Почему авто-магнат, впервые за все время своих неудач снизошедший до общения со СМИ, производил скорее жалостливое, чем грозное впечатление.
Хозяин компаний «БИПЭК Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин дал внушительную по времени пресс-конференцию, чтобы осветить свою версию противостояния между ним и государством. Если не задавать вопросы «вглубь», то не для посвященного слушателя она получается внешне правдоподобной. А вот когда такие вопросы следовали, то бизнесмен уклонялся от четких ответов, дабы не поломать линию защиты.
ГЛАВНОЕ ЗА КАДРОМ
Анатолий Балушкин уделил журналистам и блогерам почти полтора часа своего времени. Для человека, которого не часто встретишь общающимся с прессой – это почти свершение. Как заметил Штирлиц в художественном фильме «Семнадцать мгновений весны», лучше всего запоминается последняя фраза. В нашем случае последним вопросом стал: «Почему не построили завод?»
Предприниматель сослался на то, что пресс-конференция идет уже долго, а чтобы все четко объяснить, потребуется минут двадцать, поэтому предложил источники, из которых желающие все могут подробно узнать. Но ведь вопрос потому и возник, что после часа с большим хвостиком времени ни люди в зале, ни те, кто участвовал в мероприятии по видеосвязи, так и не услышали внятного ответа о причинах возникшей ситуации, грозящей закрытием крупнейшего автосборочного предприятия в Казахстане.
Похожей получилась и ситуация с апрельским письмом-уведомлением из Министерства индустрии и инфраструктурного развития. По информации из МИИР, оно в данном письме не заявляло о том, что преференционные выплаты для «Азия Авто» будут прекращены прямо сейчас, а сообщало о необходимости подписать отчеты о проделанной работе и о том, как соблюдаются принятые сторонами обязательства.
На все это г-н Балушкин ответил: «Предадим письма огласке, если нас заставит ситуация». Что в официальном письме из министерства, проходящем обязательные процедуры регистрации по линии государственного документооборота, может быть такого криминального, что состоящая в переписке сторона грозит предать текст гласности? В общем, загадки, загадки, загадки…
ВСЕ НЕ СМОГЛИ
Поскольку практически все участники мероприятия интересовались темой непостроенного завода по покраске и сварке автомобилей, то она с того или иного ракурса поднималась в течение всей пресс-конференции. Из разрозненных и сбивчивых объяснений можно понять, что помешала инфляция.
Компания сильно просела на рынке после девальвации тенге, поскольку большую часть своих расходов, прежде всего по линии закупки оборудования, несет в валюте, а продает машины на внутреннем рынке в тенге. Цену автомобиля увеличить на уровень инфляции она не может, поскольку в таком случае пропадет конкурентоспособность.
В оправдание того, что форс-мажор достаточно серьезный и спутывающий карты любому инвестору, Анатолий Балушкин сослался на сюжет с правительством, которое не выполнило «Дорожную карту» как раз из-за девальвации тенге. По подсчетам спикера пресс-конференции получается, что если бы тенге не потерял по отношению к доллару из-за девальвации 2015 года и последующих ослаблений, то завод непременно бы построили, потому что в тенговом эквиваленте задуманные инвестиции были осуществлены полностью, но их элементарно не хватило. «Финансово мы выполнили свои обязательства», – считает он.
Другое объяснение провала лежит в плоскости масштабных планов и замыслов. Мол, если бы «Азия Авто» решила построить что-нибудь в духе алматинского автомобильного завода Нурлана Смагулова, где, по словам выступающего, «объем сварочных и покрасочных работ на спичечный коробок», то все обязательства компания непременно бы выполнила.
Правда, неизбежно возникает вопрос: зачем брать такие непомерные обязательства, ведь к предприятию Смагулова у МИИР претензий нет. Потому что в центре внимания находится фактор выполненных обязательств, а не масштаб взятых и планов громадье.
«Весь коллектив не смог справиться с той задачей, которую мы себе поставили», – признал г-н Балушкин.
Даже если не справились все, все равно есть те люди, которые принимали стратегические решения. Какого-нибудь слесаря или наладчика вряд ли спрашивали о том, какие объемы производства для «Азия Авто» он видит оптимальными в свете национальной и мировой экономической ситуации, а также состояния дел в отрасли. Поэтому топ-менеджменту компании не стоит так щедро делиться ответственностью с рядовыми сотрудниками предприятия.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВИРАЖИ
Анатолий Балушкин не то печалится, не то гордится тем, что с институтами развития Казахстана у него по различным причинам сотрудничества не получилось, Как результат, инвестиционных денег от государства тоже нет – все частное из коммерческих кредитов (а значит и более обременительное в финансовом плане).
В ноябре компания получила одобрение кредитного комитета банка из Санкт-Петербурга и осталось только оформить соглашение с правительством, после чего российские банкиры перечислят деньги на приобретение оборудования, которое должно быть установлено в строящемся заводе. Но, по словам спикера, правительство компанию игнорирует и на связь не выходит.
Выступающему задали вопрос, почему холдинг остановил сборку автомобилей, ведь чиновники не запретили заводу производственную деятельность, а только временно отозвали льготы. «Мы встали, потому что теперь неконкурентоспособны», – ответил г-н Балушкин. «Мы получали льготы от правительства, чтобы предоставить дешевый автомобиль для масс», – объяснил изначальный расклад бизнесмен. В дешевом автомобиле фактор утилизационного сбора достигает почти одной трети цены, что однозначно много. При этом по мере роста стоимости авто сумма утилизационного сбора еще больше увеличивается.
Если вернуться к теме сдачи завода в эксплуатацию, то Анатолий Балушкин заявляет, что по действующему договору с правительством окончательный срок 31 декабря 2020 года, и он еще не наступил.
«Я не знаю, что нам делать при ситуации, которая сложилась», – признал г-н Балушкин. Попутно он призывал к здравому смыслу, ведь на кону судьба большого коллектива. С июля месяца остановлена программа «народного автомобиля».
Однако вопросов без ответов реально получается много, даже слишком. Например, почему банк, готовый прокредитовать покупку производственного оборудования, появился только сейчас, когда отношения компании и правительства оказались уже сильно испорченными. Где все это было до апреля месяца?
Сдвиг сроков строительства хозяин холдинга «БИПЭК Авто – Азия Авто» объясняет то девальвацией тенге, то коронавирусом, то необходимостью технической экспертизы, то проблемами с отводом земли под новые производственные корпуса, то кознями конкурентов, то невысокими доходами компании, поскольку она вынуждена держать максимально низкую цену. Все вещи вроде как объективные, но ведь и правительство, похоже, такие обстоятельства учитывает. В противном случае льготы у автозавода забрали бы еще в 2017 году, когда обещанные мощности по сварке и покраске должны были вступить в строй по первому соглашению.
При этом тут же спикер напомнил, что в Казахстане бизнесу автомобильного профиля трудно работать, потому что всего три мегаполиса на республику. Дескать, в соседней России «АвтоВАЗ» часто не заходит в города с трехсоттысячным населением, ибо в восприятии тамошнего менеджмента это слишком маленький рынок. Таким образом, согласно очередной интерпретации Балушкина – во всем виноват рынок, он слишком мал и незначителен.
Поверить в то, что Анатолий Балушкин за все хорошее против всего плохого мешает уход от вопросов, где журналисты просили расставить точки над «и» в важных для понимания ситуации деталях. Демонизация правительства тоже получалась слишком вычурная и лубочная одновременно. А вот в то, что проблема реально существует и находится в самой компании «Азия Авто» – в это верится.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости