Нужен ли АПК Казахстана кредит Всемирного банка и если да, то не лучше ли поручить его распределение новому «Мясному союзу» и другим отраслевым ассоциациям сельского хозяйства?
Любая отрасль экономики – это не только сухие цифры налогов, вклада в ВВП, экспортных показателей и «дебета с кредитом», но и судьбы людей, их социальная интегрированность, занятость, доходы и качество жизни. В особенности это касается сельского хозяйства, которое не только является одной из традиционно важнейших сфер экономики Казахстана, но и залогом стабильности, социального мира и продовольственной безопасности. По какому пути ему идти?
ОЛИГАРХИ ИЛИ НАРОД?
Сельское население в Казахстане по состоянию на 1 января 2020 года составляет 7,738 млн. чел или 41,5 % от общей численности казахстанцев. Из 8,5 млн. работающих по стране в сельскохозяйственной сфере трудятся более 2 млн. чел. При этом основой сельскохозяйственного производства является личное подсобное хозяйство (ЛПХ), численность которых составляет 1,7 млн.
Именно «частники» кормят всю страну. По данным Стратегии развития акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» на 2020 – 2029 годы, в 2018 году около 57 % – говядины и баранины, 54,3 % – картофеля и помидоров, 73,5 % – молока произведены в личных подсобных хозяйствах.
Молочный союз дает еще большую цифру: 78 % объема или 5 млн. тонн молока производят ЛПХ, а 1 млн тонн – организованные хозяйства. Мелкие крестьянские и личные подсобные хозяйства являются основными поставщиками продовольствия на городские рынки. Их доля составляет там до 80 %.
Тем не менее, около 390 тыс. человек, занятых в ЛПХ, имеют доходы ниже 2 величин прожиточного минимума, а самые низкие зарплаты по стране именно в сельском хозяйстве.
Сталкиваются мелкие производители и с другими системными проблемами. Износ сельхозтехники в небольших крестьянских и фермерских хозяйствах достигает 80 %, а орудиями труда в ЛПХ и вовсе являются руки и пот.
Росту производства животноводческой продукции препятствует низкий удельный вес племенного поголовья в общем поголовье КРС (10,6 %) и МРС (15,1 %), слабая репродуктивная база для быстрого воспроизводства высокопродуктивного скота, несоответствие объемов кормопроизводства потребностям животноводства и хроническое отсутствие финансирования.
Так, финансированием «КазАгро» охвачено лишь 30 % от всех крестьянских и фермерских хозяйств страны.
ЛПХ же не получают практически ничего. Как отмечает экс-вице-министр СХ Толеутай Рахимбеков, «более 95 % всех субсидий, дешевых кредитов, удешевленного топлива и прочих «вкусняшек» от государства достаются только особо крупным и крупным сельхозпредприятиям. Главная техвооруженность мелких крестьянских и личных подсобных хозяйств – прадедовские лопаты, мотыги, вилы, ломы и кирки. И вот парадокс – при такой «механизации» уровень производительности труда у них значительно выше, чем у сельскохозяйственных гигантов».
Вопиющие дисбалансы в развитии села проистекают из действий бывшего руководства МСХ, настолько связанного с Мясным союзом Казахстана, что государственный орган одно время был неотличим от этой «частной лавочки».
В стране до сих пор борются два подхода к развитию аграрного комплекса: «либерально-рыночный», ориентированный на максимизацию прибыли кучки крупных производителей, и государственнический, задачей которого является комплексное развитие сельского хозяйства с учетом интересов населения, создания рабочих мест, повышения социальных стандартов и т.д.
В 2016-2017 годах, до захвата МСХ Мясным союзом, в стране действовала программа по поддержке ЛПХ и создания кооперативов для развития продовольственных цепочек от поля до магазинов. Вся эта система была разрушена триумвиратом Шукеева- Мамытбекова-Бактибаева, втянувшим Казахстан в провальную мясную аферу.
Со сменой руководства Минсельхоза возрождается и поддержка малого предпринимательства на селе. В Жамбылской области начата реализация пилотного проекта по повышению доходов населения через поддержку личных подсобных хозяйств.
По поручению президента Казахстана Касым-ЖомартаТокаева будет запущен пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «От поля до прилавка» в нескольких регионах, после чего необходимо приступить к его масштабированию, чтобы к середине 2021 года разработать полноценную программу.
МАННА НЕБЕСНАЯ ИЛИ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ?
Избавляться от наследия упомянутых «мясников» придется еще долго. На днях Совет директоров Всемирного Банка в городе Вашингтон принял решение о финансировании проекта «Устойчивое развитие животноводства», разработанного для Казахстана. Сумма финансирования поистине астрономическая и достигает $500 млн. Казалось бы, можно лишь радоваться. Но все не так просто.
Разговоры об указанном кредите шли с 2018 года, когда о планах ВБ профинансировать программу Мясного союза сообщил Умирзак Шукеев. После долгой паузы Банк, наконец, «проснулся», объявив о финансировании экспортно-ориентированного сектора животноводства мясного направления без роста негативного воздействия на окружающую среду в течение пяти лет, с 2021 по 2025 год.
Отчего вдруг в Вашингтоне так «подобрели», достаточно понятно. Недавно утвержденная Стратегия США для Центральной Азии предполагает оказание помощи в «защите независимости» стран региона и их использовании для конкуренции с Россией и Китаем.
Приход в ЦА всегда считался одной из важных целей политики США в регионе, достаточно вспомнить идеи о создании «Большой Центральной Азии» и альтернативный китайскому Шелковый путь, продвигаемый во времена Барака Обамы.
Обострившаяся же в последние годы геополитическая борьба с Россией и торговая война с Китаем снова выдвинули страны ЦА, включая Казахстан, на первый план. В целом благая цель наращивания экспорта говядины в Китай в то же время увеличивает политическое влияние США, их контроль над продовольственной безопасностью региона и позволяет американцам форматировать торговые потоки.
Для самого же Казахстана получение данного кредита создает ряд проблем. Во-первых, программа ВБ «заточена» под разработанную Мясным союзом «Национальную программу развития мясного животноводства на 2018-2027 годы», которая не является национальной и не отражена в качестве таковой в законодательстве РК.
Получателем же кредитов Всемирного банка является государство, которое и несет ответственность за выплату долга.
Банкиры же, в свою очередь, требуют, чтобы оператором выступал именно Мясной союз Казахстана. То есть, снова возникает ситуация, когда деньги получают мясные олигархи, а долги – страна.
Во-вторых, программа Мясного союза полностью провалена. Напомним, что к 2022 году должно было быть создано 33 тыс. ферм для выращивания бычков, 265 тыс. рабочих мест (если верить слайдам программы Мясного союза Казахстана в 2018 году), а экспорт мяса уже сейчас должен был достичь 180 тыс. тонн (таковы были обещания этой команды еще в первое пришествие АсылжанаМамытбекова в Минсельхоз РК в качестве главы ведомства в 2012-2016 годы).
На деле же «мясной прорыв» обернулся вывозом скота в живом виде, ферм нет, как и перерабатывающих мощностей, обучающих ферм, ветеринарного контроля, локализации производства техники и оборудования. Мясной союз по сей день фанатично отстаивает интересы иностранных импортеров сельхозтехники и пытается задушить местное производство.
Таким образом, возникает вопрос, куда направить кредит Всемирного банка? Фермерам? Снова на откормочные площадки, которые показали свою неэффективность? Но уж точно не Мясному союзу, который возьмет средства, повесив долги на государство.
Соглашение с ВБ еще не заключено, а его подписание планируется на осень текущего года. С одной стороны, от необходимых агросектору Казахстана средств отказываться вроде бы и грех, с другой – необходимо продумать, кто будет реализовывать экспортную мясную программу. Новый Мясной союз, государственные структуры или какое-либо из отраслевых объединений?
И, наконец, финансовый вопрос. Во время более ранних переговоров со стороны ВБ звучали планы о выделении данного кредита сроком на 15-20 лет. Сейчас же вдруг срок займа уменьшен до 5 лет. Выделяется он в долларах и возвращен должен быть также в долларах. На фоне очередного витка мирового экономического кризиса, осложненного пандемией коронавируса, и девальвации тенге, полумиллиардный долг, который нужно вернуть в столь короткий срок, может стать невыгодным и загнать страну в долговую кабалу.
Дела и так идут не блестяще. Как указывает экономист Петр Своик, в 2019 году в страну поступило $66,6 млрд. Расходы же составили $72,1 млрд. То есть, валютный баланс сложился в сумме минус $5,5 млрд. И при этом треть валютной выручки была выведена за рубеж на обслуживание внешнего долга и выплату доходов иностранным инвесторам.
На фоне корона-кризиса долги продолжают расти. Разрыв платежного баланса, а с ним и баланса бюджета приходится восполнять усиленным расходованием средств Национального фонда и наращиванием внешнего долга. Если на конец марта 2019 года он составлял 15,7 трлн тенге, то в мае нынешнего года превысил 18 трлн тенге.
А, МОЖЕТ, САМИ?
Со сменой руководства МСХ был взят курс на обеспечение продовольственной безопасности, импортозамещение и развитие собственного производства сельскохозяйственной техники и комплектующих.
Как подчеркнул президент К.-Ж.Токаев, «текущая ситуация наглядно подтвердила известную истину: продовольственная безопасность – ключевой элемент безопасности государства в целом».
В этой концепции достойное место занимает поддержка ЛПХ. По словам президента, «их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия. Государство не получает от них налогов, занятые в таких хозяйствах практически не защищены социально… Следует наладить систему постоянной закупки и сбыта, запустить обучение и повышение агрокомпетенций участников. Все это повысит доходы около 2 млн сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий с 53 % до 70 % и снизит импорт социально значимых продуктов».
Подобный подход поддерживают и аграрии. Как отмечает председатель правления Национальной ассоциации овцеводов Алмасбек Садырбаев, «почти все субсидии уходят олигархам. При этом в их руках находится лишь 10 процентов поголовья КРС. А вот в ЛПХ находится 80 процентов скота. Так кого надо стимулировать?»
Его мнение разделяет и Толеутай Рахимбеков: «Дайте мелким фермерам хотя бы 1 % из 350 млрд. тенге госсубсидии для сельского хозяйства и Казахстан забудет о таких проблемах, как продовольственная безопасность и безработица».
Более того, субсидирование ЛПХ и создание кооперативов является механизмом экономии бюджетных средств. Для кооперации мелких крестьянских и личных подсобных хозяйств денег потребуется в 6-7 раз меньше, а эффект будет больше.
Безусловно, в целях наращивания экспорта необходимы крупные сельскохозяйственные предприятия, способные привлечь серьезные инвестиции, обеспечить современное производство и контроль качества, провести дорогостоящие процедуры международной сертификации и брендирования. Но не за счет уничтожения мелких производителей, вытеснения населения из сел, создания давления на города и пауперизации граждан страны.
Борьба идет крайне жесткая. Свидетельством тому заказные материалы против утилизационного сбора, направленные на препятствование развитию производства отечественной сельхозтехники, «капустный скандал», требования вновь разрешить вывоз живого скота, откровенный саботаж ряда акиматов.
Так, акимат Восточно-Казахстанской области в ответ на запрос ИА «Караван» о необходимости создания продовольственных поясов вокруг крупных городов сообщил, что «личные подворья эту работу не смогут осуществить, а предложенные пути производства уже устарели. Поэтому рекомендовать личным подворьям на селе строить примитивные теплицы площадью 6 соток, откармливать на мясо 5 бычков, доращивать по 100 цыплят и за счет этого наращивать объемы продовольствия будет большой ошибкой. Эту проблему нужно решать в первую очередь через созданные и создаваемые крупные молочно-товарные фермы, откормплощадки, теплицы, современные перерабатывающие предприятия АПК, а также путем закупок излишков продукции в ЛПХ. Связующим звеном и центром развития продовольственных поясов должны стать оптово-распределительные центры».
Если учесть, что за сторонниками крупного бизнеса стоят транснациональные корпорации в сфере АПК, не борьба лиэто с новой казахстанской стратегией импортозамещения и повышения уровня жизни в селе вынула из «долгого ящика» решение Всемирного банка о предоставлении кредита?
Соблазнительные полмиллиарда снова могут вернуть к жизни неэффективные откормочные площадки,сгрудившиеся вокруг разочаровавшего Мясного союза,закупки импортного скота и сельхозтехники, вывоз элитных бычков за рубеж в живом виде, щедрый поток субсидий и господдержки за счет рядовых крестьян и казахстанских заводов. Ведь далеко не секрет, что международные кредиторы предоставляют средства лишь на закупки собственной продукции и введение собственных стандартов.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Фермерские ведомости