Не стоит забывать, что продукция машиностроения занимает 40 % глобальной торговли, тогда как на топливно-энергетический сектор приходится лишь 11 %
X Форум машиностроителей Казахстана прошел не просто в деловой атмосфере, а даже можно сказать позитивно. Для стороннего человека это может показаться странным, ведь геополитическая турбулентность, санкции и контрсанкции, нарушение логистических цепочек, токсичные валюты – отнюдь не самый благоприятный фон для оптимизма. Как отмечают сами представители индустриальных компаний, уверенность в хорошие горизонты вселяет то, что государство осознало важность отечественной обрабатывающей промышленности и машиностроения, в частности.
ГОД ГЕПАРДА
На Земле одновременно функционирует множество календарей. Если мы обратимся к зороастрийскому летоисчислению, а эта религия для Казахстана совсем не чужая, то там с 21 марта 2022 года по 20 марта 2023-го идет Год Гепарда. Тотем года предполагает быстрое ориентирование в изменяющихся событиях и обращение их себе на пользу, инициативность, настойчивость в достижении поставленной цели, честность.
О скорости изменений можно судить уже по тому факту, что юбилейный Форум планировалось провести в Нур-Султане, а состоялся он 22-23 сентября в Астане. Заявленная центральная тема – «Машиностроение Казахстана: вызовы нового времени» – свою актуальность ничуть не потеряла и где-то даже усилила.
По информации премьер-министра Алихана Смаилова, объем индустриального производства в 2021 году составил 2,3 трлн тенге, а рост отрасли за последние три года в среднем показывает 20 %.
«В нынешних реалиях правительство продолжает политику, направленную на поддержку отечественных производителей. Это обеспечение доступными исходными материалами и финансированием, сокращение импортозависимости, модернизация действующих и создание новых производств», – указал глава кабинета министров в своем выступлении.
Если перевести с бюрократического на более понятный, то правительство будет использовать протекционистские меры вроде утилизационного сбора и других механизмов поддержки национальной индустрии. Сюда же входят вопросы обеспечения сырьем, электричеством, тепловой энергией, водой, кредитами по экономически обоснованным ставкам.
Государство озабочено техническим и технологическим прогрессом на отечественных предприятиях и видит в них не абстрактные места, где что-то обрабатывают, льют и куют, а линии жизни со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Экспозиции развернули более 240 компаний из 17 стран. Помимо собственно Казахстана, свою продукцию и технологии представили фирмы из Австрии, Беларуси, Германии, Дании, Израиля, Ирана, Испании, Италии, России, Турции, Узбекистана, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и Южной Кореи.
Как мы видим по перечню государств, случайных участников здесь нет от слова совсем. При этом компании предлагают те решения, которые в том или ином виде совместимы с возможностями и потребностями нашей республики, в том числе на перспективных направлениях.
Один из парадоксов экономической науки свидетельствует, что как только государства начинают больше усилий направлять на развитие своих производств и защиту собственных рынков, то начинают расти объемы международной торговли.
Это объясняется тем, что растут сами объемы выпускаемой продукции, а им требуются энергоносители, сырье, комплектующие, технологии, плюс возникают вопросы обмена излишков на недостающие изделия и ресурсы.
Мейрам Пшембаев, глава Союза машиностроителей Казахстана, сообщил: «На сегодняшний день продукция машиностроения – это около 40 % глобальной торговли. Для сравнения, торговля топливно-энергетическими товарами (нефть, газ и уголь) составляет 11 %».
Константин Бабкин, член бюро Союза машиностроителей России, в своем выступлении сосредоточился на вопросах расширения сотрудничества между машиностроителями Российской Федерации и Республики Казахстан, а также на укреплении взаимодействия в области подготовки квалифицированных кадров.
Как показывает российская практика, даже сравнительно богатые промышленные предприятия в российской провинции в настоящее время не могут закрыть свои штатные потребности в токарях, расточниках, сварщиках, слесарях, фрезеровщиках. При этом вопрос стоит даже не в зарплате. Квалифицированные кадры в машиностроении сегодня зарабатывают больше, чем сотрудники среднего звена в столичных банках, торговых центрах или предприятиях общественного питания.
Сейчас базовая проблема в том, что молодые люди не хотят идти на производство, предпочитая пусть меньшую зарплату, зато в офисе где-нибудь в деловом центре Москвы или Санкт-Петербурга, чем на заводе в каком-нибудь индустриальном центре на Урале.
Проблема существовала и ранее. Однако сегодня, когда срочные госзаказы от многих промышленных предприятий России требуют повышения объемов производства в разы, далеко не все могут это осуществить в силу дефицита необходимых кадров. Вдобавок не каждую рабочую силу можно быстро масштабировать.
ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
Ежегодное мероприятие представляет собой уникальную платформу для развития кооперационных связей и за время работы зарекомендовало себя как главное отраслевое событие в сфере индустрии Казахстана. Организаторами Форума выступают Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Союз машиностроителей Казахстана при поддержке Правительства Республики Казахстан.
В Казахстане 3,5 тысячи предприятий, которые можно отнести к сфере машиностроения. На них непосредственно занято 115 тысяч производственных сотрудников.
Число занятых если кого-то и не очень впечатляет по сравнению с количеством собственно предприятий, то нужно понимать, что малый и средний бизнес в сфере машиностроения (подрядчики, субподрядчики, аутсорсинг) – это очень распространенное явление. Проистекает это из-за углубления самой разнообразной специализации на фоне общего усложнения и расширения линейки выпускаемой продукции.
К тому же, 1 производственное место в машиностроении создает 7-9 рабочих мест в смежных отраслях в зависимости от конкретного эффекта мультипликатора.
Когда Карл Маркс писал свою самую известную книгу «Капитал», то во всем мире производилось более 50 тысяч товаров. Сегодня производится уже более 2 млн видов товаров, то есть вещей, произведенных для продажи. В таких условиях ни одно государство планеты не в состоянии закрывать всю линейку производства необходимых для его населения товаров.
Однако стремиться к возможно более полному покрытию потребностей собственной экономики и своего населения силами отечественной промышленности все-таки стоит. В таких условиях особую значимость приобретает вопрос кооперации.
Кооперация XXI века, оставаясь все той же в своих базовых вещах, теперь сильно набрала в нюансах. При трансферте технологий вопрос может начаться с системы измерений (в одних государствах она метрическая, а в других применяются дюймы и футы), продолжиться в марках сталей и завершиться на стадии особенностей сертификации.
А есть еще налоговые системы, отличающиеся таможенное и финансовое законодательство, да просто климатические отличия (в одних странах производственные помещения нужно отапливать из-за холода, а в других кондиционировать от жары).
Машиностроение очень зависимо от промышленной политики как своего государства, так и тех стран, с которыми налажены кооперационные связи. Теперь еще и проблемы вторичных санкций сильно мешают ведению бизнеса. Для данного сектора критически значимы вопросы инфляции (производственники очень болезненно реагируют на резкие колебания курса и покупательскую способность валют, которые используются в хозяйственной деятельности) и доступности вменяемого банковского кредита. Само законодательство и правила игры не должны часто меняться.
Алихан Смаилов заверил машиностроителей, что правительство и Нацбанк работают над тем, чтобы стабилизировать инфляционные процессы и сделать денежно-кредитную политику более комфортной для машиностроителей. Обещать и сделать – это не синонимы, но сам факт того, что в правительстве и финансовом блоке государства осознают стоящие перед отраслью насущные проблемы, уже хороший знак.
Если мы посмотрим на тематические секционные заседания в рамках второго дня X Форума, то бросается в глаза их практическая и прикладная направленность. Самый большой блок, пожалуй, это то, что востребовано экономикой и хозяйственной жизнью Казахстана: сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для горно-металлургического комплекса; автомобилестроение; электротехническое машиностроение. Нефтегазовому и железнодорожному машиностроению было посвящено по два заседания, что опять же неудивительно, учитывая значимость данных секторов в условиях Казахстана.
Цифровизация и роботизация в промышленности в рамках индустрии 4.0 – это то, к чему надо быть готовыми, поскольку тренды уже на дворе. Сегодня действуют заводы с полностью роботизированным процессом производства, где люди выступают лишь в качестве наладчиков и ремонтников. Здесь две сессии в рамках Форума тоже вполне логичны и закономерны. Два заседания по общемашиностроительным технологиям из этой же серии.
А вот развитие машиностроения в Алматы; как стать поставщиком в закупках ТШО?; инвестиционный потенциал Казахстана с точки зрения локализации – это уже местная специфика в приложении к конкретным кейсам.
Были и другие секции, из которых хочется упомянуть «B2B переговоры». Машиностроение хоть и крутится вокруг станков и оборудования, но в контакт вступают в первую очередь люди и качественная коммуникация здесь всегда востребована.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости