Послесловие к X Форуму машиностроителей
«Трудовые будни – праздники для нас», – этот советский лозунг заиграл новыми красками в свете юбилейного X Форума машиностроителей Казахстана. Потому что когда отечественная индустрия производит трактора, комбайны, автобусы, легковые и грузовые автомобили, то всей стране начинает дышаться легче. А практически все мероприятия представительного Форума создавали энергетику делового спокойствия и нацеленности на практический результат.
ПРИБЫЛЬ И ДЕЛО
Машиностроители – это обширная часть гигантского сообщества «технарей». Данная категория человеческой популяции мыслит в килограммах, штуках, метрах, литрах, то есть в таких форматах, которые позволяют перевести общие понятия вроде продовольственной или энергетической безопасности в осязаемые единицы измерения.
Как учил Генри Форд, общественно полезный продукт дает развитие компании в нужное (правильное) направление. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за восемь месяцев 2022 года было выпущено 68644 единиц техники, общей стоимостью свыше 693 млрд тенге. Объемы выпуска превзошли аналогичные результаты 2021 года на 24,7 %. Если принять во внимание, какое время сегодня на дворе со всеми проблемами в логистике, финансовой сфере и платежах, технологических санкциях и эмбарго, то результаты просто ошеломительные.
В отечественной автомобильной отрасли лидер прежний –костанайский «СарыаркаАвтоПром». На него приходится 42603 единицы техники (на сумму 356,9 млрд тенге), что демонстрирует рост на 28,3 %. Если судить по подписанным меморандумам, то в Республике Казахстан скоро будут производиться бренды Chery, Changan и Great Wall Motor.
Пятерка самых популярных автомобильных брендов прошлого года, которые освоены на производственных мощностях Казахстана – Chevrolet, Hyundai, Kia, Lada и JAC – позволяет прогнозировать, что и в текущем моменте ее представители, скорее всего, сохранят лидирующие позиции.
На Костанайском автозаводе линейка Chevrolet представлена моделями «Cobalt», «Damas», «Malibu», «Nexia», «Tracker», «Trailblazer» и «Niva». В силу специфики платежеспособного спроса, главными игроками в этой дружной семье стали «Cobalt» и «Malibu». Первый автомобиль любят за предельно четко выдержанные параметры «цена – качество», пригодность к холодным зимам, малый расход топлива (тем более в условиях роста цен на ГСМ) и объемный багажник. «Malibu» берет топливно-эффективными силовыми агрегатами, улучшенной управляемостью и плавностью хода.
Hyundai не сразу завоевал популярность на местном рынке. Поначалу машина «напрягала» казахстанских автолюбителей замысловатыми проблемами в ходе ее эксплуатации. Однако годы шли, «сырые» моменты устранялись и вот уже авто под данным брендом вполне освоились на отечественных трассах.
JAC сравнительно давно выпускается на «СарыаркаАвтоПром» и имеет представительную линейку. Лифтбек (задняя дверь поднимается вместе со стеклом) JAC j7 нравится покупателям за стильность, вместительность, практичность и бросающуюся в глаза дешевизну по сравнению с европейскими, японскими, американскими и южнокорейскими аналогами.
Кроссовер JAC S3 для многих просто мечта по доступной цене. Машина реально выглядит очень респектабельно. На безопасности в ней никто не экономил – жесткий кузов из высокопрочной стали, антиблокировочная система тормозов с механизмом вспомогательного торможения, плюс другие полезные вещи.
Увеличенные штаты производственных кадров Костанайского автозавода осваивают модельный ряд от компании «KIA Motors» в лице KIA Rio, KIA Picanto, KIA Cerato, KIA K5, KIA Seltos, KIA Sportage, KIA Sorento и KIA Soul. В текущем году к ним планируется добавить KIA Stinger, KIA Carnival и KIA K900.
Из вставших на казахстанский конвейер южнокорейских моделей фаворитом является KIA Rio. Разумеется, это не потому, что конструкторы, инженеры и дизайнеры выложились здесь больше, чем на других фигурантах. Просто Rio располагается в низком ценовом сегменте, а он в странах Евразийского экономического союза самый востребованный по независящим от «СарыаркаАвтоПром» или «KIA Motors» обстоятельствам. Поэтому Rio – это для людей практичных и деловых, которые не витают в облаках, а трезво оценивают свои потребности и возможности.
Машиностроение – это не сферический конь в вакууме. Ему нужны производственные мощности, энергетические ресурсы, вода, оборудование, квалифицированная рабочая сила и поощряющая государственная политика. Тот факт, что Казахстан демонстрирует однозначный прогресс в деле автомобилестроения все последние годы, свидетельствует о правильности выбранного курса в стратегическом измерении.
БОЛЬШИЕ ФОРМЫ
Удовлетворение базовых потребностей современного человека и построенной для него экономики невозможно без артефактов (продуктов творческой деятельности человека) крупных размеров. К таким можно отнести автобусы, тракторы, комбайны, грузовики, разнообразную специализированную технику. Как, например, заниматься в мегаполисе высотным строительством, если у пожарных нет в распоряжении автолестниц необходимой длины?
К сожалению или счастью, но производственные процессы невозможно выстроить раз и навсегда. Меняются потребности людей, общества и государства, изменяются технологии, переформатируется экономическая и политическая среда. Здесь важно, чтобы промышленная политика страны оставалась прогнозируемой и последовательной, а уж машиностроители свою часть бремени пронесут честно и упорно.
Партнером костанайского сельхозмашиностроительного предприятия «АгромашХолдингKZ» по линии производства тяжелых тракторов выступает Кировский тракторный завод из Санкт-Петербурга. Российское предприятие вовремя озаботилось вопросами локализации (в формате РФ – РБ), а трактор «Кировец» – это 18 тысяч комплектующих, где внутри одних компонентов находятся составляющие их компоненты.
Как результат, когда пошли экономические обрывы из-за накала международных страстей, то на тракторах «Кировец» это никак не отразилось – необходимые детали исправно поступают на казахстанские производственные мощности.
Политическая многовекторность Республики Казахстан дополняется аналогичным поведением в экономической сфере. Вот и на Форум машиностроителей в Астану приехали производственные компании с разных стран.
С другой стороны международного сотрудничества «АгромашХолдингKZ» работает с отраслевыми коллегами и производственными мощностями, производящими комбайны и трактора DEUTZ-FAHR. Потому что масштабы и разнообразие условий зернового клина Казахстана таковы, что для одних ниш требуется комбайн «Essil» – местная адаптация «Полесья» от «Гомсельмаш» с пропускной способностью 10 кг в секунду, а для других C7206 TS Extra Power с 14 килограммами и бункером почти в полтора раза больше.
Аналогичная картина с тракторами. Какому-нибудь фермеру идеален китайский универсальный трудяга «Lovol», рядом агрофирме требуется итало-немецкий AGROTRON на 203 лошадиные силы и с регулируемыми параметрами функционирования двигателя, а совсем в другом конце республики на руднике срочно нужен российский К-742 с 420-ю «лошадями» в двигателе.
Тот факт, что отечественное машиностроение закрывает все эти потребности собственными силами (разумеется, в кооперации с зарубежными партнерами) – это очень хорошие новости для отечественной экономики.
Из головы государственных управленцев постепенно удаляется миф о том, будто на глобальном рынке можно купить что угодно, лишь бы твоя экономика качественно выполняла свою нишу в мировом разделении труда. Теперь все это в прошлом и время требует максимально возможного расширения производимой линейки товаров и услуг внутри своего государственного контура. А для этого обязательно нужно заниматься машиностроением.
Порой приходится рассказывать очень простые вещи, но делать такое необходимо. То, что для людей с техническим профилем работы и соответствующей структурой мозга, погруженных в производственно-сбытовые цепочки, является прописными истинами, для работников «креативной» экономики или финансового планктона часто темный лес и набор нелепых стереотипов.
Вторая группа людей часто объективно не может осознать, почему государство вводит протекционистские меры для того же отечественного автопрома, ведь без них автомобили в салонах станут дешевле.
X Форум машиностроителей показал, что отечественные производственники и государственные управленцы стали лучше понимать друг друга. Все это создает здоровую бизнес-среду, на которую охотнее приходят зарубежные машиностроители со своими кооперационными предложениями.
Конечно же, не бывает так, чтобы все происходило без сучка и задоринки, зато избавление от типичных и стандартных препятствий проходит последовательно и системно, на благо Нового Казахстана.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости