Обращая внимание на то, как посмеиваются над приездом в Астану и встречей с Нурсултаном Назарбаевым его коллеги — главы когда-то одного из самых экономически развитых государств Африки, могу лишь констатировать, что делают это неумные, плохо разбирающиеся в мировой экономике и торговле люди.
Не столь важно, что там у них у зимбабвийцев, сколько то, какую выгоду от этого может получить Казахстан и отечественные компании.
Да, сейчас Зимбабве отнюдь не образец благополучия и виной тому – бывшее руководство страны в лице Роберта Мугабе. Ведь если говорить о некоторых сходствах наших экономик в плане обладания большими залежами полезных ископаемых и недр, то дальше эти обобщения прекращаются.
Например, пакет западных санкций на Зимбабве был наложен исключительно из-за дурной расовой политики бывшего президента, при котором незаконно отбирались земли белых фермеров-поселенцев (преимущественно англичан). Из-за чего Великобритания встала на дыбы, к тому же эта страна как бывшая метрополия Зимбабве выделяла крупные суммы денег только ради того, чтобы черное правительство по закону и рыночной цене выкупало сельскохозяйственные земли этнических англичан – граждан Зимбабве.
Параллельно официальный Хараре (столица этой африканской страны) был постоянным реципиентом международных финансовых организаций, постоянно получая солидные денежные вливания. И устроить на этом фоне расовую и экономическую дискриминацию части своего населения было откровенно самоубийственной политикой.
Да, кто-то может сказать, что это была своеобразная месть черного большинства белому меньшинству за период колонизации территории современного Зимбабве и Мозамбика отрядами англичанина Сесила Родза, после чего страна долгое время носила название Южная Родезия, а в ее руководстве, включая правительство, армию, полицию и суды стояли потомки белых англичан-колонизаторов. И когда в свою очередь не обходилось без расовой сегрегации черного населения белыми управленцами.
Но где бы сейчас был Китай и был ли он вообще, если бы вдохновитель и создатель современного китайского чуда Дэн Сяопин решил мстить наследию Мао Цзэдуна за все, то «хорошее», что сделали с ним во времена правления Мао.
К слову, о Китае. Именно Поднебесная является сегодня главным донором и инвестором Зимбабве, воспользовавшись ситуацией, когда достаточно крупной аграрной стране с внушительными запасами металлов и драгоценных камней на Восточном побережье Африки, деваться некуда.
Так и для нас это восточноафриканское государство может оказаться весьма удобным и привлекательным, как с точки зрения вложения инвестиций в развивающийся рынок, так и в плане сбыта своей продукции, в том числе сельскохозяйственной. Кто наивно полагает, что легко вклиниться с инвестициями в уже развитую, устоявшуюся систему или продать свои товары ведущим странам мира, того лучше вообще не подпускать к управлению государством.
К тому же, необходимо понимать, что ведущие развитые страны мира стали такими как раз благодаря организации рынков сбыта своих товаров по всему миру, в том числе вот в такие страны как Зимбабве.
Мне трудно представить, чтобы какой-нибудь англичанин, немец, американец или китаец, имея возможность продать что-то или заработать баснословную прибыль на рынке где-нибудь в Малави, Мозамбике, Ботсване или Замбии, будет брезгливо отворачивать нос и говорить про их отсталость и, видите ли, некошерность сотрудничества. Более того, рынки развитых стран настолько переполнены и зарегулированы, что их бизнесмены и инвесторы ищут возможности по всему миру вклиниться в интересные и прибыльные проекты.
А тут сам президент Зимбабве приезжает к нам и говорит: «У Зимбабве большое количество полезных ископаемых, но у нас нет капитала и нет навыка и технологий, чтобы мы могли их использовать. У нас есть 50 различных полезных ископаемых, но они просто так лежат в земле. Если они будут так лежать, никакой пользы не будет. Зимбабве — это сельскохозяйственная страна, и мы понимаем, что так же и в Казахстане было. Казахстан развил сельхозотрасль, и во время обсуждения с президентом мы нашли сферы потенциального сотрудничества в сельском хозяйстве. Мы выращиваем хлопок, табак, это основные культуры, которые мы можем продвигать».
То есть, с одной стороны, Казахстан и казахстанские компании могут сотрудничать с зимбабвийскими в сфере добычи драгоценных металлов. С другой, мы можем наладить импорт-экспорт с этой страной сельхозпродукции.
Например, Зимбабве до сих пор не оправилась от кризиса и выращивает чрезвычайно малое количество пшеницы. Не более 200 тысяч тонн в год. Для страны с населением более чем 10 млн. человек этого крайне недостаточно. И вот вам, пожалуйста, рынок сбыта для нашего хлеба, выращиваемого в количестве около 20 млн. тонн зерна в год.
Кроме того, имеется прекрасный логистический коридор через Иран, с которым мы уже ведем активную торговлю: выход в Персидский залив, Аравийское море и Индийский океан, а затем к побережью Юго-Восточной Африки через бывшую территорию Зимбабве – государство Мозамбик.
Не стоит забывать и то, что Зимбабве – страна с достаточно ограниченным земледельческим потенциалом, а у нас он, наоборот, представлен многообразием растениеводческих культур. Многое мы уже сегодня продаем в Афганистан, став незаменимым поставщиком и продавцом сельскохозяйственного сырья для этого государства Центральной Азии, остро нуждающегося в элементарном продовольствии. Это, например, сотни и десятки тысяч тонн пшеницы, гороха и чечевицы.
Зимбабве – это уникальная страна дикой природы (редкие черные носороги, жирафы, крокодилы, бегемоты, антилопы, гиены, леопарды и земляные волки), но практически полностью обедненная одомашненными видами. То есть, ее населению не хватает мяса, ее местные жители не имеют его в своем рационе в достаточном количестве. А значит, нарастив излишки мясной продукции, особенно благодаря действующей госпрограмме нашего Минсельхоза, мы вполне можем отправлять на экспорт в эту страну товарные партии замороженной говядины, баранины и свинины (Зимбабве христианская страна).
Как здесь не вспомнить то, что именно государство Восточной Африки – Судан, является довольно крупным экспортером мяса баранины на рынки Ближнего Востока, в частности продавая в ОАЭ и Саудовскую Аравию живых овец. Что говорит о том, что конкуренция в этой части света весьма благоприятная, на этот рынок можно зайти и на нем потолкаться.
Ну а если взамен мы прикупим партию семян табака для экспериментального выращивания в Казахстане, это не только никак не повредит нашему сотрудничеству, но и возможно, откроет новую веху в нашем частном хозяйствовании и бизнесе.
Автор:
Фермерские ведомости