Продолжение интервью с известным казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане» Данияром Ашимбаевым о прогнозах на новый политический сезон. Начало здесь.
ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ПАРТИИ – ЧИСТОЙ ВОДЫ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯ
— Данияр Рахманович, Казахстан входит в парламентскую электоральную кампанию, причем на фоне снижения социально-экономических показателей и пандемии, а также протестов в соседних странах и странах-партнерах по интеграционным объединениям – в России и Беларуси. Каковы ваши прогнозы относительно прохождения Казахстаном этого цикла – скорее негативные или в целом позитивные?
— Что касается «электоралки», то начнем с того, что в августе состоялись выборы в Сенат. Прошли они достаточно незаметно. С другой стороны, это отнюдь не те выборы, которые привлекают к себе внимание. В то же время сама по себе кампания могла бы быть подана более интересно для того, чтобы разрядить обстановку. Однако этого сделано не было – выборы прошли традиционно в тишине и без шума.
Теперь ожидаются выборы в Мажилис и маслихаты – причем выборы в маслихаты впервые пройдут полностью по партийным спискам. Согласно установленным Конституцией срокам, выборы должны состояться самое позднее в январе.
Получается, что электоральная кампания стартует уже в октябре-ноябре нынешнего года.
Таким образом, до ее начала остаются буквально считанные месяцы. Однако, как мы наблюдаем, несмотря на некоторую либерализацию законодательства, новых игроков на партийном поле не появилось. Хотя карантин давал возможности запустить новые партийные проекты – для начала в онлайн-формате с тем, чтобы по окончании локдауна перейти в офлайн.
Однако за летние месяцы все претенденты на такого рода проекты никак себя не проявили.
Таким образом, новых партий, полагаю, нам ожидать не стоит.
В настоящий момент, скорее всего, идет торговля за мелкие бренды, которые сами по себе никакой роли не играют, но на которые есть спрос, поскольку они уже имеют регистрацию, что снимает с претендентов необходимость проведения оргмассовой работы.
Однако если запуск этих проектов состоится сейчас, когда до выборов осталось совсем немного, это будет выглядеть как чистой воды политтехнология.
ПРАЙМЕРИЗ NUR OTAN – ГЛАВНОЕ БЛЮДО ПОЛИТСЕЗОНА
Таким образом, главным блюдом политсезона является праймериз Nur Otan. Отмечу, что с депутатским составом партии есть определенные проблемы. Если представители партийной фракции в Мажилисе нам знакомы как достаточно активные, то депутаты маслихатов ни в реальности, ни в виртуальном пространстве особо не заметны.
В то же время в контексте проблемы подконтрольности исполнительной ветви власти, о которой мы говорили в предыдущем интервью, местным представительным органам отведена едва ли не ключевая роль.
В этой связи очевидно, что старый депутатский состав – не видимый ни экспертам, ни собственно избирателям – скорее всего, будет подвергнут ротации.
И здесь возникает любопытная коллизия. С одной стороны, акиматы заинтересованы в лояльном маслихате, с другой – партия Nur Otan прекрасно понимает, что в настоящий момент на одной лояльности выборы не выиграешь.
Партии нужны люди, которые способны вытянуть на себе партийные списки.
Таким образом, в ходе партийного отбора мы, скорее всего, увидим людей, которые до последнего времени не имели особого отношения к партии, но в теории их участие в праймериз можно было бы красиво разыграть.
Nur Otan, перезапустившись к таком виде, может сильно от этого выиграть. Вопрос: кто это будет и как они справятся с возможными подводными камнями, поскольку, как я уже упоминал, местные структуры заинтересованы с молчаливом и лояльном маслихате, и постараются избежать такой головной боли, как активные депутаты.
В то же время сегодня, по итогам карантина, уважение к исполнительной власти находится на уровне плинтуса. И все понимают, что еще до того, как пройдет праймериз и предвыборная кампания в маслихаты, многие акимы могут распрощаться со своими местами.
— Как бы вы оценили уже заявившихся участников праймериз и их потенциал? Смогут ли они, как вы выразились, вытащить партийные списки Nur Otan?
— Агитационная кампания только началась – безусловно, будут и сильные кандидаты, и дублеры, и однодневки. Полагаю также, что будет немало популизма. Однако заранее предсказать эффект праймериз сложно.
Повторюсь: главный конфликт предстоящих праймериз заключается в том, что у акимов есть желание контролировать состав и поведение депутатов маслихатов, в то время как у партии Nur Otan есть понимание, что если обновления депутатского состава не произойдет, она понесет невосполнимые репутационные и политические издержки.
Сегодня есть возможность, привлекая в Nur Otan активистов достаточно широкого спектра, одним махом решить едва ли не все существующие электоральные и политические проблемы. При этом одновременно эта технология будет использоваться на выборах в Мажилис.
Остается наблюдать, как пройдет агитационная кампания и внутрипартийное голосование. Полагаю, определенная изюминка в ней заложена. Однако пока у нас на руках нет достаточно материалов для того, чтобы строить точные прогнозы.
ПРОТЕСТНОСТЬ ЕСТЬ – АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
— Какое влияние, на ваш взгляд, окажут на предстоящую выборную кампанию неполитические факторы, например, вторая волна пандемии Covid-19. Может ли она стать «черным лебедем» электоральной кампании, фактором дестабилизации?
— Увы, как показала неразбериха в медицинской статистике, бессистемно предписываемые Минздравом карантинные и ограничительные меры и прочие недочеты органов власти, хороших специалистов-эпидемиологов у нас в стране, видимо, не осталось.
Решения в этой сфере принимаются политические, экономические, коррупционные. Тогда как именно медицинской постановки проблемы мы за время пандемии так и не увидели.
Не увидели мы ни логики, ни здравого смысла.
Что бы нас не ждало – вторая волна пандемии или вообще новой волны не будет – никаких точных прогнозов, ввиду того, что у нас нет ни релевантной медицинской статистики, ни анализов предыдущих волн, мы строить не можем. Пока мы можем с точностью сказать, что нас точно ждет пандемия коронакоррупции и коронаглупости с обострением административного зуда.
Что касается влияния пандемии и ее последствий на протестность в обществе, то уровень ее сегодня действительно высок. Однако протестность и политическая альтернатива – как мы все прекрасно понимаем – это вещи немного разные.
К примеру, у меня как у гражданина есть недовольство действующей политической системой, однако я не вижу системных структур и организаций, способных выразить мои взгляды и предложить альтернативу. А несистемные меня не устраивают.
Полагаю, что во время предстоящего электорального цикла многие, как и я, могут столкнуться с аналогичной проблемой. То есть общество созрело для перемен, но легальных путей для изменений нет, а нелегальные нам не подходят. Альтернатива броситься в такие политические проекты, как «Косанов» и «Тихановская» – подходит далеко не для всех.
Продолжение следует
Автор:
Исторические ведомости