В последнее время у кого-то могли сложиться превратные впечатления, что наше МСХ ведет неравную борьбу с крупными производителями, переработчиками сельхозпродукции и структурами, лоббирующими их интересы, исключительно в ареале Евразийского экономического пространства. Однако это не так.
Минсельхоз РК проводит обычную рутинную работу по недопущению и блокированию попадания на казахстанский рынок любой продукции, способной принести в себе вредные микроорганизмы и болезнетворные бактерии. Будь это пищевая продукция из России или Беларуси, Узбекистана или Монголии, Германии или Дании.
МСХ всего лишь неукоснительно выполняет международные требования и стандарты пищевой безопасности, одинаковые для всех производителей и переработчиков.
Например, недавно в Монголии была зарегистрирована вспышка страшного заболевания среди сельскохозяйственных домашних животных — Африканской чумы свиней (АЧС). Это неизлечимая болезнь, которая в буквальном смысле «косит» контингент свиноводческих комплексов по всему миру. Человеку она не передается, однако причиняет огромный экономический ущерб его хозяйственной деятельности. Ее переносчиками являются дикие кабаны, которые заражают своих одомашненных потомков – свиней.
Коварная эпидемия также может возникать при экспорте или транспортировке живых свиней, болезнь внутри которых имеет более долгий инкубационный период и до поры до времени никак не проявляться. В этой связи, по правилам безопасности, уничтожению подлежит все поголовье свиней в очаге вспышки заболевания. Но никто не застрахован от недобросовестного предпринимательства, когда с виду здоровых особей могут попытаться быстро продать на мясо или в живом виде.
Чтобы избежать подобных инцидентов, с 16 января 2019 года нашей республикой вводятся временные ограничения на ввоз в Казахстан и транзит через его территорию из Монголии живых свиней, спермы хряков, мяса свинины, в том числе от диких кабанов, и продуктов его переработки, кожевенного и кишечного сырья, щетины, охотничьих трофеев, бывшего в употреблении оборудования для транспортировки свиней, содержания, убоя и их разделки.
В то же время, в Королевстве Дания были зарегистрированы вспышки высокопатогенного гриппа птиц, а раз Казахстан пока продолжает оставаться страной-импортером мяса бройлеров, то с 17 января нынешнего года Минсельхоз ввел временные ограничения на ввоз в нашу страну с территории Южной Дании живой птицы и инкубационного яйца, пуха и пера, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции, не прошедших тепловую обработку – не менее 70° С. А также кормов и кормовых добавок для птиц, охотничьих трофеев пернатой дичи, не прошедших таксидермическую обработку, бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки птиц.
Между тем, еще одну европейскую страну не обошла стороной очередная эпизоотическая инфекция. В Германии случилась вспышка не менее острой и жизнестойкой болезни, охватывающей сразу многие виды домашних животных – коров, овец и коз. Речь идет о блутанге – тоже африканской зоонозе, которую спокойно переносят местные виды скота, но к которой чрезвычайно восприимчивы животные из других частей света.
Это излечимая инфекция, против которой имеются вакцины, в том числе самые распространенные – южно-африканские. Но, во-первых, закуп и применение вакцин уже стоит немалых денег. Во-вторых, коварство инфекции заключается в ее способности к метаморфозам, то есть выработке новых штаммов, как у гриппа. В настоящее время в мире имеются вакцины, убивающие сразу несколько групп этого вируса. Однако даже переболевшее и получившее иммунитет против блутанга животное, обретает его против определенной группы, штамма заболевания и вновь может заразиться новым видом недуга.
К тому же, блутанг несет в себе мощный разрушительный заряд, больно бьющий прежде всего по экономике фермерских хозяйств. Так, инфицированные козы, коровы или овцы как правило ничего не едят и не пьют, пребывая в обездвиженном состоянии, и как результат могут погибнуть от истощения. Но даже выздоровевшая особь обязательно дает слабое и нежизнеспособное потомство. Если же речь идет об овцах, то пошедшие на поправку животные практически полностью теряют шерсть – один из экономических эффектов от их разведения.
Поэтому и от блутанга легче поберечься, чем потом расхлебывать последствия падежа домашнего скота и тратить баснословные денежные средства на приобретения точечных вакцин, подходящих под определенный штамм вируса.
А раз так, то с 17 января текущего года Минсельхозом РК вводятся временные ограничения на ввоз в Казахстан живого крупного и мелкого рогатого скота, диких, зоопарковых и цирковых животных восприимчивых к блутангу, верблюдов и других представителей семейства верблюжьих — лам, альпаков, викуней, а также спермы быков, баранов и козлов-производителей, эмбрионов крупного и мелкого рогатого скота.
Автор:
Фермерские ведомости