История и будущее казахстанской жилищной инфраструктуры глазами известного экономиста Петра Своика
Три подряд предзимних обстоятельства заставляют нас поднять тему ЖКХ.
Во-первых, в Нур-Султане случился блэкаут, целые сутки света не было даже на Левом берегу, туда же присовокупились жалобы на неочищенные дороги, наледи на тротуарах, отсутствие воды в новостройках. И вывод в соцсетях: молодой Алтай Кульгинов не справляется.
Во-вторых, новый аким южной столицы выступил со Стратегией «Алматы-2050», чрезвычайно информативной. И, прежде всего, тем, чего в ней нет. Исторический срок пребывания на акимовской должности – от силы три-четыре года, а городская Стратегия устремлена на тридцать лет вперед: что имеет здесь в виду и на что намекает недавний еще премьер-министр и руководитель президентской Администрации? Впрочем, мы не о политике, а о ЖКХ и городском хозяйстве, а там тоже много красноречивых … умалчиваний. Пополам с фантастикой.
ПОТЕРИ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЕТ НИКТО
Вот, к примеру, цитата: «Для обеспечения прозрачности в сфере ЖКХ будет внедрена система самоуправления жилыми домами, где жильцы сами смогут управлять и контролировать жилищно-коммунальное хозяйство». Как вы это себе представляете: где отдельный дом, а где городское хозяйство: каким образом даже идеально организованные по домам жильцы дотянуться до управления и контроля предприятиями электро-тепло-водо-газоснабжения?
Или вот еще: 90 % проблем будет решаться на местах по инициативе жителей! Зачем в СССР морочили голову строительством коммунизма, когда в нашем капиталистическом настоящем есть аким, прозревающий такое идеальное будущее!
Однако я вам скажу, что лично меня впечатлило более всего – это описание не слишком благополучной картины в нынешнем коммунальном хозяйстве Алматы: потери в сетях водоснабжения – 18 %, теплоснабжения – 15,5 %, электроснабжения 12 %, газа – 4 %.
Думаете, автор попал под обаяние нелицеприятной, но объективной правды? Нет, правдой здесь и не пахнет. По той элементарной причине, что правды … никто не знает. Чтобы знать потери, надо измерять отпуск на источниках и полезное потребление, тогда разница и покажет, сколько теряется в сетях.
И, да, не только на источниках, но и на всех крупных насосных, узлах рассечки, трансформаторных подстанциях расходомеры, термописцы и электрические счетчики устанавливались от рождения – за этим еще коммунисты следили аккуратно, именно по таким показателям начислялись премии и объявлялись выговоры, вплоть до снятия.
А вот на внутриквартальных разводящих сетях, на домовых подводках, тем более – поквартирных, никакого достоверного приборного измерения отродясь не было, поскольку плата начислялась по квадратным метрам или числу жильцов, да и была символической. Так вот, сообщаю: приборного измерения полезного потребления … нет до сих пор.
РЕФОРМЫ И СИМВОЛЫ ЖКХ
Напомню историю: раньше все ЖКХ управлялось через систему Минжилкомхоза, плюс Минэнерго, а непосредственное заведование городским жилым фондом осуществляли домоуправления, охватывающих многие десятки, а то и сотни многоквартирных домов. Ни юридической, ни фактической субъектности каждой отдельной многоэтажки не существовало, никто на входе в нее ничего не измерял, да это и не требовалось.
Знаменитая же реформа ЖКХ 1996 года была, на самом деле, первым шагом той самой «макростабилизации», с которой и началось выстраивание нынешней экспортно-сырьевой экономики. Относительно же собственно ЖКХ та реформа стала ударом по прежней системе, без создания более соответствующей рыночным условиям. Реформа, собственно, свелась к двум пунктам: государство разом отказалось от бюджетного дотирования, а домоуправления были директивно перерегистрированы в КСК. То есть, государство ушло как от финансовой, так и организационной ответственности за жилищно-коммунальное хозяйство, оставив этому хозяйству приспосабливаться как-то самому.
А через пару лет последовал второй удар: поскольку КСК, сохраняющие прежние размеры и опытные кадры, и пропускающие через себя все коммунальные платежи, оказались неприятными партнерами для тоже оставленных на рыночное выживание предприятий электро-тепло-водоснабжения, к тому же стали немножко вольничать с денежными потоками, акимы (принявшие, разумеется, сторону коммунальщиков), элементарно отдавили их от больших денег, оставив за ними только так называемые «целевые» отчисления жильцов. От схемы сбора коммунальных платежей оставили прежний – поквартирный принцип, а вместо выдавленных КСК были вставлены расчетные центры, зарабатывающие свои проценты на рассылке платежек.
Последним же этапом приспособления к рынку, в котором все-таки, надо бы измерять товар перед оплатой, был кинут добровольно-принудительный клич – всем обзаводится квартирными счетчиками горячей и холодной воды. Чего, с помощью специально удешевляемых в случае установки счетчиков тарифов и удалось добиться. Не для всех, разумеется, но для большинства законопослушных квартировладельцев.
И – все! Возникла наша нынешняя схема – привычная и понятная, но … совершенно тупиковая. Пестрые поквартирные счетчики, полностью непригодные для создания на их основе сколь-нибудь автоматизированного и достоверного учета, надежно заблокировали попытки хоть как-то определить, сколько тепла, горячей и холодной воды полезно доходит до потребителя, а сколько уходит с сетевыми потерями. Да и разворовывается заодно. Ведь даже в электросетях, где все квартиры еще от советской власти поголовно снабжены счетчиками, подомового учета нет, а потому технические и коммерческие потери тоже не замеряются.
Как же тогда возникли приводимые в «Алматы-2050» точные цифры потерь, да еще с десятыми после запятой? А это все – кабинетные игры. В методологию назначения тарифа заложено знание потерь – вот регулятор эти данные и требует от монополиста. И тот их предоставляет. Наполовину – ориентируюсь на показания приборов, где они есть, на другую половину – экстраполируя, предполагая, а то и просто фантазируя.
Регулятор же, строго нахмурив брови, предупреждает, что с потерями надо бороться и на следующий год он процент заложит на столько-то ниже. И да, монополист на следующий год отчитывается о снижении. Но поскольку чем больше потери, тем выше тариф, они как-то там договариваются, и размеры потерь по всему Казахстану ну никак не снижаются! А их шокирующие начальство и потребителей размеры переносятся из старой тарифной сметы в новую и из одного начальственного доклада в следующий.
Спросите: неужели ответственные за тарифы и ЖКХ ведомства за реальный учет не борются? Еще как борются!
Еще лет пятнадцать назад в закон «О естественных монополиях» самыми энергичными буквами было вписано требование обеспечить, до первого января 2009 года, установку общедомовых приборов измерения тепла и воды. А Агентство по регулированию естественных монополий это нужное дело кардинально простимулировало – установило сильно пониженный тариф для домов с общим прибором. Скоро будем праздновать 11-летний юбилей этой решительной меры, где приборы?
Хотя бы в одном городе есть ли что-нибудь хотя бы приближающееся к сбору денег за отопление не по абстрактному нормативу за кв. метр, а по измеренным килокалориям?
Правда, единственный случай полной приборной комплектации все же имеется – в городе Сарани. Теплосетей, правда, к тому времени там уже не было, и приборы просто пришпилили к стенкам. После чего аким вырос до вице-министра энергетики и арестован. Чем не символ всего происходящего в ЖКХ?
ОБОРОТЫ НА ТРИЛЛИОНЫ, А КОНТРОЛЯ – НЕТ!
Скажи, читатель, ты в магазин всегда ходишь с семейными весами? А продавец там, конечно, интересуется, когда и у кого ты их покупал, опломбированы ли они, не истек ли срок проверки, а если что – требует обзавестись новыми?
Идиотизм, скажите вы, в магазин со своими весами не ходят! И вообще, всегда и везде отпускаемый товар измеряет продавец, за покупателем же право присутствовать и требовать проверки. Но вы не знаете нашего ЖКХ – оно, оставленное государством на рыночное само-приспособление, приспособилось шиворот-на-выворот!
И вот сами посудите: общедомовой прибор жильцам ставят не они сами, конечно, а – теплосети. Которые его, разумеется, будут и обслуживать. И вот, убив уйму времени и нервов на уговоры жильцов, потратив кучу денег на сам прибор и установку, поставщик тепла и горячей воды получит в итоге с этого дома … в полтора разе меньше денег.
Саботаж, воскликните вы, и попадете в точку. Но не со стороны тепловых, водопроводных и даже электрических (подомовых счетчиков нет и у них) сетей – они всего лишь играют по предложенным им правилам.
К примеру, какой-то умник додумался связывать тариф на отопление с температурой за окном, хотя мазут-уголь закупается как раз летом, и тогда же самые большие деньги требуются на капремонт. Или «пересчет» платы за отопление в случае теплых зим. Все это, бюрократические штучки и просто глупости, — для изображения руководящего участия. Руководителям же предприятий -электро-тепло-водоснабжения ничего не остается, как приспосабливаться к этому откровенному властному непрофессионализму, замолвить за них слово просто некому.
Но зато они имеют и бонус от государства за такое руководство – полная бесконтрольность. Системы независимого аудита эксплуатационной и инвестиционной деятельности в электроэнергетике и ЖКХ просто нет. Верьте или не верьте, но обороты на триллионы тенге, а контроля – нет.
В цехах ТЭЦ и котельных, на водоподготовительных и очистных сооружениях, в городских сетях – денег остро не хватает, условия работы тяжелые, зарплаты недостаточные. Но в руководящих кабинетах – денег более чем, потоки громадные, нормирование же и отчетность – в режиме «самообслуживания».
Вернемся к Стратегии «Алматы-2050». Ее автор, между прочим, руководил тем самым тарифным регулятором (как раз в разгар того самого «стимулирования»), он был акимом промышленной области, потом премьером, теперь вот поставлен на мегаполис. То есть, с точки зрения знания тарифной политики и ЖКХ компетентнее его руководителя в Казахстане просто нет.
К тому же, Стратегия «Алматы-2050» для Бахытжана Абдировича, несомненно, решающе важный документ, это его презентация, концентрирующая весь предыдущий опыт и видение будущего. Уровень его знания и понимания – весь там.
И как на таком фоне прикажите понимать те самые проценты потерь: бывший руководитель АРЕМ на самом деле не в курсе, что приборные измерения в стране так и не налажены, или это расчет на то, что другие не в курсе?
И как на такое знание-незнание накладывается такой пассаж из Стратегии: «Единая информационная система, в которой всевозможные датчики, камеры, сети, хранилища данных и другие «умные» устройства будут связаны между собой в «центральную нервную систему города»?
Да, за превышение скорости автоматические камеры могут подвести вас под штраф уже сегодня. А вот сколько лет ждать, чтобы «рисование» потерь и тарифов в электро-тепло-водо-газоснабжении Алматы сменилось на фактический учет и контроль?
КСК, ОСИ И УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ
Впрочем, это еще не завершающий вопрос. Третье анонсированное нами обстоятельство – очередное торможение революционных поправок в жилищное законодательство. Давно объявлено, что с середины будущего года пойдет переделка КСК в ОСИ — объединения собственников имущества в каждой отдельной многоэтажке, а удивительно долго мучающийся в Мажилисе законопроект застрял теперь в Сенате. Создана согласительная комиссия, шлифующая какие-то детали.
Думается, его просто боятся выпускать, и правильно делают. Президенту Токаеву очень пригодились бы сейчас дающие безусловную пользу в глазах населения, особенно городского, свежие законодательные решения. Но менее всего ему нужно баламутить имеющееся без гарантии успеха. Создание же подомовых ОСИ – давно назревшее и правильное дело, однако … это как лечь на все время откладываемую, но неизбежную операцию, чтобы вас (без наркоза, кстати) разрезали и … так и оставили. Дескать, пусть теперь само зарастает.
А само оно очень просто и привычно зарастет: прошедшие естественный отбор почище дарвинского КСК опять приспособятся, преобразуются в управляющие компании и все останется как есть. То есть – при объективной и все более растущей необходимости участия городских властей в организации управления жилищным хозяйством, но – без процедур и механизмов такого участия.
В свое время выдавленные из коммунальных расчетов председатели КСК, поначалу обиженные на правительство акимов, быстро поняли, что их положение – несокрушимо идеально: для жильцов они недоступно далеко, для городских властей – неподконтрольны, ни за что серьезное не отвечают, зато автоматически капающих целевых им вполне достаточно для содержания себя и небольшого прикормленного штата.
Возникла устойчивая и где-то даже идеальная система: неработоспособная, но очень даже жизнеспособная, успешно отражающая любые попытки добиться от нее толку. Так, например, помимо блокирования приборного измерения, с треском провалена программа модернизации и термомодернизации жилья.
А ведь мы, перечисляя не решаемые проблемы, не упомянули, например, многолетние безрезультатные разговоры о раздельном сборе, переработке и культурном захоронении городских отходов. В Стратегии на 2050 год и про это сказано красиво, ныне же – примерно, как и с тарифами и домовыми приборами.
Однако заканчивать надо оптимистически, и основания – имеются.
По-хорошему, надо бы дописать многострадальный Закон – вписав туда Управляющие компании на принципах ГЧП, как мостик для городских властей, по которому они могут войти в систему управлением жилищным хозяйством. То есть, УК создаются не как форма выживания КСК, а по размеренному городскому плану для оптимального охвата территорий, по принципу микрорайонов, например.
Государственно-частное партнерство со стороны акимата выражается в формировании городского заказа на содержание междомовых пространств, благоустройство и озеленение, спортплощадки, работу с детьми и так далее. Включая и первую – базовую – стадию работы с городскими отходами.
Сами же УК-ГЧП предлагают создаваемым ОСИ представительство их интересов перед поставщиками услуг, ведение домовых счетов, освобождающее от затрат на бухгалтеров и кассиров, услуги уборки и ремонта.
Кстати сказать, создание самих ОСИ – тоже должен кто-то организовывать, иначе закончится как с домовыми приборами. И революцию с переходом от поквартирного на подомовой формат расчетов тоже кто-то должен взять на себя.
Где брать кадры для таких УК? В КСК, конечно, среди наиболее успешных из них.
Но если даже с законом не получится, любой инициативный и дальновидный аким, хотя бы просто не желающий получить гражданскую войну между ОСИ и КСК, или просто пустышку вместо жилищной реформы, вполне может организовать правильную схему. Вымученный депутатами законопроект это не прописывает, но ведь и не запрещает же.
И автору «Алматы-2050» тоже не помешало бы составить план коммунальной реформы не на 30 лет, а хотя бы на три года вперед.
Петр СВОИК
Автор:
Инфраструктурные ведомости