Как казахстанский авторынок становится масс-маркетом
Впечатляющая динамика отечественного автопрома, показываемая им во время пандемии коронавируса, вполне естественно наводит на мысль о том, что модель его быстрого развития с успехом может быть применена и в других отраслях национальной экономики.
РОССИЯНЕ НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ ГОНКИ
Ведь в отличие от ключевых нефтегазовых областей Казахстана, в которых объем промышленного производства в этом году сократился по итогам первого полугодия, в тех регионах, где работают автосборочные предприятия, статистики зарегистрировали вполне приличное увеличение этого показателя.
В целом по стране выпуск автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов подпрыгнул к июню прошлого года на 60,2 %, по сравнению с его первым полугодием – на 32,0 %, а к маю текущего года – на 26,0 %. Напомним, что в весьма сложном для всей экономики прошлом году отечественный автопром увеличил выпуск своей продукции в физическом выражении на 53,2 % по сравнению с 2019 годом, в стоимостном эквиваленте – на 70,4 %.
Из выкладок аналитиков Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) следует, что по итогам 5-ти месяцев текущего года в наибольшей степени увеличился выпуск грузового транспорта – на 23,6 % до 3 044 единиц, далее следуют легковые автомобили (16,4 % до 28 322 единиц) и автобусы (13,6 % до 452 единиц). Кроме того, было выпущено 299 прицепов и полуприцепов, 101 единица специализированной техники.
В разбивке производства по предприятиям лидирует костанайское ТОО «СарыаркаАвтоПром», увеличившее выпуск транспортных средств на 37,1 % до 19 779 единиц, тогда как алматинский завод «Hyundai Trans Kazakhstan», введенный в действие в октябре прошлого года, произвел за январь-май 9 764 легковых автомобилей.
Впечатляющий прирост сложился в производстве коммерческой техники. Так, Семипалатинский «СемАЗ» увеличил ее выпуск на 61 % до 1 505 единиц, кокшетауское предприятие «КАМАЗ-Инжиниринг» прибавило 55,8 % до 561 грузовиков, а работающий в Алматы завод «Hyundai Trans Auto» — 168 % до 355 грузовиков и автобусов. Еще 72 автобуса было выпущено на площадке «Daewoo Bus Kazakhstan».
В разрезе брендов по данным АКАБ наибольший объем производства пришелся на «Chevrolet» (13 384 ед.), далее следовали «Hyundai» (9 821), «Kia» (3 192), «JAC» (2 310) и «GAZ» (1 472). Напомним, что одним из ключевых для отечественного автопрома еще недавно был бренд «Lada», занявший в 2019 году второе место после «Hyundai», а в прошлом году – третье вслед за «Hyundai» и «Chevrolet/Ravon».
То, что ключевой бренд российского автопрома так быстро утрачивает позиции на казахстанском рынке, в принципе соответствует нынешней расстановке сил в глобальном производстве автомобилей. Ведь Россия не входит в «Топ-10» мира по этому показателю. Возглавляют же мировую табель о рангах Китай, США и Япония, входит в «Топ-10» и Южная Корея.
Экспорт автомобилей из Казахстана увеличился в январе-мае на 72 % до 2 858 единиц, в стоимостном выражении – до 16,3 млрд. тенге. В разрезе брендов лидировали «JAC» (1 357 ед.), «Chevrolet» (960) и «Hyundai» (541). Ключевыми рынками для экспорта выступают Россия и Узбекистан.
Вернемся к теме благотворного влияния предприятий автопрома на динамику регионального объема промышленного производства. Так, по итогам первого полугодия наибольший прирост по этому показателю оказался у Алматы – 19,8 %, в Костанайской области сложилось увеличение на 9,8 %, Акмолинской – 7,5 %, Восточно-Казахстанской – 7,1 %.
Для сравнения: в основной нефтяной житнице страны – Атырауской области – выпуск промышленной продукции сократился на 11 %, Западно-Казахстанской – 6,4 %, Мангистауской – 5,9 %.
АВТОРЫНОК СТАНОВИТСЯ МАСС-МАРКЕТОМ
Впечатляющим увеличением на общем экономическом фоне выделяются и продажи новых автомобилей в текущем году. За первое полугодие этот рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 55,8 % до 56 418 новых машин, включая 52 022 легковых авто и легкой коммерческой техники, и 4 396 грузовиков и автобусов.
При этом только в июне по данным АКАБ продажи выросли в годовом выражении на 21,2 % до месячного максимума текущего года в 12 025 единиц. В абсолютном выражении за первый месяц лета было продано 11 099 легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 926 единиц грузовиков и автобусов.
Среди наиболее популярных брендов в продажах по итогам первого полугодия лидируют «Chevrolet» (14 754 ед.), «Hyundai» (12 238), «Toyota» (6 979), «Kia» (4 097) и «Lada» (3 603). Примечательно, что еще относительно недавно – в первом полугодии 2019 года – первое место в продажах занимала «Lada», за которой следовали «Toyota», «Hyundai», «Kia» и «Renault».
Такие перемены вполне зримо указывают на высокую конкуренцию, сложившуюся на отечественном авторынке, и гибкость спроса и предложения на нем. Так, продажи автомобилей «Chevrolet» в этом году подпрыгнули в 24,5 раза, «Hyundai» — увеличились на 81,1 %, «Toyota» — 47,5 %, «Kia» — 33,0 %, тогда как продажи «Lada» упали на 54,7 %. А среди моделей легковых авто в этом году лидируют «Chevrolet Nexia», «Chevrolet Cobalt» и «Hyundai Accent».
Безусловно, свою стимулирующую роль в столь активном наращивании продаж играет программа льготного автокредитования, запущенная в апреле 2015 года для поддержки отечественного автопрома.
Ключевая роль в ней принадлежит Нацбанку, выделявшему на протяжении последних лет по 20 млрд. тенге ежегодно. И, хотя в мае его правление приняло решение о прекращении участия Нацбанка в этой программе, выделенные им ранее 40 млрд. тенге будут использоваться для кредитования покупателей легкового автотранспорта, произведенного в Казахстане.
Условиями программы предусмотрено кредитование банками физических лиц, приобретающих такие авто, по номинальной ставке в 4 % годовых. Годовая эффективная ставка, включающая затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта, не должна превышать 7,5 % годовых, срок кредитования – не более 7 лет. Кредиты выдаются только в тенге, что защищает их от девальвации национальной валюты к доллару. А стоимость одной единицы приобретаемого легкового автотранспорта не должна превышать 15 млн. тенге.
Оператором этой программы выступает государственный «Банк развития Казахстана». Как уточнили в «БРК», она продолжит свое действие и после выхода из нее Нацбанка, так как льготное автокредитование физических лиц осуществляется на основе револьверного финансирования выделенных для этой программы 82 млрд. тенге. Кроме 40 млрд. тенге, предоставленных Нацбанком, еще 26 млрд. тенге предоставлено из Национального фонда РК, а 16 млрд. тенге – из республиканского бюджета.
Понятно, что при такой поддержке государства новые автомобили становятся в Казахстане массовым продуктом, как и в развитых странах, кредитование которого переходит в цифровую сферу.
Недавно такое новое совместное решение, не имеющее аналогов в автомобильной отрасли Казахстана и СНГ, представили рынку группа компаний «Allur» и «Евразийский банк». Покупка автомобиля в кредит полностью переведена в онлайн формат, что позволяет клиенту проходить все необходимые этапы – от подачи заявки до регистрации автомобиля – в дистанционном режиме. Процесс принятия кредитного решения занимает для клиента не более 10 минут, после чего автомобиль доставляется до двери дома клиента с оригиналом техпаспорта, поставленным на учет и с госномером!
УСПОКАИВАТЬСЯ РАНО
При всех зримых успехах отечественного автопрома главные цели его развития – кардинальное обновление отечественного парка легковых автомобилей и рост обеспеченности населения автотранспортными средствами из расчета на 1000 жителей – вряд ли будут достигнуты в ближайшие годы без принятия государством новых мер в этой сфере.
Так, согласно данным МВД РК, к началу лета количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 3 829,4 тыс. единиц. При этом в текущем году за январь-май было зарегистрировано 351 431 таких авто, что больше на 33,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но при этом львиная доля от этого количества пришлась на машины со сроком эксплуатации свыше 10 лет – 213 451 единиц с приростом к январю-маю прошлого года на 30,6 %.
Вторыми по численности идут авто со сроком эксплуатации менее трех лет – 58 133 (62,1 %), за ними следуют машины со сроком от 7 до 10 лет – 44 099 (93,2 %) и от 3 до 7 лет – 35 748 (снижение на 11,5 %).
По возрастному составу автопарк нашей страны состоит в основном из машин, срок эксплуатации которых превысил 10 лет – доля их в общей численности превышает 70 %, тогда как доля новых авто не превышает 5 %. А средний возраст парка автотранспортных средств и вовсе находится в районе 20 лет!
Решить эту проблему без увеличения финансовой поддержки программы утилизации старой автотехники вряд ли возможно.
В прошлом же году за этот же период складывались более позитивные тенденции. Тогда количество зарегистрированных автомобилей со сроком эксплуатации более 10 лет снизилось по сравнению с январем-маем 2019 года весьма значительно – на 20,2 % до 163 487.
Аналогичный тренд сложился и по авто со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет – их было зарегистрировано 40 393 со снижением к предыдущему году почти на треть (31,4 %)!
А число новых зарегистрированных машин со сроком до 3 лет подпрыгнуло в 1,9 раз до 35 853.
Другая проблема – доминирование на рынке автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине или дизельном топливе. Доля первых среди зарегистрированных в текущем году составила 85,7 %, тогда как использующих газ оказалась на уровне лишь в 0,1 %.
Данные же по электромобилям и другим авто, использующим новые источники энергии, вовсе отсутствуют. Между тем, отечественному автопрому сегодня по силам выпускать такую современную технику, включая электробусы, которые уже курсируют по алматинским дорогам.
Что касается обеспеченности населения автотранспортными средствами, то здесь Казахстану далеко до уровня развитых стран. К тому же, из-за быстрого роста населения этот показатель в расчете на 1 000 жителей постоянно снижается.
Если 10 лет тому назад он составлял 242 автомобилей, то к середине прошлого года опустился до 194 единиц. В развитых же странах его значение превышает 500 автомобилей, переваливая в некоторых из них за планку в 800 – 900 машин, то есть практически по одному авто на жителя.
Правда, с учетом бедственного состояния нашей экологии и автодорог здесь нужно задуматься над тем, насколько Казахстану стоит стремительно двигаться в этом направлении.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости