Смена индустриального партнера в Казахстане говорит о том, что российско-французская компания не намерена терять прибыльный рынок и делает ставку на надежных машиностроителей
Руководство компании «АвтоВАЗ» публично заявляет, что Казахстан остается для нее ключевым экспортным рынком. Данное обстоятельство во многом объясняет, почему после сбоя в Усть-Каменогорске в 2020-ом, где индустриальным партнером выступало АО «Азия Авто», уже в текущем году крупнейший российский автопроизводитель налаживает выпуск моделей «Lada» на промышленных мощностях в Костанае – заводе «СарыаркаАвтоПром».
ПРОБУКСОВКА
Благодаря партнерству с «АвтоВАЗом» завод в Усть-Каменогорске продолжительное время был первым и единственным предприятием автопрома в Казахстане. Правительство в меру сил эту ласточку тоже лелеяло, поскольку осуществлять локализацию массовых моделей и полезно, и престижно.
Более 90 % историй о банкротствах начинается с фразы «ничего не предвещало беды». И вот в какой-то момент компания Анатолия Балушкина «Азия Авто» начала срывать договоренности с правительством РК (в лице Мининдустрии и инфраструктурного развития) по строительству новых корпусов, где должны были свариваться и окрашиваться кузова моделей «Lada». Согласно заключенному в 2010 году соглашению новый завод должен был начать работу в 2017-ом.
Менеджмент усть-каменогорской компании тянул время под различными предлогами и в какой-то момент у правительства терпение кончилось. В том числе потому, что семья автопроизводителей в республике расширилась и остальные ее члены свою часть обязательств перед государством выполнили.
Форс-мажоры – форс-мажорами, но когда одни игроки отрасли их преодолевают, а другие нет, то неизбежно напрашиваются выводы.
Сначала «Азию Авто» сняли с тех льгот, которыми правительство стимулирует дисциплинированных промышленников. В ответ пошла кампания злобного черного PR, потом судебные разбирательства и в итоге фирму господина Балушкина судебные власти обязали вернуть 174 млрд тенге незаконно полученных льгот назад в бюджет. Предприятие остановилось.
Но надо признать, что «Lada» в Казахстане пользуется популярностью. Даже в неблагоприятном 2020-ом году в стране продано 17,5 тысяч новых машин (доля рынка 19,6 %, включая поставки машинокомплектов).
НОВЫЕ СТЕНЫ
Работодатели из числа автопредприятий Казахстана еще только начали разбирать уволенных в Усть-Каменогорске машиностроителей, а «АвтоВАЗ» и группа компаний «Аллюр», куда входит «СарыаркаАвтоПром», в присутствии премьер-министра Аскара Мамина подписали соглашение о сотрудничестве.
По нему производство автомобилей «Lada» в Республике Казахстан возобновляется, только на заводе в Костанае и с новым индустриальным партнером.
«Я искренне рад возобновлению локального производства Lada в Казахстане. В кратчайшие сроки, благодаря профессиональному подходу наших партнеров, мы смогли подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве, а также запустить в производство первую модель – внедорожник Niva Travel. В ближайшие месяцы на костанайском заводе начнут выпускаться и другие модели Lada», – заявил президент компании «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис (на фото) весной этого года.
В Казахстане «АвтоВАЗ» по привычке называют российской компанией, тогда как она давно стала транснациональной. Владельцем 100 % АО «АвтоВАЗ» является голландская компания Alliance Rostec Auto B.V. – СП «Ростеха» (32 %) и Renault Group (68 %).
Другими словами, современные автомобили «Lada», которые будут выпускаться на линии в Костанае, можно одновременно называть казахстанскими, российскими и французскими, где-то японскими, поскольку в пользу каждой версии имеются аргументы.
Ив Каракатзанис, будучи французским промышленником с греческими корнями, с 1 июня 2018 года по 1 июня 2021-го занимал должность президента «АвтоВАЗа». Он занимался оптимизацией затрат и продвижением торговой марки «Lada» на иностранные (относительно России) рынки. Поэтому работа на казахстанском поле являлась его прямой функциональной обязанностью.
Судя по тому, с какой скоростью был совершен стратегический маневр с производственных мощностей Усть-Каменогорска на Костанай, свое дело господин Каракатзанис знает хорошо. Потеря рынка для людей его позиции из разряда смертных грехов, поэтому теперь уже экс-президент все делал быстро.
На должность президента «АвтоВАЗа» в Тольятти вернулся Николя Мор, который уже занимал ее в 2016 – 2018 годах; в ближайшие годы ему предстоит воплощать в жизнь план Renaulution – новую стратегию развития Groupe Renault.
В его рамках «АвтоВАЗ» должен стать эффективным и конкурентоспособным производителем автомобилей мирового класса. Для этого учреждено новое бизнес-подразделение Dacia-Lada (Business Unit Dacia-Lada); все новые автомобили будут созданы на базе единой гибкой платформы CMF-B (но это будут оригинальные автомобили) – по плану к 2025 году должны появиться четыре совершенно новые модели Lada.
NIVA TRAVEL
Lada Niva Travel в качестве пробного производственного шара – очень удачное решение для рынка в Казахстане. Внедорожник с полным приводом гармонично смотрится в степи, горах, лесах и городах. В машине достаточно трудно достигнуть гармонии, поскольку чем она больше, тем труднее ею управлять, особенно в городских условиях, зато крупные размеры делают джип более безопасным.
У Niva Travel предусмотрены три варианта привода. Передний привод делает машину более предсказуемой в движении, поэтому его рекомендуют всем новичкам.
Полный привод (4WD) увеличивает проходимость внедорожника хоть по льду, хоть по песку. Обратная сторона такого достоинства – увеличение расхода топлива. Еще автомобиль с полным приводом стоит дороже, чем с выбором в пользу передних или задних колес.
Задний привод – это для гурманов, потому что им обычно оснащаются спортивные автомобили, но и среди владельцев джипов встречаются любители такого расположения ведущих колес.
Объем двигателя Lada Niva Travel 1,7 литра, а мощность 80 лошадиных сил. До 100 км автомобиль разгоняется за 19 секунд. Машина оснащена фронтальными подушками безопасности, что является лучшим способом предохранения водителя и пассажиров на случай лобового столкновения. Задние датчики парковки повышают мастерство вождения и помогают в стесненных условиях.
Пятиместная машина продается от 5 млн 608 тысяч тенге, что для реалий Казахстана очень даже приемлемо за предлагаемое качество.
LARGUS УНИВЕРСАЛ
Самая популярная по продажам машина семейства Lada в Казахстане 2021-го года – это Largus универсал. На автозаводе в Тольятти ее называют суперуспешной, и с этим нет смысла спорить.
Владельцы данной модели выделяют в ней вместительность салона, цену, размер багажника (он реально удивительно большой и удобный), надежность. Здесь прекрасно показывают себя тормоза, хотя в условиях республики им часто приходится показывать себя в экстремальной ситуации.
Largus радует ходовыми качествами, низким расходом топлива, ремонтопригодностью и широкими возможностями по трансформации салона.
В эту машину можно запросто погрузить велосипед, что под силу далеко не каждой модели.
В качестве бонуса Largus автовладельцы часто называют дешевизну запчастей. В нынешние кризисные времена, когда приходится экономить на многих важных вещах и сторонах жизни, данный плюс стал очень ценным и востребованным. Низкий расход топлива – тоже один из столпов экономии. Еще данную модель любят за мягкий ход и хорошую подвеску.
GRANTA
В одном из анекдотов сосед по автомобильной пробке расспрашивает владельца «Ламборджини» о качествах машины. Тот отвечает на вопросы, а потом сам спрашивает: «Почему интересуешься?» – «Да, смотрю, не шибко народ их берет». При таком подходе к машинам с Lada Granta все в полном порядке. Модель из года в год пользуется устойчивым спросом и популярностью.
Lada Granta хоть в виде седана, хоть в качестве лифтбека представляет собой красивый, комфортный и недорогой автомобиль. Это в полном смысле народный авто, а чтобы держаться в данной нише нужно сочетать в себе множество преимуществ за умеренную плату. У автовладельца регулярно должно возникать чувство удовлетворенности на почве того, что многими вещами он пользуется за умеренную плату благодаря крайнему расположению со стороны судьбы.
Granta способна учитывать самые разные запросы. В ней и автоматическая коробка передач, и датчик дождя (помогает при нестабильной и слякотной погоде), климат-контроль. Большие зеркала – гарантия отличной обзорности, плюс к ним подключен электропривод, что снимает вопросы обледенения, например.
Сейчас лето, но Lada Granta будут производить в стране, где зима шесть месяцев в году никого не удивляет. Поэтому имеется курсовая устойчивость ESC, которая в случае заноса автомобиля его распознает и, притормаживая отдельными колесами, стабилизирует направление движения.
VESTA
Lada Vesta может запросто поспорить с любой из самых ходовых моделей семейства по популярности. В варианте седана особое внимание уделено акустическому комфорту водителя и пассажиров. Lada Vesta Cross – это силуэт скоростного седана и проходимость кроссовера. Модельный ряд Lada вообще чрезвычайно разнообразен, благодаря чему очень многие автолюбители способны отыскать машину на свой вкус и цвет за сходную плату.
Все эти машины разрабатывают люди, которые понимают, в каких условиях работает техника и с какими вопросами сталкиваются покупающие ее потребители. Как результат, у той же Vesta Cross клиренс в полтора раза больше, чем у классического седана.
У Lada Vesta самый просторный в классе салон. Он позволяет разместиться с максимальным удобством на передних креслах и на заднем диване – этому способствует высокий уровень эргономики сидений, которые обладают выверенной формой и специально подобранным наполнителем. Водительское кресло оснащено регулировкой высоты и поясничной поддержки.
Для Казахстана и его автопрома стало бы большой потерей прекращение производства Lada в стране. К счастью, не только республика заинтересована в таких машинах, но и «АвтоВАЗ» в казахстанских потребителях.
Когда есть встречное движение, то даже из неприятных казусов вроде истории взлета и падения «Азия Авто» быстро делаются правильные выводы, принимаются оптимальные решения и процесс получает второе дыхание.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости