Как в Узбекистане без дотаций построили то, что не удалось в Казахстане за многие годы и сотни миллиардов бюджетных тенге
«Ведомости Казахстана» продолжают делиться многолетним опытом, наработанным в соседнем Узбекистане, где в столице Ташкенте и Ташкентской области на площадках животноводческого комплекса «Promeat» построили успешный средний бизнес без малейших субсидий. Таких бизнесов благодаря нашей пресловутой мясной программе, канувшей в Лету, должно было появиться по меньшей мере несколько десятков в разных областях Казахстана. Но не появилось ни одного. Первая часть здесь.
Нюансы торговли
Мясокомбинат находится в Ташкентской области, на его территории расположен офис PROMEAT. Мясо откормленных голштинов и кроссов хорошо продается в области. В столице же преобладающим спросом пользуется колбаса (различных видов), сосиски, котлеты, прочая продукция мясной переработки и полуфабрикаты.
Объяснение данного положения вещей лежит в картине пищевых привычек, особенностях приготовления еды и пищевого поведения на разных территориях проживания.
Областники хорошо покупают мясо, поскольку их домашние кухни сильно акцентированы на казан и связанные с ним блюда. Разумеется, первым делом речь идет о плове в его бесчисленных вариациях, но не только. В любом случае приготовление пищи на семью приличных размеров предполагает такую гастрономию, где мясо используется в своем исходном виде. Кстати, все это не отменяет качественной упаковки, которая применяется на производственных линиях мясокомбината компании PROMEAT Group Corp.
Когда в крупных городах Узбекистана стали появляться супермаркеты, то было много скептицизма относительно их коммерческого успеха. В головах наблюдателей не укладывалось, как узбеки пойдут за овощами-фруктами в магазин вместо базара. Однако время и современная эпоха на дворе не оставили массу привычных вещей без корректировок и трансформаций.
Быстрые завтраки, перекусы и другие моменты, задаваемые темпом жизни в крупных городах, повысили спрос на колбасы, котлеты и прочие вариации бутербродов, позволяющих экономить современному горожанину время на приготовление и употребление пищи.
Колбасы и сосиски на мясокомбинате PROMEAT помимо говядины делают еще и из курицы. Кур компания сама не разводит, а закупает в уже готовом виде.
Здесь ситуация во многом похожая с кофейнями и кофейными киосками в Ташкенте. В момент открытия даже первых точек многие удивлялись, как предприниматели собираются набрать столько любителей кофе в городе, где чай господствует практически безраздельно. Однако мегаполис смог дать достаточное количество кофеманов, чтобы кофейни не испытывали дефицита в клиентах, а перед кофейными киосками порой образуются очереди.
В магазинах PROMEAT можно купить набор из трех котлет гамбургерного типа и трех булочек для них. Ноу-хау появилось в период пандемии коронавируса 2020 года, когда страна сидела на карантинном режиме и многие привычные структуры повседневности пропали, а на их место стали приходить новые.
Иззат Муталов как-то хотел перекусить котлетой своего производства, но в Ташкенте столкнулся с проблемой приобрести хлеб, чтобы сделать домашний гамбургер.
Предпринимательское мышление навело его на соображения о том, что и другие горожане в период нарушения логистических цепочек сталкиваются с нехваткой нужного хлеба.
Производственный ответ был дан молниеносно. Прошли переговоры с представителями хлебобулочных предприятий и появился набор из трех котлет и трех булочек специально под них для изготовления фаст-фуда в домашних условиях.
PROMEAT предлагает своего рода базовую основу, а помидоры, огурцы, лук, зелень, кетчуп, майонез и другие ингредиенты каждый может варьировать в зависимости от того, что находится под рукой.
Число три рассчитано на минимальный размер семьи – родители и ребенок. Если семья большая, то удобно взять два набора. В общем, все сделано не наобум, а после предварительных расчетов.
Потом город поделили на участки между работниками компании и в период пандемии сами развозили наборы для гамбургеров по заказчикам.
Пандемия прошла, а набор остался и в производственном ассортименте, и в торговом, поскольку нашел свою потребительскую нишу. В общем, когда предпринимателю не падают деньги в виде субсидий, он начинает больше думать головой и чутко реагировать на конъюнктуру платежеспособного спроса.
Работа с кадрами
У Иззата Муталова специфический подход в работе с персоналом. На ферме и откормочной площадке работников мало – везде менее десятка. На заводе уже другие цифры, но это все-таки мясокомбинат. Отдельно стоит упомянуть про персонал в фирменных магазинах и фургончиках для развозки брендовой продукции.
«Я к себе набираю людей, которые ничего не понимают в животноводстве. Люди должны быть как чистый лист бумаги, а я на этом листе напишу для них программу, которую им нужно четко исполнять», – объяснил бизнесмен свой кадровый принцип.
Одна из основных проблем в животноводческом хозяйстве – это работа с маститыми специалистами. Когда у человека за спиной профильная производственная школа, то неизбежно складываются собственное видение, правила и алгоритмы. Из-за набора профессиональных установок таких людей трудно переучить или перестроить на что-нибудь новое.
Матерому работнику объясняют, что животных нужно кормить и поить по такой-то схеме, а он правильным считает другой распорядок и явочным порядком действует по нему. Как результат возникают споры, конфликты и непонимание. С людьми без профессионального животноводческого прошлого задуманная производственная модель реализуется гораздо легче.
В животноводческих подразделениях PROMEAT бывший таксист выполняет функции ветеринара, а главный на откормочной площадке в прошлом продавец. Со временем такие люди, разумеется, становятся специалистами в своем деле и начинают в нем хорошо разбираться. Однако траекторию профессиональной деятельности им задают на чистом листе.
Это как немецкая, американская и советская школы танкостроения, где инженеры по большому счету заняты одним и тем же, но во всех трех случаях свои устоявшиеся взгляды, принципы и отличающаяся по характеристикам конечная продукция.
Будем объективны, в животноводческих хозяйствах Казахстана мы не встречали руководителей, которые практикуют кадровые принципы на манер Иззата Муталова. При этом слабые стороны работы с маститыми животноводами такие люди признают. Уход даже одного опытного специалиста из крупного хозяйства создает проблему, которую очень трудно решить оперативно.
Шаг за шагом
Хозяйственная модель, которую реализует руководство PROMEAT Group Corp – это поступательное построение вертикально интегрированной компании, работающей в нише потребительского бизнеса. Знакомство с подобными кейсами заставляет задуматься о том, что первично в успехе реального сектора: система государственного управления или адекватная времени и условиям частная инициатива?
Государство, безусловно, одним своим налоговым законодательством и четкостью его исполнения способно задавать желаемые ему векторы развития. Однако только государственной заботы мало. Еще раз напомним, что Узбекистан по территориальным и природно-климатическим условиям не является эталоном для мясного животноводства.
С другой стороны, его достаточно многочисленное население на сравнительно компактной территории генерирует устойчивый платежеспособный спрос на мясо, а значит для реального предпринимателя есть над чем думать.
Официальный Ташкент не выдает представителям мясной отрасли субсидий, зато они все поставлены в равные условия. В этом разительный контраст с «Мясной программой» Казахстана, которая давала субсидии только «своим» игрокам сектора, но попутно подрывала общее развитие отрасли.
Ведь бизнес на субсидиях не только развращает конкретных «производителей», но и ломает нормальные условия работы для не получающих дотаций хозяйственников, поскольку перекашивает рынок в республиканском масштабе. Достаточно вспомнить, какие астрономические суммы от государства были при этом «освоены», а значит и перекос в негативную сторону произошел гигантский.
Г-н Муталов тоже поначалу не устоял перед блеском казахстанских презентаций и стал выстраивать свои собственные модели под рост мясного производства в РК. Однако практик тем и отличается от дилетанта, что быстро понимает, как функционирует заявленная модель в реальных условиях. Поэтому компания PROMEAT оперативно перестроилась в своей работе еще до громких провалов в Казахстане.
Считается, что гений прорвется и реализуется в любом случае, тогда как таланту надо помогать. Отсутствие вреда талантливым людям со стороны государства – это тоже форма помощи.
Гафур БАБАЕВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости