Начало строительства крупного завода по производству автомобильных шин в Карагандинской области вполне логично привлекло внимание к развитию мощностей по их утилизации в том же регионе, а также к интеграции быстро набирающего обороты отечественного автопрома с отраслью по переработке старых машин и автохлама.
ПОЛИГОН ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Напомним, что осенью прошлого года был анонсирован проект по строительству завода по производству автомобильных шин совместно с российским ПАО «Татнефть», который и начал реализовываться в Карагандинской области в настоящее время.
Мощность нового предприятия должна составить на начальном этапе 3 млн. легковых и легкогрузовых шин, а также 500 тысяч грузовых шин при объеме инвестиций более 120 млрд. тенге с последующим выходом на рубеж в 9 млн. шин и экспортным потенциалом в 40 % от производимого объема.
Потребителей для столь впечатляющего объема продукции искать не придется – она пойдет на первичную комплектацию автомобилей, производимых в Казахстане.
Инвестиционные соглашения и специальные инвестконтракты были подписаны в конце марта с ПАО «Татнефть» при участии премьер-министра Казахстана, руководителей Мининдустрии и инфраструктурного развития и МИД, а также Карагандинской области.
Новый завод вполне естественным образом интегрируется в технологическую цепочку поставщиков для отечественного автопрома, так как партнером «Татнефти» в совместном предприятии «KamaTyresKZ» выступила «Группа компаний «Аллюр» с ее автосборочным заводом в Костанае на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Ведь отечественное производство шин заведомо позволит повысить уровень локализации казахстанского автопрома, а заодно и импортозамещения. Такой подход позволяет создать разветвленную инфраструктуру не только для производства широкой палитры комплектующих отечественного производства для местной автосборки, но и включить в нее мощности по утилизации старых машин и их компонент.
А это в свою очередь означает выход казахстанского автопрома на современный уровень организации полного цикла жизни автомобилей, присущего развитым странам мира, придерживающихся цивилизованных норм экологической политики.
Судя по всему, как раз Карагандинской области и выпал шанс стать полигоном в Казахстане для реализации на практике такой политики. Ведь там уже несколько лет работает единственный в Центральной Азии завод по утилизации старых автомобилей, официально открытый в декабре 2017 года с участием Елбасы – первого президента Казахстана.
Как следует из информации на сайте предприятия, официальное его название звучит следующим образом – «Завод по производству чугуна, стали, алюминия, сплавов цветных металлов, из отходов лома вышедших из эксплуатации транспортных средств, спецтехники и сельхозмашин, производству углеводородов и производных в Карагандинской области» ТОО «RecyclingCompany».
Таким образом, это предприятие выступает важным элементом в кругообороте ключевых материалов, необходимых не только для отечественного автопрома, но и для его смежников, а также для других отраслей национальной экономики.
Его производственные мощности, рассчитанные на ежегодную утилизацию до 50 тысяч вышедших из эксплуатации транспортных средств, позволяют плавить до 7 тысяч тонн черного и цветного металла, выпускать фракции из пластика, до 7 тысяч тонн печного топлива и синтез-газ из отработанных масел, отделять стекло и резину.
ЭКОЛОГИЯ СТАНОВИТСЯ ВЫГОДНОЙ
И сырья, получаемого из автохлама, вполне хватает для производства таких объемов ценных материалов. В среднем автомобиль наиболее массовой категории М1 содержит 1 тонн черного металла и 300 кг цветного, 300 кг пластмасс и полимеров, 40 кг текстильных материалов, 60 кг стекла, 50 кг шин, 20 кг приходится на аккумулятор, 30 литров – на моторное и другие масла, тормозную и охлаждающую жидкость.
В целом же по стране согласно официальным данным в 2019 году было переработано 23 тысячи тонн только шин, пошедших на резиновую крошку и печное топливо, 18,6 тыс. тонн аккумуляторов, 15,7 тыс. тонн масел, выплавлено 20,6 тыс. тонн черных металлов, 825 тонн алюминия, 95 тонн других цветных металлов, получено 46 тонн пластика и 114 тонн резины.
В 2019 году в рамках программ по выкупу старых автомобилей было принято 35,7 тысяч вышедших из эксплуатации транспортных средств. В прошлом году план по приему на утилизацию 40 тысяч авто был выполнен досрочно, поэтому за неделю до празднования Нового года даже пришлось приостановить этот процесс во всех регионах Казахстана.
К тому же с 5 ноября по 15 декабря на утилизацию было принято еще 100 тракторов и 20 комбайнов в дополнение к 41,3 тыс. автомобилей за весь год.
В нынешнем году планируется принять на утилизацию 45 тысяч авто и 2,4 тыс. единиц сельскохозяйственной техники.
Такой прогресс объясняется выгодным денежным стимулом для автовладельцев, сдающих машины, ведь за сдачу их в полной комплектации выплачивается более 200 тыс. тенге, а в неполной – 150 тыс. тенге.
Правда, теперь не выдаются скидочные сертификаты на легковые автомобили отечественного производства, которые предоставляются только взамен за автобусы и грузовики. Ранее же такие сертификаты давали право на скидку от 315 до 750 тысяч тенге.
Для сравнения: в прошлом году в Казахстане было выпущено 77,5 тыс. автотранспортных средств, а казахстанцы приобрели более 93 тыс. новых автомобилей, из которых две трети приходятся на машины отечественного производства.
В итоге, карагандинский завод стал не только ключевым звеном формирующейся в Казахстане отрасли авторециклинга, без которой немыслим современный цивилизованный автопром, выпускающий продукцию, отвечающую всем экологическим требованиям и нормам. Это предприятие оказалось одним из немногих объектов реального сектора национальной экономики, созданных изначально по принципам экологически ориентированного бизнеса, целью которого является не только получение прибыли, но и защита окружающей среды наряду с охраной здоровья населения.
При этом сам завод входит в разветвленную систему сбора и утилизации автомобилей, уже функционирующую в Казахстане. К примеру, для поставок ему спрессованных брикетов, в которые превращают старые автомобили, их принимают в приемных пунктах, расположенных на всей территории страны.
Переработкой шин в 2019 году занимались 15 компаний, из которых три находились в Карагандинской области, отработанных масел – три, включая ТОО «RecyclingCompany», аккумуляторов – два.
РАВНЕНИЕ НА ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ
Конечно, пока еще отечественная отрасль авторециклинга значительно уступает уровню ее развития в передовых странах, лидирующих в мире по выпуску автомобилей.
Это, кстати, чувствуется даже по кинематографу – ведь в западных фильмах, прежде всего американских, часто можно увидеть добротно организованные свалки старых машин, на которых их утилизация в огромных масштабах организованна профессионально.
Так, по данным американской «Automotive Recyclers Assoсiation» (ARA), объединяющей авторециклинговые компании США, там ежегодно утилизируется более 4 млн. автомобилей (с учетом Канады).
Занято в этой отрасли более 140 тыс. работников, а объем продаж составляет порядка $32 млрд. в год. Ее мультипликативный эффект оказывает поддержку другим отраслям, включая судоходство, перевозку мусора и другие.
Только металла, извлеченного из старых машин, достаточно для производства примерно 12-13 млн. новых автомобилей. Полностью перерабатывается порядка 86 % содержимого старых автомобилей, позволяя значительно сократить потребность в добыче и переработке природного сырья для их производства и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.
Важное значение имеет и повторное использование автомобильных компонентов, обходящихся покупателю дешевле по сравнению с новыми дорогими запчастями и комплектующими.
В комментарии исполнительного директора «ARA» к отчету о деятельности ассоциации в прошлом году отмечается, что в условиях пандемии коронавируса был создан специальный фонд – «Automotive Recyclers COVID Relief Fund» для поддержки компаний отрасли.
«ARA» последовательно отстаивала статус авторециклинга как необходимого бизнеса (essential business) национальной экономики, что позволило отрасли функционировать во время карантинных ограничений. Также была развернута программа вебинаров для помощи компаниям отрасли в первую очередь для получения ими финансовой поддержки по федеральным программам «Paycheck Protection Program» и «Economic Injury Disaster Loans».
В Японии, где закон об авторециклинге вступил в силу в 2005 году, уровень утилизации автомобилей достиг почти 100 %, а в абсолютном выражении ежегодно перерабатывается более 3 млн. старых машин.
Но при этом одним из ключевых препятствий для наращивания объемов утилизации выступает нехватка старых автомобилей из-за значительного объема их экспорта за пределы Японии.
Другая проблема – нехватка работников из-за старения населения и ухудшения общей экономической ситуации в стране.
Свою роль сыграл и запрет на импорт мелкого несортированного лома в Китай, введенный его властями в конце 2017 года, что привело к его накоплению в Японии при росте цен на переработку и отказу от приема автомобильных кузовов сортировочными и шредерными компаниями.
Судя по информации на сайте «Japan Automotive Recyclers Association» (JARA Corporation), в своей деятельности ее члены ориентируются на «Цели в области устойчивого развития» (ЦУР), принятые ООН в 2015 году.
При этом значительную финансовую поддержку деятельности «JARA» с самого начала оказал один из лидеров глобального автопрома – «Toyota Tsusho Corporation». Как и в США, одним из приоритетов японского авторециклинга выступает повторное использование комплектующих, извлеченных из старых автомобилей, включая их экспорт за рубеж.
В Германии и других странах Европейского Союза авторециклинг функционирует по единым критериям, установленным для утилизации старых автомобилей. Новым направлением стала утилизация набирающих популярность электромобилей. При этом законодательство и нормы ЕС по экологической безопасности распространяются на все стадии жизненного цикла автомобилей, включая организацию системы авторециклинга и обеспечение утилизации автомобильных компонентов и материалов.
В России программа по утилизации автомобилей стартовала в 2010 году и затем продлевалась ежегодно. При этом автовладельцам выдавался сертификат на сумму от 50 тыс. до 350 тыс. рублей. Фактической целью программы стала поддержка отечественных производителей за счет стимулирования спроса покупателей, тогда как создание полноценной системы авторециклинга отошло на второй план.
Подводя итог, можно резюмировать, что отечественная отрасль авторециклинга изначально движется в нужном направлении, способствуя не только защите окружающей среды, но и становясь поставщиком широкой палитры материалов, необходимых для отечественного автопрома и других отраслей национальной экономики.
Это в свою очередь позитивно влияет на диверсификацию последней со снижением зависимости от добывающей отрасли и импорта.
Положительным фактором является и участие ведущих отечественных автопроизводителей в становлении авторециклинга, что вполне соответствует тенденциям развитых стран. Там утилизация машин закладывается на стадии их проектирования, а ответственность за нее несет в большей степени производитель.
Для большей эффективности авторециклинга в Казахстане следовало бы уделять внимание вопросам продажи и экспорта комплектующих, извлеченных из старых автомобилей, и регулировать деятельность этой быстрорастущей отрасли за счет отдельного законодательного акта.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости