Наиболее критическая ситуация среди стран Центральной Азии – у Кыргызстана и Таджикистана
В последние годы в публикациях различных СМИ и отчетах аналитических центров стали все чаще появляться материалы с предупреждением об опасности финансовой и экономической зависимости от Китая. В «зону риска» журналисты и аналитики включают и страны Центральной Азии.
В частности, в отчете американского аналитического центра «Center for Global Development», опубликованного в начале 2018 года, назывались восемь стран, которые могут стать в первую очередь жертвами китайской экономической экспансии.
Это Джибути, Лаос, Мальдивы, Монголия, Пакистан, Черногория, а также Кыргызстан и Таджикистан.
В августе 2018 года британское издание «The Sun» опубликовало статью «Китай колонизирует маленькие страны, выдавая им огромные кредиты, которые они не смогут погасить», где упоминается и растущая зависимость Кыргызстана от Поднебесной.
В недавно опубликованном докладе «Кредитование Китаем зарубежных стран» («The National Bureau of Economic Research», США) авторы приводят список должников Китаю.
Кыргызстан в нем занимает пятое место в мире, Таджикистан – 20, Туркменистан – 23, Узбекистан – 40.
Кроме того, в этом исследование утверждается, что около половины китайских кредитов имеют «непрозрачные» схемы, то есть на самом деле размеры кредитов значительно превышают официальные данные, что сильно осложняет их выплату.
Несмотря на то, что из пяти стран Центральной Азии в контексте долговой зависимости от Китая обычно упоминаются две республики – Кыргызстан и Таджикистан, другие страны региона также находятся в «зоне риска».
КАЗАХСТАН
Является наиболее привлекательным государством в регионе для китайских инвестиций и кредитов. Обе страны связывают долгосрочные проекты в нефтегазовой сфере, а также инфраструктурные – строительство дорог и заводов.
Задолженность перед Китаем составила около 11 млрд. долларов, что, однако значительно меньше, чем перед Нидерландами (почти 50 млрд.) и Великобританией (21,5 млрд.).
Здесь интересно отношение правительства Казахстана к государственному долгу: как заявил министр финансов РК Алихан Смаилов, «Казахстан должен Китаю лишь 1,2 млрд. долларов, так как государственного долга перед Китаем у нас нет, есть только гарантированный долг». А гарантийный долг, по мнению казахстанского руководства, не включает в себя долги национальных компаний и даже акиматов перед китайскими банками и компаниями.
https://www.zakon.kz/4960685-kazahstan-dolzhen-kitayu-1-2-mlrd.html
В целом, государственный долг Казахстана составляет около 150 млрд. долларов, но при этом долг Китаю не превышает 10 % от всего долга, поэтому аналитические центры пока не включают Казахстан в «красную зону», в отличие от Кыргызстана и Таджикистана.
КЫРГЫЗСТАН
Сосед Казахстана примерно с 2009 года активно сотрудничает с Поднебесной, что выразилось в росте задолженности перед Пекином.
В 2008 году долг перед Китаем не превышал 10 млн. долларов, в 2009 году составил 50 млн., в 2010 превысил уже 150 млн., а дальше пошло уже по нарастающей.
К 2019 году внешний долг Кыргызстана составил около 3,7 млрд. долларов, из них Китаю – 1,7 млрд.
За 10 лет долг перед Китаем увеличился почти в 200 раз и уже превышает 30 % от ВВП.
Главный кредитор Кыргызстана – это китайский Экспортно-импортный банк, на который приходится около 40 % от всего государственного долга Кыргызской Республики. Эти деньги пошли на строительство дорог, подстанции «Датка», линии электропередачи «Датка-Кемин», модернизацию столичной ТЭЦ.
ТАДЖИКИСТАН
Наряду с Кыргызстаном является одной из двух стран региона, которые подвержены угрозе долговой зависимости от Китая.
Всего к 2019 году Душанбе задолжал Пекину 48 % от 2,9 млрд. долларов общего внешнего госдолга, как заявил министр финансов Таджикистана Файзиддин Каххорзода. При этом, министр не видит в этом никакой угрозы: «Китай является крупнейшим инвестором Таджикистана. Наша страна проводит политику открытых дверей, и это касается также вопроса привлечения финансовых ресурсов. Китай это или другая страна – мы заинтересованы, чтобы привлекать средства для достижения стратегических целей, средства, которые предоставляются на льготных условиях».
https://rus.ozodi.org/a/30090194.html
Как и в соседних странах, китайские кредиты идут на создание и модернизацию еще советской инфраструктуры, например, в Душанбе на строительство ТЭЦ. Взамен правительство Таджикистана предоставила китайским компаниям право на разработку месторождений золота и серебра, а также отдало часть спорной территории.
ТУРКМЕНИСТАН
Нет точных данных по размерам туркменского долга перед Поднебесной, есть оценочные мнения, что долг составляет 6,7 миллиардов долларов или даже больше.
Львиная доля кредитов пошла на разработку газовых месторождений («Галкыныш» и другие), газом Туркменистан и оплачивает свои долги.
Закрытость Туркменистана и недоступность данных не позволяют оценить степень зависимости страны от Китая, однако косвенные показатели указывают на высокие риски финансовой зависимости от единственного кредитора.
УЗБЕКИСТАН
Долгое время проводил политику внутренней закрытости и внешней самодостаточности, однако после смены политического руководства и взятого курса на открытость, не удержался перед «легкими» кредитами Китая и лозунгом «Один пояс – Один путь».
«С января 2015 года по январь 2019 года государственный долг перед Китаем постепенно вырос с 1,055 млрд. до 1,964 млрд. долларов. При этом в 2020 году долг Узбекистана перед Китаем достигнет 3,006 млрд».
https://kun.uz/ru/news/2019/11/01/v-2020-godu-dolg-uzbekistana-pered-kitayem-prevysit-3-mlrd
В целом, для Ташкента пока нет явной угрозы попадания в финансовую кабалу, но наблюдается тенденция к увеличению госдолга перед Китаем.
По данным американского аналитического центра «The National Bureau of Economic Research», долги стран Центральной Азии перед Китаем по отношению к ВВП распределились следующим образом:
Кыргызстан – 30,5%;
Таджикистан – 16,1%;
Туркменистан – 13,4%;
Узбекистан – 7,5%;
Казахстан – 3,6%.
Таким образом, Кыргызстан лидирует с большим отрывом, далее следует Таджикистан и Туркменистан (с учетом закрытости данных).
Узбекистану и Казахстану пока удается избегать сильной зависимости от китайских кредитов. Тем не менее, нельзя утверждать, что все страны Центральной Азии могут себя чувствовать спокойно.
Для Кыргызстана и Таджикистана кредиты от Китая выступают «срочной помощью» для модернизации предельно устаревшей инфраструктуры, без которой невозможно нормальное функционирование государства (дороги, ТЭЦ). Кроме того, зависимость обеих республик от денежных переводов мигрантов, нехватка крупных инвестиционных проектов со стороны западных стран и России, заставляют элиты Кыргызстана и Таджикистана жить в долг за счет Китая.
У других центрально-азиатских государств ситуация несколько иная. Китайские кредиты в основном берутся на энергетические проекты (добычу нефти и газа), а также на крупные транспортные проекты.
Угроза зависимости от Китая часто ассоциируется с возможным захватом Китаем части территории, миграцией китайцев, нанесением непоправимого ущерба экологии и т.д. Во многом эти угрозы преувеличены и раздуваются в национал-патриотических кругах стран региона.
Однако, необходимо понимать, что Китай не занимается благотворительностью и имеет четкие геостратегические цели не только в отношении Центральной Азии, но и в глобальных масштабах, поэтому нельзя надеяться на списание или хотя бы отсрочку долгов.
Мировая практика показывает, что Китай готов возвращать свои деньги и «натурой»: Шри-Ланка из-за неспособности вернуть кредит отдала только что построенный порт в долгосрочную аренду китайской компании-оператору.
В самом регионе Таджикистан, не дожидаясь сроков выплат, заранее договорился о передаче месторождений золота и серебра Китаю.
Как указывают исследователи этой проблемы, Китай практикует закрытость данных по многим кредитам, а также сложные схемы получения и выплаты кредитов.
Кроме того, обязательным условием получения кредита является обслуживание через китайские банки, подрядчиками выступают китайские компании, а большинство рабочих и специалистов привозят с самого Китая.
Поэтому политические элиты стран Центральной Азии должны понимать, что китайские кредиты – это не панацея, а в какой-то степени даже «ящик Пандоры», открыв которой однажды, очень тяжело будет потом закрыть.
Не нужно делать ставку только на Китай, необходимо искать других партнеров и активнее использовать внутренние ресурсы.
Алибек ТУСУПБЕКОВ
Автор:
Международные ведомости