Президенту следует превратить ЕНПФ в банк и потратить деньги внутри страны.
Итак, уже к 15 мая правительство, вместе с Администрацией президента и Нацпалатой «Атамекен» должны представить главе государства программу, основанную на новом экономическом курсе и глубоких, возможно, радикальных, реформах.
И представят, разумеется – неисполнение недопустимо. А вот чем таким радикально новым смогут наполнить очередную программу структуры, сформированные до сих пор действующим экономическим курсом, и полностью погруженные в него, это вопрос.
И для них самих, и для нас, заинтересованно наблюдающих за происходящим со стороны.
Возможно, за основу решительного поворота будет взят разворот на 180 градусов формулы: государство помогает бизнесу, чтобы бизнес поддержал население.
И теперь это будет выглядеть так: государство помогает населению, чтобы оно поддержало бизнес. Во всяком случае, экспертные намеки в СМИ, что переориентация на такую расстановку приоритетов уже началась, и это и будет новой правительственной политикой, звучат вполне явственно.
Да и самые первые шаги президента Токаева – прощение банковских задолженностей наименее обеспеченным заемщикам, расширение АСП, задание правительству проработать возможность использования пенсионных накоплений на обзаведение жильем и образование, планы повышения прожиточного минимума, … тоже ведут в эту сторону.
ДОБРОВОЛЬНЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ
Не настаиваю, что угадал полностью, но в любом случае это хороший повод самим порассуждать, а на что, в самом деле, стоило бы опереть новый экономический курс.
С одной стороны, идея развивать производство «простых вещей» через повышение платежеспособности населения выглядит политически симпатично и экономически верно. Спросите руководство «Атамекена», оно подтвердит: главная проблема бизнеса в Казахстане – отсутствие спроса, и только за этим уже идут дороговизна кредитов, налоги, проверки, тарифы и прочее.
Комитет по статистике благоразумно воздерживается от публикации сведений, насколько процентов загружены работающие не на внешний, а на внутренний рынок производственные мощности, но мы не ошибемся, если скажем, что на меньшую половину. Вот, например, мы вопрос изучали и знаем, что сборка автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники обеспечена сбытом, хорошо, если на четверть возможностей.
А будь достаточный спрос – предприятия быстро нарастили бы и располагаемые мощности, втянули бы туда мающихся без дела и хороших заработков 3-4 миллиона «самозанятых». Одно только строительство легко могло бы удвоить объемы. Красивая и комплексная идея, правда?
С другой стороны, это будет не решение, а еще более непроизводительное расходование и без того не слишком больших возможностей государственной поддержки. Тот самый случай, когда от перестановки слагаемых сумма сильно уменьшится.
Да, мы хорошо знаем, как «пилится» бюджет и государственные субсидии по аграрным и всем прочим программам поддержки бизнеса, но попробуй направить денежку непосредственно гражданам-покупателям … как минимум две трети будут заранее и гарантированно потрачены впустую. Не для потребителей, но для экономического развития страны. По той фундаментальной причине, что как минимум две трети даже самых простых потребных казахстанцам вещей … иностранного производства. Если не полного, то с достаточной долей импортных составляющих.
И вообще: прежде чем приступить к поиску решения всех перечисленных президентом на расширенном заседании правительства 24 января проблем, надо уяснить одну базовую истину: как минимум две трети экономики Казахстана – чужие. В буквальном и во всех остальных смыслах: основные производственные мощности находятся в иностранной собственности и работают не на внутренний, а на внешний интерес.
Так, две трети заводимой в страну экспортной валютной выручки уходят обратно на затраты по импорту, две трети которого – это обеспечение того же сырьевого экспорта.
Три четверти инвестиций в основной капитал – иностранные, и идут на закрепление и расширение «вывозной» модели. Три четверти накапливаемого Казахстаном внешнего долга набирают даже не местные банки, а казахстанские дочки транснациональных компаний, относящиеся, само собой, к «вывозной» экономике. Банки же еще с 2009 года отлучены от внешнего фондирования и держатся за счет госвливаний и искусственной поддержки Нацбанка.
Далее, создаваемые самим Казахстаном валютные запасы неизменно в два раза отстают от создаваемой нашими же «финансистами» внешней задолженности перед кредиторами и иностранными инвесторами, и при этом вилка между доходностью валютных запасов Казахстана и внешних валютных обязательств примерно четверная, и не в нашу пользу: если доходы от золото-валютных резервов Нацбанка и Нацфонда хорошо, если компенсируют инфляцию самого доллара, то стоимость обслуживания внешнего долга и вывоз иностранными инвесторами доходов на свои вложения в несколько раз выше.
Наконец, экспортно-сырьевая модель, со всем госаппаратом, «бюджетниками», силовиками, посредниками и разводящими обеспечивает постоянной и более-менее хорошо оплачиваемой работой не более трети всего взрослого населения, и еще одна треть худо-бедно устроена на обслуживающей периферии, однако еще как минимум одна треть работоспособных казахстанцев в нашей отнюдь не перенаселенной стране – «самозанятые», в соответствующей «вывозной» экономике структуре занятости им попросту нет места.
И еще надо хорошо уяснить, что плавающий курс национальной валюты, высокая базовая ставка Нацбанка, делающая неподъемным кредитование в тенге, возврат НДС сырьевым экспортерам, отсутствие мониторинга деятельности естественных монополий и непрозрачность тарифной политики – это все не универсальные каноны рыночной экономики «как во всем мире», а целевые решения, диктуемые извне и реализуемые правительством и Нацбанком исключительно в интересах «вывозной» экономики, подавляющие любое не интересующее внешний рынок развитие.
Нет, слово «колониализм» употреблять не стоит, оно осталось в прошлом и позапрошлом веках, иностранной оккупацией наше сегодняшнее положение тоже не назовешь, все организовано практически своими силами. Точно также нефтедобывающие предприятия и металлургические комплексы – они не враги казахстанцам, они наши кормильцы. И банки, не кредитующие экономику, а высасывающие государственный ресурс, тоже часть нашего экономического организма.
КРУГОВОРОТ ДЕНЕГ В ТОКАЕВСКОЙ РЕФОРМЕ
Поэтому новый экономический курс, — если вдруг в Администрации попытаются прокладывать его всерьез, должен идти, нет, не против сырьевых экспортеров и коммерческих банков, но – не через них. Плацдарм нового экономического курса, это та примерно третья часть национальной экономики, которая ориентирована на внутренний рынок и на нужды населения – вот ее и необходимо методично укреплять и расширять.
За счет каких ресурсов?
Уменьшение доли «вывозной» экономики в пользу внутренней – это долговременная стратегическая задача и шансы на нее дает только переход в евразийский формат, об этом мы уже говорили, здесь только повторим. А к чему можно и возможно приступить уже сейчас?
К решению основной проблемы – отсутствию ресурсов для несырьевого развития. Пока все упирается в замкнутый круг: средства на программы господдержки выделяет государство, их недостаточно, распределение же вообще не выдерживает критики. Однако, адресовать деньги сразу населению, — мы это уже сказали, значит поддерживать, в основном, чужого производителя.
Выходит, не обойтись без выстраивания целевых каналов, по которым государство могло бы направлять ресурсы развития адресно туда, где это развитие необходимо.
И тут два параллельных направления: через бизнес и через население. На первом направлении должны найти свое место, наконец, «Самрук-Казына», «Байтерек» и другие «институты развития». Концентрация госсобственности и госуправления в бизнесе имеет смысл, если эти структуры решают поставленные государством же задачи эквивалентных масштабов и важности.
Пока же получается так, что администрирование сконцентрировано предельно, тогда как составление и исполнение государственных и правительственных программ сплошь разобщено и летит вообще мимо такой управленческой концентрации. И сколько ни ругай президент квазигоссектор, пока он не будет подведен под единый Госплан – толку не будет.
Но это – отдельная тема.
А вот организовать ранее в наших краях небывалое и вообще немыслимое — включение в инвестиционный процесс населения – сейчас было бы в самый раз! Особенно, на фоне поставленной президентом задачи проработать вопросы пенсионной системы, объединения фондов соцзащиты, медицинского страхования и ЕНПФ, и использования части пенсионных накоплений для приобретения жилья и образования, вокруг чего уже вспыхнул весьма показательный конфликт.
А именно: советник президента сделал публичное заявление о выходе из рабочей группы, мотивировав это тем, что присутствие в ней нынешнего и бывшего министров труда и социальной защиты делает поручение президента не выполняемым. Заметим, что президент от услуг советника не отказался, а требование отставки министра тоже повисло в воздухе.
При этом конфликт разгорелся вокруг возможности применения в Казахстане сингапурской пенсионной модели, полностью накопительной, непримиримое же разногласие уперлось фактически лишь в определение той, заведомо ограниченной части вкладчиков, которым можно разрешить использовать накопления.
Между тем, у нас, по прошествии уже более двадцати лет существования накопительной системы, на нее перешло менее 9 % всех пенсионных выплат, тогда как более 91 % всей пенсионной нагрузки (данные по 2019 году) по-прежнему остаются за бюджетом, то есть за солидарной системой.
Выходит, спор о Сингапуре вообще не про нас, наше же решение получается простым и эффективным. Поскольку солидарная часть пенсионного обеспечения на всю обозримую перспективу остается основной, на нее и следует возложить базовую достаточность пенсий, и тогда накопительная часть – по обязательным и добровольным взносам вообще может не лимитироваться и стать универсальной социальной, включая и медицинскую часть, страховкой гражданина, сопровождающей его и его детей от самого рождения. А заодно – и инвестиционным ресурсом, адресно направляемым на решение наиболее актуальных и для внутренней экономики в целом, и для граждан, задач.
Представьте, будет так: вкладчики ЕНПФ получают не просто государственные гарантии на защиту от инфляции, как ныне, а гарантированную ежегодную доходность, причем даже выше, чем на коммерческих депозитах. И при этом на добровольную, сверх обязательных взносов, часть накоплений начисляются дополнительные государственные бонусы. Это, само собой, во-первых, вытянет из тени значительную часть заработков, во-вторых, перетянет в систему ЕНПФ банковские вклады населения.
При этом любой вкладчик будет иметь право использовать определенную часть накоплений на приобретение жилья, получение образования, а также и, например, определенные виды лечения, но – только у себя в стране. Другими словами – на все те определенные государством направления внутренней экономики, которые работают на удовлетворение базовых социальных потребностей населения и нуждаются в расширении спроса и инвестициях в развитие.
Что важно: в такой выглядящей совершенно фантастически (государство доплачивает людям за их накопления!) схеме как раз дополнительных затрат государственных ресурсов не потребуется. Достаточно только направлять в ЕНПФ и расписывать по индивидуальным накопительным счетам вкладчиков определенную часть тех средств, которые и без этого инвестируются в экономику через бюджет, через государственные институты развития и через Национальный фонд.
Так, транш из Нацфонда в бюджет на нынешний 2020 год – 2,7 трлн. тенге, и эта гигантская, казалось бы, сумма существенно меньше, чем затраты бюджета на то же самое строительство, коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. И, согласитесь, если гражданин, своими глазами наблюдающий, как на накопительных счетах его самого и его детей копятся трудовые взносы, пополняемые государственными бонусами, решит все-таки потратить часть на улучшение жилищных условий, он сделает это самым экономным для себя и строительных застройщиков образом.
Поэтому достаточно государству выверенно определить разрешенные направления и лимиты расходования – по ним и пойдут искомые целевые инвестиции, непосредственно от населения. И при этом все не расходуемые накопления, хотя и расписанные по индивидуальным счетам вкладчиков, тоже остаются прямым инвестиционным ресурсом государства, используемым через превращенный в инвестиционный банк ЕНПФ.
Вкладывать же их надо не в долговые обязательства Минфина, как делается ныне, а в те требующие инвестиций направления внутренней экономики, из которых государство всегда сможет их извлечь для расчетов с будущими пенсионерами, когда подойдет их время.
Сфер же таких – много. Во-первых, это вся та инфраструктура, дорожно-транспортная и иная, которая все равно ежегодно финансируется из бюджета.
Во-вторых, это электроэнергетика, ЖКХ, трубопроводный и железнодорожный транспорт, находящиеся под государственным тарифным контролем. Через тарифы такие инвестиции гарантированно возвращаются, а заодно можно будет решить и еще одну актуальную проблему – сделать тарифную политику прозрачной.
Таким образом и можно будет организовать адресно работающую схему: государство поддерживает граждан, граждане поддерживают бизнес.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: РЕСУРС ДЛЯ ВЛАСТИ
Согласен, выглядит нереализуемой фантастикой, а почему, собственно? С точки зрения балансирования денежных потоков – все реально, организационно тоже решается. Единственное и, действительно, непреодолимое препятствие – сопротивление всех звеньев, участников и бенефициаров нынешнего прокручивания пенсионных накоплений, от правительственных чиновников и до коммерческих банков.
Но не зря же президент сказал, что реформы придется делать через колено. Зато представьте, если вдруг осуществится и люди массово получат возможность решать жилищные вопросы, строительная отрасль получит удвоение инвестиций, университеты и больницы тоже не останутся в стороне. Это какой же ресурс поддержки сможет получить добившаяся такого власть!
Петр СВОИК
Автор:
Экономические ведомости