Как производители автомобилей из Казахстана ищут и находят новые рынки сбыта
«Ведомости Казахстана» продолжают обзор производства автомобилей по данным на конец 2023 – начало 2024 года. Начало здесь.
Отметим, что «СарыаркаАвтоПром» является одним из самых крупнейших налогоплательщиков в своем регионе: по итогам 2022 года автомобильный завод Allur Group перечислил в бюджет 13 млрд тенге в виде налоговых выплат, что является вторым показателем в Костанайской области после добывающего железную руду АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (125,2 млрд). И лучшим результатом среди предприятий реального сектора в Костанайской области.
В страновом же разрезе «СарыаркаАвтоПром» постоянно продолжает поступательное движение вверх в списке крупнейших налогоплательщиков Казахстана.
Теперь лидер казахстанского автопрома входит в ТОП-150 этого списка: налоговые итоги 2023 года пока не подведены, но, судя по росту объемов производства, костанайское предприятие в прошлом году сделало очередной уверенный шаг к первой сотне крупнейших налогоплательщиков Казахстана.
Отметим, что «СарыаркаАвтоПром» является и одним из самых привлекательных работодателей в Костанайском регионе – при средней зарплате в этой области в 249 тыс. тенге по итогам прошлого года работники автозавода зарабатывали тогда же от 237 тысяч до 297 тысяч тенге в зависимости от квалификации (речь идет о выплатах «на руки», после уплаты всех налогов и отчислений).
И одновременно обеспечивались солидным социальным пакетом, начиная от бесплатного питания для сотрудников производственных подразделений на рабочем месте и бесплатной доставки их на завод и домой, заканчивая программой медицинского страхования и курсами повышения квалификации.
При этом количество сотрудников «СарыаркиАвтоПрома» постоянно росло – с 750 человек в начале 2018 года до более чем 2,5 тыс. человек к настоящему моменту.
В ближайшее время штат сотрудников на ведущем предприятии вновь будет достаточно резко увеличен, поскольку у компании имеются амбициозные планы – к 2025 году костанайский завод намерен нарастить объем ежегодного производства с нынешних 90 тыс. до 125 тыс. единиц автомобилей.
Ежегодный объем инвестиций в уже действующие линии составит порядка 40 млн долларов, одновременно будут введены в действие и новые мощности.
Как известно, в ноябре в Костанае стартовало строительство нового завода Kia Corporation на паях с Allur и на территории «СарыаркиАвтоПром» — по планам казахстанских и южнокорейских собственников, это производство начнет работу уже в 2025 году.
Именно на этот кратный рост производства в Костанае в первую очередь ориентируются и профильные министерства, когда заявляют о возможностях отечественного автопрома довести ежегодный объем производства до 500 тыс. единиц к концу 2026 года – такой прогноз, в частности, дало в мае прошлого года Министерство индустрии и инфраструктурного развития республики.
Кстати, тогда МИИР говорило о том, что 150 тыс. легковушек будет собираться в Казахстане только в 2024 году, но, как видим, отечественный автопром практически достиг этого показателя по итогам 2023-го (149 тыс.).
Так что в этом году потолок в 150 тыс. единиц будет явно «пробит», и главную роль в этом снова сыграет «СарыаркаАвтоПром». А с вводом в 2025 году в строй новых мощностей на паях с Kia Corporation даст Костанаю возможность обеспечить новый рывок в объемах внутреннего производства.
Правда, прогнозы Allur менее грандиозны, чем прогнозы МИИР: по словам аналитиков общее производство автомобилей в республике достигнет 175 тыс. штук в 2025 году при отсутствии новых внешних рисков. И вряд ли потом за год вырастет до полумиллиона единиц, продекларированных госорганом, но вот за 300 тыс. легковушек по итогам 2026-го перевалить вполне может.
Дело в том, что упомянутый выше завод полного цикла по производству автомобилей Kia к 2026-му должен выйти на свою проектную мощность в 70 тыс. единиц в год, а существующие мощности «СарыаркаАвтоПром», уже сейчас выдающие более 90 тыс. авто в год, к тому времени могут выйти на объем в 100 тыс. машин ежегодно, то есть суммарная мощность «казахстанского Детройта» приблизится к 170 тыс. единиц.
И это, подчеркнем, будет составлять порядка 65 % от общего объема автопроизводства в Казахстане, поскольку партнеры костанайцев в Алматы из Hyundai Trans Kazakhstan тоже не дремлют – и намерены также наращивать объемы своего производства за счет строительства к 2025 году нового завода мощностью до 90 тыс. единиц.
Учитывая, что в прошлом году в Алматы было собрано порядка 49 тыс. автомобилей, совокупная мощность этого предприятия к 2026 году составит порядка 140 тыс. авто.
Таким образом, суммарно в Казахстане после реализации проектов по строительству новых мощностей может производиться до 310 тыс. авто – но это при условии, что на них будет спрос.
Поэтому костанайское предприятие уже сейчас активно прорабатывает вопрос увеличения экспорта своей продукции в соседние страны: несколько лет назад руководство ТОО «СарыаркаАвтоПром» заявляло о том, что увеличение экспортных поставок является приоритетным направлением развития компании, которая планирует в дальнейшем экспортировать до 40 % произведенных автотранспортных средств.
Отметим, что за 11 месяцев 2023 года в Россию из Казахстана было импортировано 8,8 тыс. легковых автомобилей против 3 тыс. авто в 2022 году.
То есть экспорт на один из самых больших соседних авторынков вырос более чем в два раза – и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Что вполне логично: отечественному производителю явно становится тесно внутри страны – и ему необходимо расширять свое жизненное пространство новыми рынками сбыта.
Особенно с учетом ввода в эксплуатацию новых мощностей в Костанае, на которых будет работать около 1,5 тыс. новых сотрудников – так что в текущем году следует пристально следить не только за наращиванием объемов сбыта внутри Казахстана, но и за экспортными показателями флагмана отечественного автопрома.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости