Инвестиции, кредиты и госсубсидии должны идти в производство и насыщение внутреннего рынка, а не на неведомые нужды хозяев фермерского бизнеса
Министр сельского хозяйства Казахстана Сапархан Омаров дал старт еженедельным встречам с представителями отраслевых ассоциаций и перерабатывающих предприятий в нашем агропромышленном комплексе.
С одной стороны акцент делается на переработку в АПК, с другой встречи проводятся с фермерским бизнесом из самых разных ниш и отраслей, к тому же с теми предпринимателями, которые представляют наиболее «дефицитные направления» сельского хозяйства.
То есть, производителями пищевой продукции, которой остро не хватает на казахстанском рынке, из-за чего нам приходится постоянно импортировать большие объемы недостающих продуктов питания. Это молоко, и вся «молочная линейка», сахар, мясо птицы, фрукты и напитки.
Буквально на днях Сапархан Омаров встретился с главой Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайратом Бисетаевым, который затронул вопросы оказания государственной поддержки отрасли овощеводства, инвестиционного субсидирования, унификации цен на семена.
До него глава Минсельхоза уже принимал членов Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана, Республиканской палаты по овцеводству, Ассоциации кредитных товариществ, Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности.
А в ближайшее время министр Омаров планирует совещания с представителями отраслевых объединений кондитеров, хлопкоробов, птицеводов, яичных производителей, садоводов, а также зернового, молочного и мясо-молочного союзов Казахстана.
СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ И КОЛБАСЫ ИЗ МОЛОЧНЫХ КОРОВ
Молоко – один из самых дефицитных товаров с точки зрения наполнения местного рынка именно отечественными производителями. Причем, емкость казахстанского молочного рынка позволяет дополнительно нарастить объемы производства в 1 млн. тонн молока. Тем не менее, мы продолжаем завозить большие партии обработанного жидкого молока и сливок, кисломолочных продуктов и сухого молока, чуть меньше – сыра и творога, сгущенного молока, сливочного масла и мороженного. Притом, что загруженность наших молокозаводов не превышает 60 %.
Поэтому, возможно, действительно настало время обратить внимание на малые «семейные фермы» в отрасли молочного животноводства, которые и должны стать основными донорами наших молокоперерабатывающих предприятий.
Не исключено, что субсидии можно распределять более равномерно, не делая крен строго в одну отрасль – например, мясного животноводства. То есть, не забывать и о молочном направлении. Тем более, что внутренний рынок нуждается в недорогом и качественном молоке с его сопутствующей линейкой продукции.
К тому же, помогая малым «семейным фермам», государство меньше рискует напороться на нецелевое расходование субсидий, потому что как раз малые организованные хозяйства – те же семейные молочные фермы, вряд ли будут отделять свой бизнес от самих себя, как это часто делают более крупные игроки – набирая кредиты в банках параллельно с государственными субсидиями, имея перед собой лакомые рынки сбыта, но все равно вечно нуждающиеся в помощи и поддержке.
А все потому, что процесс «отделения себя от своего бизнеса» достигает у некоторых наших крупных производителей крайних форм, когда живые деньги, слабо и неохотно инвестируются в собственное предприятие, иногда выводясь за границу ради подготовки плацдарма для эмиграции собственников.
Это, конечно, не говорит о том, что те же молочно-товарные фермы не должны пользоваться государственной поддержкой, притом, что часть из них имеет в структуре своего бизнеса и молокоперерабатывающие мощности.
Просто те же субсидии могут быть расставлены без обязательной привязки малых семейных ферм к молочно-товарным фермам, потому как зачастую на практике многие из них и так договариваются между собой исходя из географической территориальной близости: по таким вопросам как поставка кормов и семени для искусственного осеменения, ветеринарных препаратов и «ремонтного молодняка», вместо выбывших коров.
Кроме того, важно предусмотреть и такие принципы организации переработки мяса выбывших «выбракованных» молочных коров, чтобы на выходе получались качественные колбасы и колбасные изделия. А значит, необходимо подумать о правильной организации и снабжении мясоперерабатывающей отрасли. Чтобы наша «переработка» производила действительно много качественной колбасы из мяса буренок, которая первым делом шла бы на удовлетворение нужд казахстанского потребителя, а затем ее излишки отправлялись бы на экспорт.
РАСКОНСЕРВАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ МЯСНЫХ ПТИЦЕФАБРИК
Мясо птицы – еще один недостающий на местном рынке актуальный вид продукции, который мы восполняем за счет импортного завоза.
Зарубежные поставки мяса птицы в Казахстан варьируются в пределах 170 тысяч тонн бройлеров в год. И это притом, что у нас складываются чрезвычайно комфортные условия ведения птицеводческого бройлерного бизнеса. Кормовая база для «постояльцев» отечественных птицефабрик в виде растительных шротов и жмыхов достигает 300 тысяч тонн в год, притом, что ее часть мы экспортируем. Тогда как объем потребления соевого шрота – основного корма для контингента птицефабрик складывается на уровне 112 тыс. тонн ежегодно.
Важно и то, что объем урожая масличных в Казахстане не так высок – порядка 2,5 млн. тонн в год, а значит нашим фермерам есть куда расти. Более того, уровень загрузки маслоперерабатывающих предприятий не превышает 31 %. То есть, даже при относительно невысоком уровне сбора и переработки масличных культур, кормовая база для птицеводства, а с ним и свиноводства в Казахстане обладает внушительным гандикапом к реальным затратам на прокорм этих домашних животных.
Однако производители мяса птицы жалуются на высокий уровень затрат на ввозимое иностранное оборудование и племенной материал, особенно в привязке к дорогим евро и долларам.
В то же время, следует прежде всего учитывать то обстоятельство, что в Казахстане не хватает именно бройлерных птицефабрик, которые могли бы восполнять путем импортозамещения эти 170 тысяч тонн мяса птицы, составляя конкуренцию уже находящимся на рынке производителям.
В частности, в республике простаивают четыре законсервированные бройлерные птицефабрики, объем производства которых мог быть на уровне от 10 до 20 тысяч тонн мяса птицы ежегодно с каждой птицефабрики. Это АО «РубиРосАгрикол» и «КазРосБройлер» в Алматинской области, АО «Комсомольская птицефабрика» в Костанайской области и ТОО «Черемшанский бройлер» в Глубоковском районе ВКО.
Любопытно, что из планируемых тоже четырех птицефабрик, лишь одна будет представлять куриное направление, две будут специализироваться на индюшатине и одна – на утином мясе. Это «Кызылорда-индюшатина», ТОО «Алматинская ПФ утки» в Алматинской области, ТОО «Ордабасы кус 2» (известный производитель мяса индейки) и ТОО «Ак Казна» в Туркестанской области.
Радует то, что самая большая птицефабрика бройлерного типа в Центральной Азии – Макинская птицефабрика в Акмолинской области на 25 тыс. тонн мяса в год, была введена в эксплуатацию прошлой осенью. В стадии ввода находятся еще два предприятия – «Жамбыл кус» в Жамбылской области и «Шымкентский бройлер» в Туркестанской области, рассчитанные на мощность до 10 тыс. тонн мяса птицы в год каждая.
В общей сложности, мясная отрасль птицеводства запрашивает на 10 лет вперед более 1 млрд. долларов в виде кредитных средств и государственных субсидий. Но, как нам кажется, здесь явно не помешали бы как национальные, так и иностранные инвестиции, причем точечные – в те или иные простаивающие и требующие модернизации птицефабрики, в строительство новых подобных предприятий по выращиванию и упаковке бройлеров. Что само собой не исключает таких же точечных государственных субсидий и кредитование банками второго уровня.
ИНФРАСТРУКТУРА САХАРНОЙ СВЕКЛЫ
Выращивание сахарной свеклы с последующей переработкой и производством сахара – является еще одной крайне импортозависимой отраслью в казахстанском АПК, достигая 90 % поставок из-за рубежа, будь-то в виде тростника-сырца на отечественные сахарные заводы или в оконченной форме готового импортируемого продукта.
При этом, производство нашего местного сахара из выращиваемой пока в двух областях – Жамбылской и Алматинской, сахарной свеклы не превышает 50 тысяч тонн продукта. Тогда как, для сравнения, ежегодно к нам завозится порядка 280 тыс. тонн тростника-сырца на переработку и 180 тыс. тонн готового белого сахара.
Однако бессмысленно рассматривать развитие этой отрасли без сопутствующего развития семеноводства и кормопроизводства. В последнем случае, речь идет о глубокой переработке свеклы и производстве на ее основе такого побочного продукта как жом, который способен стать прекрасным компонентом для кормления крупного рогатого скота, как молочного, так и мясного направления.
Также, помощь казахстанским фермерам, специализирующимся на выращивании сахарной свеклы, должна потянуть за собой вверх отрасль производства кондитерских изделий, безалкогольных напитков и соков.
То есть, любые субсидии в этом сегменте должны быть направлены на выстраивание целой инфраструктуры. К тому же, ее построение никак не обойдется без создания свеклоприемных пунктов, без привязки фермеров, которые выращивают свеклу к предприятиям по ее переработке.
Необходимо будет модернизировать старые и строить новые сахарные заводы, привлекая как местный казахстанский, так и иностранный капитал.
Ну и, конечно, отечественные фермеры должны будут быть снабжены доступной свеклоуборочной техникой, овладеть современными методами выращивания сахарной свеклы.
P.S. Вот лишь небольшой перечень вопросов, которые поднимаются сегодня на встречах нашего фермерского бизнеса и министра сельского хозяйства РК Сапархана Омарова. Каждые отраслевики ждут поддержки со стороны государства, особенно это касается тех секторов производства, где мы колоссально зависим от импорта. И задача Минсельхоза так смикшировать эту поддержку, задействовав переговорный процесс по возможным инвестициям, банковскому кредитованию и собственным бюджетным субсидиям, чтобы от нее была максимальная польза, деньги пошли в производство и насыщение внутреннего рынка, а не были истрачены на неведомые нужды хозяев бизнеса.
Автор:
Фермерские ведомости