«Ведомости Казахстана» в рамках пресс-тура для представителей ведущих СМИ Евразии, который организовала редакция газеты «Жэньминь Жибао», посетили крупнейший в Поднебесной морпорт Циндао и убедились в том, что он бьет мировые рекорды по эффективности
Индустриальная мощь Китая уже давно не вызывает сомнений ни у кого в мире. И венцом этого по праву можно назвать высоко динамичный рост транспортной инфраструктуры, где особое место занимает морской порт в городе Циндао, провинции Шаньдун, чей возраст в текущем году перешагнул 130-летний рубеж. «Ведомости Казахстана» побывав на этом уникальном во всех аспектах объекте, делятся своими впечатлениями от увиденного.
От опиумных войн до торгового ренессанса
История порта Циндао, как и история самого города, имеет довольно богатое прошлое, связанное с изменениями политических владений и развитием инфраструктуры, берет начало с конца XIX века.
Тогда в результате Второй Опиумной войны был заключен Хартуэльский договор с Германией, где последняя арендовала часть земель полуострова Шаньдун в Китае.
Территория, на которой расположен современный порт Циндао, была частью Китая веками. Но раньше в этом регионе существовали лишь небольшие рыболовецкие и сельскохозяйственные поселения.
Согласно договору, Германия получила в аренду полуостров Шаньдун и порт Циндао (ранее назывался Цингао) на 99 лет. После этого она начала развивать инфраструктуру в арендованной территории, включая порт, железные дороги и другие объекты, чтобы установить свой контроль и силу в регионе.
К договору аренды прилагались выбитые экономические привилегии и торговые льготы.
Однако иностранная оккупация в будущем станет одним из драйверов роста недовольства и активизации антиманьчжурского движения в Китае.
После Первой мировой войны, где коалиция с Германией потерпела поражение, порт возвращается в Китай.
Итоги войны, зафиксированные в Версальском мирном договоре, говорили об утрате немцами контроля над Циндао, включая и всю построенную портовую инфраструктуру, которую Китай забрал себе.
Собственно, с этого периода Циндао стал превращаться в крупный торговый узел, находясь в дельте реки Янцзы, что стало отправной точкой взаимодействия Китая с внешним миром и эпицентром морской торговли.
Новый этап бурного развития
Череда военных конфликтов в мире приостановила поступательный рост. Однако к 1949 году, создается Управление порта народного правительства Циндао, которое с тех пор и стало контролирующим собственником всей портовой инфраструктуры.
Уже тогда пропускная способность порта достигает 720 тыс тонн. К 1974 году начинается строительство нефтеналивных терминалов в зоне Хуандао, ставшей ключевой портовой зоной по перевалке жидких грузов в последующем.
В 1987 году начато строительство зоны Цяньвань в качестве площадки по перевалке навалочных грузов и контейнеров.
После нескольких раундов внутренней реорганизации это предприятие было переименовано в Управление порта Циндао в 1987 году и находилось под контролем администрации Народного правительства Циндао совместно с Министерством транспорта. При этом Народное правительство Циндао является основным руководящим органом.
Уже в 1997 году контейнерооборот порта Циндао впервые достиг показателя в 1 млн TEU (двадцатифутовые контейнеры) в год. 2001 год ознаменовал новой вехой – объем перевалки грузов достиг 100 млн тонн. Тогда же заработал Специальный рудный причал дедвейтом 200 тыс тонн, открыв новое направление работы в области оперирования такими грузами как железная руда и уголь.
На момент запуска этот причал стал крупнейшим в мире. В 2002 году контейнерный бизнес был перенесен из зоны Даган в Цяньвань.
В январе 2003 года контрольный акционер порта в лице QDP был преобразован в полностью государственное предприятие с ограниченной ответственностью Qingdao SASAC с уставным капиталом в 1,86 млрд юаней, заменив Управление порта Циндао в соответствии с политикой Государственного совета по реформированию администрации.
После выделения административных функций и связанных с ними активов оставшиеся активы вместе с соответствующим персоналом, правами кредиторов и обязанностями администрации порта Циндао были переданы в состав QDP. Тогда же в капитал компании вливаются крупные операторы морских перевозок.
Как результат, к 2006 году пропускная способность порта бьет новый рекорд – 200 млн тонн. Более того, спустя уже два года этот показатель вырастает в 1,5 раза, до 300 млн тонн. Тогда же контейнерооборот достигает нового рекорда в 10 млн TEU в год. Но темпы не падают, так как начинается строительство новой портовой зоны Дунцзякоу, специализация которой должно стать перевалка железной руды, угля и жидких грузов.
К 2012 году мощность порта достигает 400 млн тонн в год, а контейнерооборот выходит на уровень более 14 млн TEU. Эти параметры позволили порту Циндао занять 7 место в мире по общей пропускной способности и 8 место в мире по перевалке контейнеров.
Спустя пару лет дедвэйт рудного причала будет увеличен в 1,5 раза до 300 тыс тонн. Параллельно компания строит подводящую инфраструктуру – железные дороги. Тем временем менеджмент компании регистрируется на Гонконгской фондовой бирже и идет к трансформации в крупную публичную компанию.
Морпорт Циндао: наши дни и недалекое будущее
По данным терминала Bloomberg, в компании работает свыше 10 тыс сотрудников. Всего на сегодня Qingdao Port International Co., Ltd. состоит из 6 ключевых сегментов.
Согласно отчетности компании, выручка компании выросла на 15,5 % до 22,4 млрд гонконгских долларов (HKD). Сегмент портовых услуг вырос на 40 % в объеме и 20 % в деньгах, составив более 9,5 млрд HKD.
Другими крупными сегментами стали перевалка железной руды и угля (рост на 21 % в объеме, либо 4,6 млрд HKD), а также нефти (рост на 20 %, в денежном выражении +8 % до 4 млрд HKD). Наиболее растущий сегмент – перевалка контейнеров (рост в 3 раза, до 1,4 млрд HKD).
По объему грузоперевозок порт Циндао в настоящее время занимает 6 место в мире и 2 место в Китае, доминируя в северной части страны и на который приходится большая часть грузов из Японии и Южной Кореи. При этом Qingdao Port International оказывает комплексный пакет логистических и транспортных услуг, сотрудничая с грузоотправителями и получателями из более чем 180 стран мира и 700 портами региона.
В 2020 году крупнейшая в мире судоходная компания Maersk признала порт Циндао самой эффективной гаванью в своем рейтинге производительности. Комплексный рейтинг эффективности портов Maersk состоит из шести показателей: производительность причалов, прямое соотношение причалов, стандартизация эксплуатации судов, гибкость эксплуатации судов, пунктуальность перевалки судов и точность счетов.
В настоящее время менеджмент порта Циндао идет в сторону расширения международной перевалки сырой нефти. Заключены стратегические партнерства с такими нефтяными мейджорами, как Petrobras и BP по строительству Международного центра торговли и распределения нефти и Центра спотовой торговли черным золотом.
Сам порт стал ключевой точкой отсчета в формировании морского Шелкового пути в рамках инициативы «Один пояс, один путь», который идет через Сингапур, Индию и Суэцкий канал до Италии и Балкан.
На начало 2023 года порт Циндао эксплуатирует 108 причалов, включая 68 спецпричалов для однотипных грузов, чей грузооборот достиг 627 млн тонн и 26,82 млн TEU.
Контейнерный терминал группы зафиксировал рекорд в 60,18 ед./час, а скорость погрузки железной руды составляет 3,2 тыс тонн в час.
Перевалка зерна в зоне Дунцзякоу увеличена до 2,6 млн тонн в год.
Начато строительство двух буксиров мощностью 5 тыс и 8 тыс лошадиных сил.
Компания инвестирует в покупку новых портовых мощностей, как Вэйхай, позволяя оптимизировать поставки из Японии.
Также строится второй 400 тысячный рудный терминал в зоне Дунцзякоу, с вводом в строй в 2024 году.
Амбициозные планы и агрессивный рост уже в обозримом будущем превратят Циндао в мировой центр морской торговли, демонстрируя миру свое растущее торговое влияние.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости