История про то, как «анфан террибль» казахстанского автопрома, балансируя над пропастью, нашел виновных в своих бедах
Индустриализация Казахстана невозможна без протекционистских мер, субсидий и других видов государственной поддержки на первоначальном этапе. Однако теплое место неизбежно привлекает паразитов. В какой-то момент холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто», который по договору с правительством должен производить автомобили и наращивать локализацию, так подсел на иглу государственной помощи, что не хочет переходить на стандартный режим работы или хотя бы исполнять свои договоренности перед правительством.
ПРОЕКТ ДОХОДНЫЙ ИЛИ РАСХОДНЫЙ?
Компания Анатолия Балушкина «БИПЭК Авто – Азия Авто» (партнер «АвтоВАЗ») заключила соглашение с государством, по которому она производит автомобили, поэтапно увеличивая их локализацию в Казахстане, а взамен получает различные льготы. В частности, представителю отечественного автопрома производился возврат НДС и утилизационного сбора, предоставлен натуральный грант в 350 га земли под строительство завода.
Взаимовыгодное сотрудничество – это дорога с двусторонним движением. Холдинг получал всевозможные пряники от правительства, за что должен был освоить технологические операции по сварке, покраске и сборке транспортных средств, плюс увеличение локализации производства. Такая работа предполагает наращивание количества квалифицированных рабочих мест и рост производимой в Казахстане добавленной стоимости.
Г-н Балушкин отказывается признавать срыв договоренностей с властями в лице МИИР (Министерство индустрии и инфраструктурного развития). На самом деле их заключили еще в 2010 году с тем, что завод, занимающийся сваркой и покраской, заработает в 2017-ом (семь лет срока). А вообще компания усть-каменогорского бизнесмена пользуется различными государственными льготами с 2001 года. Например, она в качестве бонуса от государства получила 5 млрд тенге бюджетных средств для подведения промышленной инфраструктуры.
Если называть вещи своими именами, то компания «Азия Авто» получила все возможные в Казахстане льготы для промышленного производителя, и даже немного сверх того. Поэтому вполне логично, что в 2017 году МИИР потребовал отчитаться о выполнении обязательств, взятых на себя компанией в 2010-ом. Потом сроки перенесли на 2019-ый год по дополнительному соглашению. Но и в ноябре 2020-го ничего со стороны автомобильной компании сделано не было.
С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ
В апреле 2020-го МИИР расторгает дополнительное соглашение, поскольку «Азия Авто» не выполнила свою часть обязательств. Интересующиеся темой журналисты подсчитали, что через механизмы государственной поддержки (таможенные пошлины, например) и прямых субсидий компания Анатолия Балушкина получила свыше 330-ти млрд тенге.
Кстати, расторжение допсоглашения не лишило холдинг возможности производить и реализовывать автомобили, не были арестованы счета или перекрыты линии финансирования. Менеджменту компании чиновники внятно заявили: вступит в строй обещанный завод – государство все былые льготы и преференции вернет.
Вместо бурной производственной деятельности г-н Балушкин развернул информационную. Вообще-то он не частый гость в редакциях и студиях, поскольку деньги любят тишину, но тут предпринимателя из казахстанского списка «Форбс» прорвало.
Виновниками того, что вертикально интегрированная компания – такая структура позволяет очень существенно минимизировать издержки и осуществлять маневр ресурсами – не выполнила свои обязательства перед государством, им названы заместитель премьер-министра Роман Скляр и сам глава правительства Аскар Мамин. Еще в список «злодеев» попали Андрей Лаврентьев, хозяин завода «СарыаркаАвтоПром» в Костанае и Нурлан Смагулов, владелец совместного с компанией Hyundai автозавода в Алматы.
Бизнесменам от казахстанского автопрома Анатолий Балушкин пеняет на то, что они видят в нем конкурента, а правительству на то, что оно организовало травлю, чтобы лишить его госпомощи. Слышатся толстые намеки и на то, что у Балушкина власти якобы хотят отобрать завод.
Но как мы уже писали выше, никто в правительстве не помышлял о захвате предприятия в Усть-Каменогорске, пока лишь сняли компанию с незаслуженных льгот.
Между тем, заводы Лаврентьева и Смагулова льготами со стороны государства пользуются как раз за то, что они свою часть обязательств, согласно подписанным договорам, полностью выполнили. Из списка в 10 предприятий только фирма из Усть-Каменогорска сорвала все сроки по исполнению соглашения.
А еще часть из тех льгот, которыми компания «Азия Авто» пользовалась как своими, разрабатывали и продвигали кто угодно, но только не люди из команды Анатолия Балушкина, пока сам г-н Балушкин занимал не то выжидательную, не то отмороженную позицию.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Очень удивляет то, что производственному конфликту, в котором Анатолий Балушкин категорически не прав, он придает политическую окраску. Методика при этом используется классическая – натягивание совы на глобус. Дело в том, что коллектив ГК «БИПЭК Авто – Азия Авто» в лучшие времена едва достигал 5 тысяч работников, а под петицией на имя главы государства, направленной в конце лета этого года, подписалось более 45 тысяч человек.
В петиции сказано, среди прочего, будто против автопредприятия ведется долгая и злонамеренная подрывная деятельность. Учитывая сотни миллиардов тенге, которые завод получил через различные государственные субвенции, злодейская политика, получается, как минимум непоследовательная. Кто в данной ситуации хочет оставить работников крупнейшего автосборочного предприятия республики без работы и зарплаты – вопрос открытый.
Незаслуженные упреки могут озлобить кого угодно, и работники министерств здесь не исключение. В масс-медиа попала инсайдерская информация, согласно которой Министерство индустрии и инфраструктурного развития подало иск в суд о возврате льгот, ранее полученных АО «Азия Авто». Ранее аким ВКО Даниал Ахметов приводил цифры, согласно которым компания только за последние десять лет получила льготной преференции на $327 млн.
Своим поведением г-н Балушкин подрывает имидж не только органов государственного управления экономического блока правительства и инвестиционный климат республики, но и рикошетом бьет по российскому партнеру. Сам «АвтоВАЗ» входит в альянс «Renault-Nissan-Mitsubishi», который сегодня переживает не лучшие времена. Тем не менее, российская компания никаких критических высказываний и действий в адрес своего правительства не совершает.
Что касается расторжения правительством Республики Казахстан соглашения о промышленной сборке с АО «Азия Авто», то и здесь от руководства «АвтоВАЗ» и альянса «Renault-Nissan-Mitsubishi» никаких негативных оценок не последовало. Значит, коллеги по автопрому не считают действия казахстанских властей необоснованными или неправильными.
В ЧЕМ ПОДВОХ?
От ГК «БИПЭК Авто – Азия Авто» требуется построить обещанный завод, а пока заниматься обычной производственной деятельностью. Вроде как хозяйственные параметры у холдинга вполне нормальные, особенно учитывая форс-мажоры крайне сложного 2020-го. АО «Азия Авто» согласно биржевой отчетности за прошлый год получила 107,7 млрд тенге дохода, 24,6 млрд тенге валовой прибыли и 1,9 млрд тенге чистой. К тому же Анатолий Балушкин в своем выступлении перед заводчанами хвастался, что компания, будучи вертикально интегрированной, имеет высокий запас прочности по финансовым издержках в своих звеньях.
Вроде бы работай себе в нормальном режиме да строй завод, чтобы вернуть прежние льготы от государства. Вместо этого мы наблюдаем прямо какую-то истерику и политизированную охоту на ведьм. Своей невыполненной части договора г-н Балушкин старается не замечать, а придуманную вину для правительства раздувает до каких-то невероятных масштабов.
Все поняли, что компании очень важны и нужны преференции от государства, но судя по практическим шагам нет следов того, чтобы холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто» ими реально дорожил. Ведь если человек или компания чем-нибудь действительно дорожат, то прикладывают усилия по сохранению таких вещей.
Мухлевание с биржевой отчетностью появилось не сегодня и не в Казахстане его придумали. Отсюда неизбежные подозрения, что представленные в отчетах цифры не отражают всех характеристик состояния «Азия Авто». В холдинге критически много непрофильных активов, особенно относящихся к туристическим объектам на природе. Нынешний год для туризма однозначно неудачный. Еще Анатолий Балушкин много вкладывается в строительство, а это отрасль достаточно специфическая и может как сказочно обогатить, так и показательно разорить кого угодно.
В казахстанском информационном поле хватает вбросов о том, что г-н Балушкин занимается достаточно интенсивным выводом активов за рубеж. Формально это выглядит как инвестиционная деятельность, но по факту является эвакуацией капитала за пределы РК.
При таком взгляде на проблему по крайней мере понятно, почему бизнесмен не нашел денег, чтобы «прокачать» курицу, которая несет ему золотые яйца. Денег на развитие производства реально нет, поскольку они вложены за кордоном. Зато есть интерес как можно дольше растянуть положение вещей, действовавшее до апреля текущего года. Хотя здесь и так растянули от души: 2017 – 2020-ый.
КАК ПОСТУПАТЬ ГОСУДАРСТВУ?
Любое правительство заинтересовано в том, чтобы индустриальные предприятия работали бесперебойно, а по возможности расширяли объемы выпускаемой продукции и создавали дополнительные рабочие места. Отсюда и заботливое отношение государства к заводу «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Ему и производственную инфраструктуру за бюджетный счет, и возмещение НДС, и возврат утилизационного сбора, льготы в плане таможенных тарифов и сборов. Когда Нур-Султан работает над совместными решениями в рамках Евразийской комиссии ЕАЭС, то интересы отечественного автопрома там фигурируют постоянно.
История с компанией Анатолия Балушкина вместе с тем показывает, что метод пряника работает не всегда. Когда 9 предприятий условия соглашения выполнили, а 1 – нет, то необходимо проводить определенную дифференциацию. Поэтому отлучение от щедрого механизма государственных льгот за срыв договоренностей – вполне естественный и оправданный шаг.
К тому же дверь для продолжения сотрудничества была оставлена открытой: строится завод и преференции возвращаются.
Неадекватные действия начались по линии руководителя холдинга «БИПЭК Авто – Азия Авто». Вместо конструктивной работы над ошибками и исправления огрехов он пошел по пути конфронтации. Но если правительство исполнит свою угрозу и вчинит судебный иск о возврате полученных от государства льгот, то предприятие подобного финансового удара однозначно не переживет. А значит банкротство, увольнения и массовое пополнение на рынке труда.
Государство в лице правительства оказалось в крайне затруднительном положении, потому что ему необходимо одновременно сохранить лицо, линии жизни и при этом наказать виноватых, чтобы участники отрасли наглядно уяснили: правила касаются всех.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости