Не последнюю роль в этом сыграла стратегия Минсельхоза РК по обеспечению продовольственной безопасности
Безопасность государства заключается не только в неприкосновенности его границ. Именно поэтому сейчас столько внимания уделяется повышению продовольственной безопасности, то есть снижению зависимости государства от поставок критически важных продуктов из-за рубежа.
Какие вопросы самообеспечения важнейшими продуктами питания наблюдаются в Казахстане?
РЕИНКАРНАЦИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Несмотря на то, что объемы производства говядины удовлетворяют потребности населения на 97 %, свинины – на 98 %, баранины – 100 %, конины – на 98 %, есть и определенное отставание.
Так, колбасными изделиями страна может обеспечить лишь на 59,7 % потребностей, мясными и мясорастительными консервами – на 66 %, мясом птицы – на 51,8 %. Доля импорта по мясу птицы составляет 21 % (разница в цифрах объясняется тем, что часть потребностей замещается другими видами мяса), извне завозится 42 % яблок и более 55 % сахара. При среднегодовой загруженности молокозаводов на 60 % от номинальных мощностей Казахстан импортирует 500 тыс. тонн молока, а импорт сухого молока и вовсе достигает 90-95 % потребностей.
Это совсем не значит, что Минсельхоз сидит сложа руки. Ведется работа по исправлению имеющихся дисбалансов. Так, на 2020 год уже запланирован ввод в эксплуатацию 25 молочно-товарных ферм общей мощностью 105 тыс. тонн молока в год, 11 новых мясокомбинатов и птицефабрик. Будут заложены 2 тыс. гектаров яблочных садов, запланировано строительство двух новых сахарных заводов общей мощностью 200 тыс. тонн сахара в год, а также модернизация трех действующих сахарных заводов.
Будут увеличены площади орошаемых земель. Все эти меры уже в 2020 году позволят сократить долю импорта сельхозпродукции с 36,2 % до 31,2 %, а к 2024 году полностью насытить внутренний рынок страны перечисленными продтоварами за исключением яблок: увы, даже 25 % субсидирования инвестиционных проектов, предусмотренного планами министерства позволят решить проблему лишь через несколько лет.
Если в других странах ЕАЭС основной упор в обеспечении продовольственной безопасности сделан, в основном, на крупные проекты, то, в силу национальных особенностей, в Республике Казахстан создаются условия для того, чтобы в решение общегосударственной проблемы внесли свой вклад и фермеры.
Разработана программа поддержки фермерских хозяйств, большое внимание уделяется и рекомендациям экспертов, которые очень четко определили, что степень выгодности мясной продукции для бизнеса распределена следующим образом (по уменьшению прибыльности):
- Птицеводство;
- Свиноводство;
- Овцеводство;
- Коневодство;
- Производство крупного рогатого скота.
БЕЗ ПАНИКИ
Экономисты планируют, а жизнь вносит свои коррективы в их планы. А еще – тестирует, верные ли шаги выбраны для обеспечения продовольственной безопасности.
В рамках общих мер по борьбе с пандемией коронавируса страны ЕАЭС, учитывая закрытие межгосударственных границ, предусмотрели возможность возникновения дефицита отдельных продуктов питания и ввели ограничения на экспорт наиболее социально значимых групп товаров. И это привело к тому, что ни в Казахстане, ни в соседних государствах Евразийского экономического союза, в отличие от многих других стран, не возникло перебоев с поставками продовольствия в магазины.
Если руководство Министерства здравоохранения РК и СК «Фармация» экзамен, который им задал коронавирус, откровенно провалили, допустив дефицит даже самых элементарных медикаментов в аптечной сети, то, благодаря мерам, предпринятым МСХ, полки продуктовых магазинов не пустовали, не было паники в супермаркетах, как это случилось даже в некоторых странах Европейского союза.
Конечно, отказ от экспорта нанес ущерб поступлению валютных средств как в Казахстане, так и, например, в России. Но это оказалось куда меньшим злом, чем возникновение дефицита продуктов. Ведь даже крупные развитые державы, столкнувшись с сокращением поставок продуктов и паникой населения, были вынуждены просить руководство некоторых государств евразийского союза снять ограничения с объемов экспорта продовольствия, в частности, с объемов поставок зерна.
Разумеется, успехи Казахстана в обеспечении продовольственной безопасности страны пока достаточно скромны, ведь Министерство сельского хозяйства начало всерьез заниматься этой проблемой лишь после того, как его возглавил Сапархан Омаров.
К тому же, если проводить параллели, например, со странами-партнерами по ЕАЭС, то разнятся производственные и финансовые возможности участников, а также масштабы преобразований.
Но уже сегодня можно сделать однозначный вывод – курс на обеспечение продовольственной безопасности выбран правильный, а результаты проделанной работы уже показали значительно возросшую устойчивость страны к возникающим трудностям в обеспечении населения продовольствием.
ОТ «НОЖЕК БУША» ДО САМООБЕСПЕЧЕНИЯ
В качестве наглядного примера разберем этапы развития агросектора в соседней РФ. Несмотря на то, что многие связывают развитие российского импортозамещения в области сельского хозяйства с санкциями, введенными США и союзниками из-за событий вокруг Крыма, это далеко не так.
Продовольственной безопасностью в РФ серьезно начали заниматься еще в 2010 году, когда была принята соответствующая программа. А санкционное давление и российские контрсанкции стали катализатором задуманных ранее реформ.
Причем, планирование этих преобразований изначально осуществлялось на весьма длительные сроки: до 2025, 2030 и даже до 2050 года, а государство старалось всячески поддерживать – в том числе и инвестициями – сельхозпроизводителей.
Вполне закономерно, что результаты этой политики дали о себе знать. По данным Росстата, за пять лет с 2012 по 2017 годы объем производства сельхозпродукции в РФ вырос более чем на 20 %, а российские производители добились выполнения параметров, заложенных в Доктрину продовольственной безопасности, по пяти из восьми групп продовольственных товаров.
Мало того, часть производимой в России агропродукции стала поставляться на внешние рынки: среди перспективных покупателей числятся Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Персидского залива.
Только в 2017 году объем экспортных поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился на 21 %, и превысил 20 млрд долларов, что на 5 млрд долларов больше объема продаж оружия, традиционно являющегося одной из наиболее крупных статей российского экспорта.
Если же говорить о продовольственном самообеспечении, то по итогам 2017 года эти показатели составили по зерну 170,8 %, растительного маслу – 153,1 %, сахару – 105,2 %, мясу и мясопродуктам – 93 %, картофелю – 87 %, овощам – 85,9 %, молоку и молочным продуктам – 82 %. И это – на фоне того, что за указанный период с 9,5 % до 7,5 % сократилось число занятых в сельхозпроизводстве к общей занятости населения.
Если брать период с 2013 по 2018 годов, то следует отметить, что за это время с 92,4 млн тонн до 113,3 млн тонн выросло производство зерновых, с 39,3 тыс. тонн до 42,1 млн тонн – сахарной свеклы, с 1,5 млн тонн до 4 млн тонн – сои, с 615 тыс. тонн до 1,1 млн тонн – тепличных овощей, с 667 тыс. тонн до 1,2 млн тонн – плодов и ягод.
В сфере животноводства производство свиней на убой в живом весе за тот же период в России выросло на 60 %, составив 4,1 млн тонн, производство птицы выросло с 3,5 млн тонн до 6,1 млн тонн.
И если тот факт, что РФ из некогда импортера зерна превратилась в крупнейшего в мире экспортера этой продукции (а еще – в инициатора создания «зернового ОПЕК»), воспринимается в стране как данность, то начало экспорта в США куриных окорочков теми, кто помнит «ножки Буша» и призывы прислать еще хоть сколько-нибудь еды, многими расценивается как яркое доказательство оставление кризиса далеко позади и выхода на полную мощность в самообеспечении продуктами питания.
Такие успехи были бы невозможны без соответствующих вложений средств на государственном уровне. По данным Минсельхоза соседней страны, в 2013 году на госпрограммы развития сельского хозяйства было выделено 197,7 млрд рублей, а в 2019 году ежегодная сумма вложений выросла в полтора раза.
При этом большинство инвестиций шло по заранее определенным целевым программам именно в те сферы производства продуктов, которые изначально были определены как приоритетные на основе Доктрины продовольственной безопасности.
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости