Нападение на инспекторов «Охотзоопрома» в Карагандинской области Ерлана Нургалиева и Петра Ницыка, повлекшее трагические последствия – гибель первого, к сожалению, является еще одним доказательством процветающего криминального бизнеса – незаконной «теневой» торговле рогами исчезающего животного Сайги.
Отмечу, что в Казахстане уже более 10 лет действует мораторий на отстрел сайгаков, занесенных в Красную книгу, но стремительно вымирающих от всевозможных инфекций, например пастереллеза, а также от действий браконьеров, уничтожающих сайгаков за их бесценные рога.
Мораторий продлится вплоть до 2021 года, а затем скорее всего будет пролонгирован, иначе планета попросту окончательно лишится одного из немногих видов животных, оставшихся на земле с эпохи плейстоцена.
Да когда-то, более 11 тысяч лет назад предки современных сайгаков прыгали на широком сухопутном плато – от Западной Европы до Китая. А сейчас практически единственный уцелевший вид Сайги «Saiga tatarica» обитает на территории современного Казахстана – не более 260 тысяч особей. И это фактически одна уцелевшая популяция, ведь за пределами нашей республики сайгаков не осталось вовсе. Потому что другой вид, обитающий в Монголии «Saiga mongolica» подошел к грани исчезновения – всего 750 особей. Плюс небольшое стадо в 600 голов обитает в украинском национальном заповеднике «Аскания-Нова».
Поэтому популяция в 260 тысяч голов в Казахстане является самой значительной в мире, тогда как в остальных частях света Сайга по сути вымерла или была истреблена.
Это древнее животное, которое называют степной антилопой, могло бы стать одомашненным аналогом барана (исходя из вкусовых качеств его мяса), но так и не смогло покинуть ряды дикой фауны за долгие тысячелетия, обладая неудобными качествами, не позволяющими ей быть прирученным человеком. По причине того, что оно любит и умеет высоко и далеко прыгать, ему всегда необходимы были широкие пространства, а не тесные загоны для содержания, что перечеркивало всякую возможность для домашнего разведения.
Но вышло так, что рога Сайги в перемолотом виде стали излюбленным и самым востребованным средством в китайской медицине при лечении ряда специфических недугов: это профилактика и восстановление после инсультов, лечение болезней печени и желудка, помощь при выведении из комы и т.д. Причем раньше рога сайгаков в китайской медицине полностью заменялись рогами носорогов, которые в порошкообразном или растворенном состоянии имели практически идентичные целебные свойства. Но импортировать рога истребленных носорогов в Китай приходилось издалека, в частности из Африки. А неограниченный рынок Сайги – вот он, под рукой, в Казахстане.
Это сделало возможным существование в Казахстане преступных группировок, промышляющих незаконным в обход моратория истреблением поголовья сайгаков с целью «теневого» экспорта их рогов в Китай. Ведь средняя цена только одного килограмма рогов сайгака может достигать нескольких тысяч долларов на китайском рынке, а местами доходить до 6-8 тыс. долларов США.
У нас эти рога не котируются, как, впрочем, и нигде в мире, а вот в Поднебесной за них всегда готовы предложить хорошую цену, в качестве надежной замены костяных наростов у носорогов для использования в медицинской практике.
А потому приходится констатировать неприглядную истину – самоотверженного инспектора «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева убили из-за наживы, но не местечковой или бытовой, а вполне четко выстроенной криминальной наживы, под которой находится целая сеть и инфраструктура преступного мира, занимающегося постоянной теневой торговлей с китайскими покупателями на той стороне границы.
И убили его рядовые «солдаты», находящиеся внизу этой криминальной пирамиды, которых, нет сомнений – задержат, арестуют и даже осудят. Но в этой пирамиде есть еще и свои «капитаны», и «генералы» с конечными «бенефициарами». Будут ли обнаружены они и призваны к ответу. Вот в чем вопрос.
Иманды болсын.
Автор:
Фермерские ведомости