Коалиция гражданских инициатив (HAQ, ХАК), организованная бывшим исполнительным директором Ассоциации «KazEnergy» Тогжан Кожалиевой, конечно, пока не претендует на глобальное влияние на внутриполитическую повестку в Казахстане. Однако достаточно грамотная манифестация своих идей и будущих программных установок, дифференциация интересов, желание выступить неким «кругом» для всех прогрессивных сил общества, помноженные на достаточно креативную подачу и умение вести операционную деятельность, говорит о том, что у движения может быть большое будущее.
Особенно, если учитывать то обстоятельство, что правила игры в Казахстане изменились кардинально, ведь даже сама партия власти «Нур-Отан» теперь не уверенна в своем безоблачном грядущем. Борьба «старого» и «нового» только набирает обороты, а быть среднестатистическим серым чиновником, дрожащим за свои пайки, но бесполезным для общества, становится неактуальным. Каждый более или менее мыслящий представитель номенклатуры пытается сегодня понравиться людям, заигрывать с общественностью, тогда как быть источником непопулярных реакционных высказываний про иждивенчество и неуемные аппетиты масс, стало очевидным моветоном.
Реальное разделение властей на двух президентов, правительство и парламент, который теперь хочет быть сильным, реанимация идей о взыскательности маслихатов в регионах, которых десятилетиями держали в «черном теле» акиматов, призывы осовременить, омолодить и откреативить партию власти «Нур-Отан» — все это звенья одной цепи. Как и попытки активной части электората провести референдум о необходимости уменьшения пороговой численности политических партий, что требуется для их регистрации – тоже из этой оперы.
ДРУГАЯ ОППОЗИЦИЯ
На этом фоне создание ничуть не скрывающих свое критическое и вольнодумное отношение к властям общественных движений, которые открыто заявляют о своих партийных и политических амбициях, смотрится вполне органично. Да, еще год назад таких бы активистов задавили бы на корню: им не дали бы провести собрание, скорее всего, возбудили бы ряд уголовных досудебных расследований, а кого-то бы показательно бросили в СИЗО.
Вряд ли бы дело ограничивалось только работой бесталанных «троллей» с фейковых аккаунтов в Фейсбуке. Вероятно, что двух коров, которых «хакеры» Тогжан Кожалиевой привели на свой первый общенациональный Конгресс в Алматы, чтобы вдоволь посмеяться над заскорузлостью нур-отановской мысли, «сняли с рейса» еще бы на дальних подступах: они бы просто не успели бы покинуть месторасположение личного подсобного хозяйства.
Но не двумя коровами едины. Как сложно было бы представить еще вначале 2019 года инициатора новой партии, «идущей снизу» (будь-то заточенной на антикоррупционную повестку или построенной сугубо по нишевому отраслевому принципу) не иначе, как в кандалах, так и невозможно было бы увидеть на мероприятии по ее инициации известных в стране людей. Причем, совсем не обязательно оппозиционно настроенных, а вполне себе респектабельных и вхожих в разные кабинеты, просто знаменитых своей независимой, иногда идущей вразрез официальному курсу оценкой событий.
Это, например, известный казахстанский бизнесмен и меценат Маргулан Сейсембаев. И авторитетный экономический аналитик, экс-советник председателя Нацбанка РК Олжас Худайбергенов. Общественный деятель, активист эко-движения Казахстана по сохранению природы, противник застройки урочища «Кок-Жайляу» Ажар Джандосова.
Символично и то, что помимо них Конгресс гражданских инициатив Real Haq Alany в южной столице посетили и деятели самой разношерстной оппозиции: от молодежной прозападно-либеральной тусовки до старой доброй олдскульной с левыми взглядами.
Это и молодой креакл Альнур Ильяшев и более старый и прожженный Ермурат Бапи. Конгресс посетил и политолог, когда-то близкий к партии ОСДП Дастан Кадыржанов.
О чем это говорит? С одной стороны, об очень здоровых процессах в казахстанском обществе. Так, еще несколько лет назад любая крамола или фронда, не говоря уже о более ясно очерченном протесте, благодаря чиновничьей пропаганде, тесно увязывалась в сознании граждан Казахстана именно с оппозиционной деятельностью. А любого несогласного с теми или иными недостатками системы, которых всегда было очень много, легко клеймили «оппозиционером», «парией», «изгоем-отщепенцем» или прямо «врагом режима».
К сожалению, это вызывало и прямо противоположную коннотацию, когда кто-либо начинал воздавать должное, поддерживать или хвалить те или иные действия властей, отдельных министерств, ведомств или персоналий. Это могло одномоментно вызвать голословные обвинения в «продажности», работе на Ак Орду.
Между тем, нездоровое деление на «черное» и «белое» никогда ни к чему хорошему не приводило. А только мешало гражданскому обществу объединиться.
Неизвестно, получится ли у гражданской платформы «ХАК» интегрировать на своей основе совершенно разные силы, как в социальном, так и мировоззренческом плане, однако первые ростки этого процесса мы уже наблюдаем.
Особенно хорошо видны они на примере креативных активистов, явно или потенциально протестно настроенных граждан, у которых не вызывает абсолютно никакого отторжения или изжоги повестка, модель и стилистика работы Коалиции гражданских инициатив и ее вдохновителя Тогжан Кожалиевой.
Речь, конечно, не идет об объединении казахстанской оппозиции на новой основе, потому что трудно стало оперировать самими терминами «власть» и «оппозиция» — настолько все гротескно переплелось. Более того, часть оппозиции устарела настолько же, насколько безвозвратно духовно состарилась и часть казахстанского истеблишмента.
Однако это нечто новое – сплетенное из гражданских активистов, неравнодушных жителей городов, бизнеса, интеллектуальной элиты и представителей власти, может дать начало рождения совершенно иному политическому проекту.
Важной отличительной особенностью проекта HAQ Тогжан Кожалиевой является и его сетевая структура. Именно внутри такой структуры в настоящее время может быть выстроена эффективная работа и применены современные модели управления.
Помним, как еще 10 лет назад, один ну очень известный в Казахстане человек с зычным голосом и могучей фактурой решил вступить в оппозиционную партию. Когда же этого тяжеловеса, ранее не замеченного в антирежимной риторике, спросили: «А чем вы можете быть полезны нашей партии, что делать, какую работу вести или координировать, как заниматься партийным строительством?», он на полном серьезе ответил: «Я буду раз в полгода приходить на ваши мероприятия и выступать с трибуны, говорить о нуждах народа. Неужели вам этого мало?!».
Сейчас бы это искреннее удивление партийного неофита, пусть и с большим послужным списком, вызвало лишь всеобщее освистание, обвинения в праздности и «торговле лицом».
Правда, время изменилось, а вместе с ним изменились и наши люди. Теперь никому не нужны старые авторитетные бездельники, всем подавай – молодых, красивых и обладающих полезными навыками, желательно не только soft skills.
Отголоски нового времени отчетливо прозвучали и на Конгрессе «хакеров» в Алматы. Детище Тогжан Кожалиевой провело ультрасовременный сейшн, преподнеся первый официальный съезд своего движения в виде андерграундной выставки.
ЧТОБЫ РОДИЛОСЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, ДОЛЖНО УМЕРЕТЬ ЧТО-ТО СТАРОЕ
Конгресс гражданских инициатив HAQ – это безусловный оппонент консервативного «Нур-Отана». Вся риторика, стилистика и эстетика «ХАК» Тогжан Кожалиевой буквально вопиет об этом.
Это как современный утонченный креакл, любящий шум кофемашины, прочитавший все наиболее знаковые вещи современной интеллектуальной западной мысли, выраженной в якорных бестселлерах профессоров Гарварда и Стэнфорда – в одном углу ринга. А в другом – красномордый палкан, никогда не желавший ничему учиться и бывший одним из многих, кто когда-то профукал Советский Союз, но до сих пор так и не понявший, что такое виртуальная война на уровне когнитивной сферы и продолжающий делать ровно то, чему его однажды обучили в далеком 1979 году.
Достаточно ознакомиться с некоторыми цитатами из манифестации «хакеров», чтобы уяснить для себя: они оппонируют «Нур-Отану» и символизируемому этой партией чугунному прошлому, когда «народ слишком много хотел», когда «жертва была сама виновата», когда власть – это всегда тупая сила, но никак не милосердие и здравомыслие.
«Мы видим девальвацию и профанацию диалога между обществом и людьми во власти, которые навязывают остальным позицию «я прав, кто не согласен – тот не с нами». Граждане Казахстана лишены возможности продвижения по социальным лифтам и вынуждены подстраиваться к требованиям коррумпированной системы. Это ложный выбор и это – не наш путь! Наш путь – это открытый эволюционный прогресс!
Наша задача – заменить декларативность лозунгов настоящими делами. Наши цели, которые мы реализуем путем прихода на все уровни власти: 1. Демонтаж авторитарной системы; 2. Восстановление в стране Республики. Республика – это равные возможности, отсутствие сословий, верховенство Конституции.
Есть старая система и есть новое мышление. Мы должны поставить большую и жирную точку застою и идти вперед к прогрессу. Старое должно остаться в прошлом. Коррупция, монополия одной партии, вождизм, ложь и поклонение псевдоавторитетам должны остаться в прошлом».
Показательно, что даже на уровне некой многопрофильности, всеядности, широкого охвата фокус-групп или того, что на языке партийных боссов называется «общенациональной повесткой» Коалиция гражданских инициатив напрямую конкурирует с «Нур-Отаном», который всегда в отличие от курируемых властью партийных проектов не окукливался одной темой – «левацкой», «националистической», «аграрной» и т.д., а шел методом широкого беспроигрышного охвата населения.
То же самое можно увидеть и в программных установках протопартии HAQ
«Мы должны стать настоящими хозяевами своей Родины, несмотря на различия во взглядах, религиях и национальностях. Нас не должны разъединять убеждения, политические технологии, конкуренция. У нас одна страна и один народ».
Между прочим, Тогжан Кожалиевой приписывают со знаком «минус» ее религиозность. Мол, раз она правоверная мусульманка, значит может повести свой гражданский проект по религиозному пути, наполнить его исламской идеологией.
Однако нагнетание этих страхов – не более чем политическая технология. Проблема в том, что за годы независимости такие негласные моральные императивы и институты как «честное слово», «порядочность», «чувство долга», «последовательность», «верность принципам и данному слову», «финансовая чистоплотность» в Казахстане истощились настолько, что впору бить тревогу.
Культивируемые в обществе и часто идущие от сильных мира сего беспринципность, ложь, неумение держать слово, непорядочность, бесчестие и финансовая нечистоплотность, как правило, свойственны людям, не имеющим прочного идеологического или религиозного фундамента, не боящихся Бога.
Напротив, простые люди, особенно уходящие в религию и находящие в ней ответы на свои вопросы, становятся не только более умиротворенными, но и обладающими твердым духовным стержнем, помогающим им хорошо отделять «добро» от «зла», «правду» от «лжи», «авторитет» от «бесчестности».
И если такие качества помогут Тогжан Кожалиевой построить новую партию, что ж, только честь ей и хвала.
Автор:
Исторические ведомости