» в Актюбинской области – всего лишь одна из шести больших казахстанских свиноферм. У нее достаточно неплохие показатели производства – от 14 тысяч тонн мяса свинины в год. Есть те, которые производят и 20 тысяч тонн свинины ежегодно.
В целом, по Казахстану каждый год производится до 100 тысяч тонн мяса свинины. И это только для внутреннего потребления. Работает Ассоциация «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана», который, между прочим, разработал основательную фундаментальную программу по выводу отечественной отрасли свиноводства на мировой экспортный рынок.
Минсельхоз РК в своих наработках по развитию отрасли животноводства, отдельную роль отводит именно нише свиноводства – потому что она быстрорастущая, крайне прибыльная, котируется на экспортных рынках, особенно в России и Китае.
Но этим надо заниматься или, по крайней мере, не мешать заниматься, а не устраивать флешмобы с требованиями закрыть очередной бизнес и очередное крупное хозяйство, которое к тому же кормит бюджет региона.
Так или иначе, но отрасль, действительно, гигантская и капиталоемкая. Поэтому мы решили подготовить материал о реальных и потенциальных возможностях Казахстана на свиноводческом рынке.
Рынок РФ уже упущен, остался Китай
Последние два десятилетия отмечена мировая тенденция роста цен на продукты питания. Даже в тех странах, которые не страдают от их недостатка. Особенно это касается мяса и мясопродуктов. Видимо, если не считать беднейших африканских стран, где свирепствует хронический голод, речь идет о повышении качества жизни людей. Именно это и подстегивает производителей мяса наращивать объемы своей продукции. Причем, упор делается на те отрасли животноводства, которые дают наибольший экономический эффект. И следующим за птицеводством, которое считается наиболее эффективным в деле обеспечения населения мясом, идет свиноводство, позволяющее получить достаточно быстрый результат и солидную прибыль.
ВРАЗРЕЗ С МИРОВЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ
Тот факт, что свиноводство является одним из главных источников увеличения количества мяса на столе населения, подтверждают и статистические данные. Так, на еще в далеком 1961 году доля свинины в мировом производстве мяса составляла почти 34,7 %, достигая 24 748,6 тыс. тонн, уступая лишь говядине (38,8 % или 27 684,6 тыс. тонн) и значительно опережая мясо птицы (12,5 % или 8 949,7 тыс. тонн).
К 2000 году ситуация поменялась кардинально. За это время производство мяса птицы выросло в 7,7 раз, достигнув 68 637,9 тыс. тонн и составив 29,4 % от всего мясного производства в мире. Доля говядины, напротив, сократилась до 24 %, хотя при этом тоже выросла в 2,02 раза. Но лидерство на тот момент занимала свинина с ростом производства в 3,64 раза и долей 38,3 % от всего производимого в мире мяса. При этом рост производства свинины опережал мировые темпы прироста всего производимого количества мяса (3,27 раза).
В последующие 18 лет ситуация снова изменилась. Мировое производство мяса выросло в 1,48 раза, но, в значительной мере, за счет дальнейшего усиления позиций производителей мяса птицы: объемы этой продукции с 2000 по 2018 годы выросли в 1,85 раза, а доля в общем производстве мяса составила 37,2 %.
Доля свинины сократилась до 35,3%, прирост объемов производства в 1,35 раза. Еще больше сократились и темпы прироста производства говядины (1,2 раза) и ее доля в производстве всех видов мяса (19,8 %).
Если же брать абсолютные цифры, то 82 % всего прироста производства мяса в мире с 2000 по 2018 годы обеспечил рост производства мяса птицы и свиней.
Впрочем, в данном вопросе ситуация с производством свинины в Казахстане развивалась «в противофазе» с мировыми тенденциями. Если в 1990 году объем производства составлял 289,3 тыс. тонн при внутреннем потреблении 302,3 тыс. тонн, то уже к 2012 году эти показатели снизились до 103,3 и 115,2 тысяч тонн соответственно.
Неуклонно продолжая снижаться, в 2017 году производство опустилось до 91,9, а потребление – до 93,9 тысяч тонн. Доля же свинины ко всему производству мяса в республике в 2017 году составила всего 8,53%.
Разумеется, на эти показатели свое влияние оказал ряд особенностей страны. Во-первых, кризисные явления, охватившие все постсоветское пространство после распада СССР. Во-вторых, сокращение численности населения РК. В том числе, связанное с массовой эмиграцией. В-третьих, увеличение доли мусульман среди населения республики, придерживающихся запрета на употребление свинины.
Тем не менее, как показывает статистика, Казахстан практически полностью обеспечивает себя свининой, закупая за рубежом (на 2017 год) лишь около 2,6 % от внутренних потребностей этого вида мяса (на 2012 год доля импорта составляла 10,4 % от внутренних потребностей).
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ
Статистика показывает и то, что Казахстан не только закупает, но и экспортирует часть произведенного мяса.
Пусть в незначительных объемах (в разные годы они колебались от 0,1 до 2,3 тысяч тонн), но казахстанская свинина находила сбыт за рубежом. При этом мировой рынок свинины вовсе не перенасыщен предложениями, а потребности в этом виде мяса будут расти.
Например, по данным российского Минсельхоза при росте численности населения мира к 2050 году в сравнении с 2010 на 36 % ожидается увеличение потребления свинины (за тот же период) на 59,3 % или на 64,813 миллионов тонн в год.
На настоящее время крупнейшим мировым производителем свинины (49 % от всего мирового производства за 2018 год) является Китай (54 040 млн. тонн). Более чем в два раза по объему производства от КНР отстает Европейский Союз (24 300 млн тонн). На третьем месте – США с показателем 11 942 млн. тонн, и замыкают пятерку лидеров в производстве свинины Бразилия (3 763 млн. тонн) и Россия (3 155 млн. тонн).
Однако далеко не все крупнейшие производители мяса свиней способны потребить свою продукцию полностью. 12,1 % производимой ЕС свинины (2 934 млн. тонн) экспортируется. Для США этот показатель тоже высок – 22,3 % (или 2 663 млн. тонн). 19,4 % (730 тыс. тонн) производимой свинины экспортирует Бразилия. Для Канады же доля экспорта свинины достигает цифры в 68,9 % (1 330 млн тонн из производимых 1 930 млн).
В число крупнейших экспортеров мяса свиней входит Чили (200 тысяч тонн).
Китаю же, несмотря на все рекордные показатели, производимого им количества мяса не хватает даже для внутренних потребностей.
Основными потребителями свинины в мире ныне являются страны Юго-Восточной Азии, включая Китай. В 2018 году самым крупных импортером данной продукции оказалась Китайская народная республика, закупившая за рубежом 1 984 млн. тонн. Не очень сильно от нее отстали Япония (1 300 млн. тонн импорта свинины) и Мексика (1 188 млн. тонн), а также Южная Корея (753 тыс. тонн).
Помимо крупных экспортных поставок свинины собственного производства, немалые объемы данного вида мяса закупает США: американский импорт свинины в 2018 году составлял 473 тыс. тонн.
Таким образом, Казахстан, приняв Программу развития мясного свиноводства, рассчитанную до 2024 года, имеет неплохие шансы добиться выхода на мировой рынок свинины.
НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО
Разумеется, при составлении Программы развития мясного свиноводства были учтены и мировые тенденции потребления мяса. Именно поэтому она рассчитана не на рост внутреннего потребления, а именно на экспорт свинины.
Это позволит не только создать новые рабочие места, но и увеличить поступление столь необходимой стране валюты.
К сожалению, при создании Программы определенную долю экспортных поставок планировалось осуществлять в Россию, но время оказалось упущено: в 2019 году Россия вышла на 100 процентов самообеспеченности свининой, что стало причиной падения цен на нее в розничной торговой сети. А с 1 января 2020 года вместо ранее существовавшей квоты на импорт введена пошлина в размере 25 % на весь импорт свинины, что делает невыгодным экспорт в РФ из Казахстана.
Даже без начисления этой пошлины стоимость килограмма свинины собственного производства в супермаркетах областей, граничащих с Республикой Казахстан, составляет около 1280 тенге.
В то же время, 2019 год принес иные перспективы. Вначале года из-за вспышки африканской чумы свиней сразу в 20 провинциях, Китай был вынужден сократить поголовье свиней с 550 до 340 миллионов голов. Из-за нехватки свинины произошел резкий скачок ее цены. По некоторым данным, именно это стало причиной употребления в пищу летучих мышей, послужившее вспышке пандемии коронавируса.
Учитывая конкурентные преимущества, которыми обладает Казахстан (низкие транспортные расходы из-за близости китайской границы, низкая стоимость кормов и наличие развитой кормовой базы, наличие развитой транспортной инфраструктуры), реализация Программы развития мясного свиноводства дает шансы отечественным производителям закрепиться на китайском рынке свинины. Конкретные положения Программы, позволяющие сделать такой вывод, будут рассмотрены в следующей части нашего материала.
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости