• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Пятница, 20 июня, 2025
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Сурганов

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Свежие новости развития инфраструктуры в Казахстане.

Соло «сбитого летчика»

05/12/2020
в Инфраструктурные ведомости
1 мин для чтение
24.7k 249
0
Соло «сбитого летчика»

Почему авто-магнат, впервые за все время своих неудач снизошедший до общения со СМИ, производил скорее жалостливое, чем грозное впечатление.

Хозяин компаний «БИПЭК Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин дал внушительную по времени пресс-конференцию, чтобы осветить свою версию противостояния между ним и государством. Если не задавать вопросы «вглубь», то не для посвященного слушателя она получается внешне правдоподобной. А вот когда такие вопросы следовали, то бизнесмен уклонялся от четких ответов, дабы не поломать линию защиты.

ГЛАВНОЕ ЗА КАДРОМ

Анатолий Балушкин уделил журналистам и блогерам почти полтора часа своего времени. Для человека, которого не часто встретишь общающимся с прессой – это почти свершение. Как заметил Штирлиц в художественном фильме «Семнадцать мгновений весны», лучше всего запоминается последняя фраза. В нашем случае последним вопросом стал: «Почему не построили завод?»

Предприниматель сослался на то, что пресс-конференция идет уже долго, а чтобы все четко объяснить, потребуется минут двадцать, поэтому предложил источники, из которых желающие все могут подробно узнать. Но ведь вопрос потому и возник, что после часа с большим хвостиком времени ни люди в зале, ни те, кто участвовал в мероприятии по видеосвязи, так и не услышали внятного ответа о причинах возникшей ситуации, грозящей закрытием крупнейшего автосборочного предприятия в Казахстане.

Похожей получилась и ситуация с апрельским письмом-уведомлением из Министерства индустрии и инфраструктурного развития. По информации из МИИР, оно в данном письме не заявляло о том, что преференционные выплаты для «Азия Авто» будут прекращены прямо сейчас, а сообщало о необходимости подписать отчеты о проделанной работе и о том, как соблюдаются принятые сторонами обязательства.

На все это г-н Балушкин ответил: «Предадим письма огласке, если нас заставит ситуация». Что в официальном письме из министерства, проходящем обязательные процедуры регистрации по линии государственного документооборота, может быть такого криминального, что состоящая в переписке сторона грозит предать текст гласности? В общем, загадки, загадки, загадки…

ВСЕ НЕ СМОГЛИ

Поскольку практически все участники мероприятия интересовались темой непостроенного завода по покраске и сварке автомобилей, то она с того или иного ракурса поднималась в течение всей пресс-конференции. Из разрозненных и сбивчивых объяснений можно понять, что помешала инфляция.

Компания сильно просела на рынке после девальвации тенге, поскольку большую часть своих расходов, прежде всего по линии закупки оборудования, несет в валюте, а продает машины на внутреннем рынке в тенге. Цену автомобиля увеличить на уровень инфляции она не может, поскольку в таком случае пропадет конкурентоспособность.

В оправдание того, что форс-мажор достаточно серьезный и спутывающий карты любому инвестору, Анатолий Балушкин сослался на сюжет с правительством, которое не выполнило «Дорожную карту» как раз из-за девальвации тенге. По подсчетам спикера пресс-конференции получается, что если бы тенге не потерял по отношению к доллару из-за девальвации 2015 года и последующих ослаблений, то завод непременно бы построили, потому что в тенговом эквиваленте задуманные инвестиции были осуществлены полностью, но их элементарно не хватило. «Финансово мы выполнили свои обязательства», – считает он.

Другое объяснение провала лежит в плоскости масштабных планов и замыслов. Мол, если бы «Азия Авто» решила построить что-нибудь в духе алматинского автомобильного завода Нурлана Смагулова, где, по словам выступающего, «объем сварочных и покрасочных работ на спичечный коробок», то все обязательства компания непременно бы выполнила.

Правда, неизбежно возникает вопрос: зачем брать такие непомерные обязательства, ведь к предприятию Смагулова у МИИР претензий нет. Потому что в центре внимания находится фактор выполненных обязательств, а не масштаб взятых и планов громадье.

«Весь коллектив не смог справиться с той задачей, которую мы себе поставили», – признал г-н Балушкин.

Даже если не справились все, все равно есть те люди, которые принимали стратегические решения. Какого-нибудь слесаря или наладчика вряд ли спрашивали о том, какие объемы производства для «Азия Авто» он видит оптимальными в свете национальной и мировой экономической ситуации, а также состояния дел в отрасли. Поэтому топ-менеджменту компании не стоит так щедро делиться ответственностью с рядовыми сотрудниками предприятия.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВИРАЖИ

Анатолий Балушкин не то печалится, не то гордится тем, что с институтами развития Казахстана у него по различным причинам сотрудничества не получилось, Как результат, инвестиционных денег от государства тоже нет – все частное из коммерческих кредитов (а значит и более обременительное в финансовом плане).

В ноябре компания получила одобрение кредитного комитета банка из Санкт-Петербурга и осталось только оформить соглашение с правительством, после чего российские банкиры перечислят деньги на приобретение оборудования, которое должно быть установлено в строящемся заводе. Но, по словам спикера, правительство компанию игнорирует и на связь не выходит.

Выступающему задали вопрос, почему холдинг остановил сборку автомобилей, ведь чиновники не запретили заводу производственную деятельность, а только временно отозвали льготы. «Мы встали, потому что теперь неконкурентоспособны», – ответил г-н Балушкин. «Мы получали льготы от правительства, чтобы предоставить дешевый автомобиль для масс», – объяснил изначальный расклад бизнесмен. В дешевом автомобиле фактор утилизационного сбора достигает почти одной трети цены, что однозначно много. При этом по мере роста стоимости авто сумма утилизационного сбора еще больше увеличивается.

Если вернуться к теме сдачи завода в эксплуатацию, то Анатолий Балушкин заявляет, что по действующему договору с правительством окончательный срок 31 декабря 2020 года, и он еще не наступил.

«Я не знаю, что нам делать при ситуации, которая сложилась», – признал г-н Балушкин. Попутно он призывал к здравому смыслу, ведь на кону судьба большого коллектива. С июля месяца остановлена программа «народного автомобиля».

Однако вопросов без ответов реально получается много, даже слишком. Например, почему банк, готовый прокредитовать покупку производственного оборудования, появился только сейчас, когда отношения компании и правительства оказались уже сильно испорченными. Где все это было до апреля месяца?

Сдвиг сроков строительства хозяин холдинга «БИПЭК Авто – Азия Авто» объясняет то девальвацией тенге, то коронавирусом, то необходимостью технической экспертизы, то проблемами с отводом земли под новые производственные корпуса, то кознями конкурентов, то невысокими доходами компании, поскольку она вынуждена держать максимально низкую цену. Все вещи вроде как объективные, но ведь и правительство, похоже, такие обстоятельства учитывает. В противном случае льготы у автозавода забрали бы еще в 2017 году, когда обещанные мощности по сварке и покраске должны были вступить в строй по первому соглашению.

При этом тут же спикер напомнил, что в Казахстане бизнесу автомобильного профиля трудно работать, потому что всего три мегаполиса на республику. Дескать, в соседней России «АвтоВАЗ» часто не заходит в города с трехсоттысячным населением, ибо в восприятии тамошнего менеджмента это слишком маленький рынок. Таким образом, согласно очередной интерпретации Балушкина – во всем виноват рынок, он слишком мал и незначителен.

Поверить в то, что Анатолий Балушкин за все хорошее против всего плохого мешает уход от вопросов, где журналисты просили расставить точки над «и» в важных для понимания ситуации деталях. Демонизация правительства тоже получалась слишком вычурная и лубочная одновременно. А вот в то, что проблема реально существует и находится в самой компании «Азия Авто» – в это верится.

Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Инфраструктурные ведомостиИнфраструктурные ведомости
Поделиться2547Поделиться319Отправить
Предыдущий запись

Нефте-колонка или нефте-колония?

Следующая запись

Как реформировать «неповоротливый» БРК?

Следующая запись
Как реформировать «неповоротливый» БРК?

Как реформировать «неповоротливый» БРК?

Хитрый, но неумный

Хитрый, но неумный

Противоядие от кризиса

Противоядие от кризиса

Перспективы развития района Магжана Жумабаева

Перспективы развития района Магжана Жумабаева

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти