Экономическое развитие любой страны базируется на людях. Если это частный бизнес, то стержневым элементом выступают предприниматели. Для Узбекистана организаторы производства вроде Иззата Муталова – руководителя мясной компании PROMEAT Group Corp – это своего рода эталон успешного хозяйствования в нише среднего бизнеса.
С субсидиями и без
Бренду PROMEAT уже немало лет. Мы познакомились с Иззатом Муталовым в 2018 году, когда у него были одна откормочная площадка для скота, своя мясопереработка и сеть фирменных магазинов.
Бизнесмен из Узбекистана искренне удивлялся, какие щедрые субсидии положены участникам «Мясной программы» в Казахстане. Дело в том, что в его стране участникам мясной отрасли никакие государственные дотации не положены, а кредиты дороже, чем в РК, да и получить их сложнее.
Г-н Муталов не сразу понял, что «Мясная программа» в Казахстане – это бизнес на субсидиях, а не про развитие мясной отрасли в широком смысле слова. Поэтому программа довольно быстро и с треском провалилась. Те казахстанские компании, которые были ее символами, либо пропали с радаров АПК, либо почти не работают (нет скота).
Мясо как таковое Республика Казахстан почти никуда не экспортирует, а из импортируемого есть и продукция PROMEAT. То есть, Иззат Муталов за два десятилетия создал вертикально интегрированную компанию среднего бизнеса на продукте с полным циклом: откорм – переработка – заполнение прилавков – экспорт. Хотя основной рынок сбыта для мяса и мясных изделий PROMEAT Group Corp формируют Ташкент и Ташкентская область.
Нужно понимать, что для занятия мясным животноводством Узбекистан – это не идеальный вариант. Все крупные производители мяса, кроме Уругвая, являются странами с обширными территориями, а значит и с гигантскими пастбищами – США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия. Уругвай тоже в два раза больше Австрии, например, но при этом почти полностью состоит из продуктивных пастбищ.
По территориальным и природно-климатическим характеристикам Казахстан должен быть крупным производителем мяса. Г-н Муталов в своей бизнес-стратегии рассчитывал покупать в РК бычков для откорма, а потом отправлять на свой же мясокомбинат. Однако быстро осознал, что Казахстан не может выступать надежным звеном поставок.
Стратегия – это продуманный план какой-либо деятельности, рассчитанный на длительный период времени и следование которому позволяет достичь определенную сложную цель. Бизнесмен всегда думает, поскольку часто приходится перестраиваться на ходу в связи с меняющимися обстоятельствами. В реальном секторе экономики необходимо думать особенно много, поскольку материальные активы ресурсозатратны и задают собственные ограничения в маневрировании.
Когда закупка бычков мясных пород из Казахстана стала неактуальной, Иззат Муталов организовал молочно-товарную ферму в Узбекистане с собственным маточным поголовьем. Сегодня на ней 500 Голштинов (порода крупного рогатого скота молочного направления) маточного поголовья. Молочным породам КРС не нужно бродить по пастбищам – они хорошо адаптированы к стойловому содержанию.
Ферма, административное здание – вот и весь комплекс. Ферма находится в стадии расширения и в планах должна насчитывать 2500 телок.
Тот факт, что в Узбекистане не пьют чай с молоком, вовсе не означает отсутствие спроса на молоко и молочные изделия. Там популярен курт, к плову непременно подается кефирный салат (наряду с помидорным), есть вариации местных каш на молоке. В общем, сбыт молочке в этой республике обеспечен.
Новорожденные телки-голштины идут в стойло, а бычки на откормочную площадку. Для площадки отдельно закупаются и бычки мясных пород, например, есть представители Казахской белоголовой. Таким образом, для мясокомбината обеспечивается собственная сырьевая база, ну а готовая продукция потом по сети из сорока фирменных магазинчиков PROMEAT распределяется по Ташкенту и области, частично идет на экспорт.
Эксперименты
Оплодотворение в молочном животноводстве происходит искусственно, поэтому быки на ферме не нужны. Процесс получения потомства на этом принципе отлажен уже достаточно давно.
Так называемые слабофертильные коровы, то есть которые плохо оплодотворяются, по правилам отрасли подлежат выбраковке и отправляются на мясокомбинат. Однако Иззат Муталов придерживается других научных подходов. Придумал он их не сам, а пользуется услугами и консультациями специалистов из разных государств СНГ.
Если пару раз не получилось оплодотворить корову семенем Голштина, то пробуют семя Ангуса (мясная порода крупного рогатого скота). Практика фермы в Ташкентской области показала, что со слабофертильными коровами такой подход работает. Внешний вид кроссов (полукровки, которые благодаря гибридизации обладают высокой продуктивностью и устойчивы к заболеваниям) показывает, что генетика Ангусов явно преобладает.
Таким образом PROMEAT собственными силами проводит селекционную работу и получает бычков, которые обладают нужными мясными характеристиками. Выгода получается двойная (если не больше). Слабофертильная корова продолжает использоваться в производстве – дает потомство и молоко – а это экономически значительно эффективнее, чем отправить ее на убой. Откормочная площадка получает бычков, чьи мясные характеристики лучше, чем у КРС молочных пород.
Гибкий подход к оплодотворению – далеко не единственная сильная сторона работы PROMEAT. Коровы создают много навоза, а с этим удобрением нужно обращаться правильно, поскольку в случае передозировки он может «сжечь» почву с полезной растительностью.
На ферме создан большой резервуар навоза, который специально закупленным голландским оборудованием перерабатывается в своеобразную массу без запаха, внешне похожую на коричневый песок. Данный продукт, например, используется в качестве настила для коров, на котором те с удовольствием отдыхают.
В силу своих соображений, г-н Муталов не занимается забоем скота. У него что-то вроде специального цеха на аутсорсинге, после которого туши животных поступают на мясокомбинат. Кстати сказать, оснащение предприятия сделано не только по последнему слову техники, но и по принципу оптимальности, чтобы на своих местах имелось именно то, что требуется для эффективной хозяйственной деятельности в занимаемой нише мясной продукции.
Продолжение следует
Гафур БАБАЕВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости