Стратегия США в отношении Центральной Азии: «Главное не экономика, а идеология».
Совсем недавно состоялось турне государственного секретаря США Майка Помпео по странам бывшего СССР. Сначала он посетил Украину и Беларусь, затем высокопоставленный чиновник Госдепартамента отправился в Центральную Азию – Казахстан и Узбекистан.
В Ташкенте Помпео принял участие в заседании стран-участников формата «С5+1» — некоем дискуссионном клубе для проведения регулярных встреч и консультаций между центрально-азиатскими странами и Соединенными Штатами для обсуждения наиболее важных проблем, касающихся регионального развития и двухсторонних отношений с США.
С5+1: КОГДА ШЕСТОЙ НЕ ЛИШНИЙ
Для Вашингтона очередным, вслед за «Новым шелковым путем» и «Большой Центральной Азией», проектом установления своего влияния стал формат «С5+1», который был запущен в 2015 году в ходе турне по странам ЦА госсекретаря США Джона Керри.
Знаменательно, что Керри был первым госсекретарем США, который посетил сразу все страны Центральной Азии. Это показывает, какое важное значение США придали новому проекту «С5+1», который позволял найти новую институциональную базу для усиления своего влияния в регионе и проверить на прочность позиции основных конкурентов в лице КНР и РФ.
Таким образом, впервые американцы разработали такую структуру, которая затрагивала только пять республик Центральной Азии, без их привязки к Афганистану или Пакистану.
Поэтому данный формат стал единственным из ныне существующих проектов, объединяющий весь центрально-азиатской регион, так как ОДКБ, ЕАЭС, ШОС не объединяют собой все государства ЦА.
По итогам визита Помпео в Центральную Азию можно сделать следующие выводы.
Во-первых, Вашингтон и дальше будет стремиться сохранять свое влияние в регионе, используя формат «С5+1» и двухсторонние отношения.
Во-вторых, для США важно не допустить дальнейшее усиление позиций России и Китая в ЦА. При этом, главным конкурентом для администрации Дональда Трампа видится Пекин, поэтому неслучайно Помпео промолвился о необходимости поддержки мусульман в Китае.
Есть основания полагать, что Вашингтон будет разыгрывать карту антикитайских настроений, которые присутствуют в значительной степени у населения стран ЦА.
Не забывает Госдепартамент и о «российской угрозе»: в Ташкенте Помпео предостерегал о поспешности вступления Узбекистана в ЕАЭС, а в качестве альтернативы предлагал членство в ВТО.
Также пристальное внимание следует обратить на то, что в программе «С5+1» и обновленной стратегии США в отношении стран ЦА в качестве основных направлений для партнерства обозначаются экономические и торговые отношения, вопросы охраны окружающей среды, и обеспечение в целом безопасности в Центральной Азии.
Обычные для западных стран и институтов сферы – защита прав человека, демократизация и либерализация общества, поддержка гражданского общества, поддержка различных меньшинств (например, ЛГБТ), часто негативно воспринимаемые в традиционных и консервативных странах Центральной Азии, на первый взгляд, отошли на второстепенный план.
Вашингтон таким способом показывает желание осуществлять сотрудничество без оказания давления на правящие элиты, как это бывало часто прежде.
МЯГКАЯ СИЛА ВАШИНГТОНА
Почему же, несмотря на не очень большие объемы торговли, часто возникающие противоречия, например, в сфере защиты прав человека, географическую отдаленность и прочие факторы, Вашингтону удается поддерживать достаточно высокий уровень лояльности со стороны политических элит и пользоваться поддержкой определенных групп населения?
В первую очередь, благодаря эффективной политике, которая успешно реализуется в принципах так называемой «мягкой силы» — распространение своего влияния через культуру, образование и т.д.
Основным институциональным инструментом по продвижению американской «мягкой силы» во всем мире выступает созданное в 1961 году «Агентство по международному развитию» («United States Agency for International Development» – USAID).
В Центральной Азии Агентство начало работать с начала 1990-х годов. Свою миссию агентство видит в реализации программ по развитию рыночной экономики, преодолению бедности, распространению и поддержке демократии, гуманитарной помощи и социальной поддержке, борьбе с гендерной дискриминацией.
По данным USAID, к 2017 году в странах Центральной Азии осуществлялись 102 различных проекта, финансируемых этой организацией: в Кыргызстане – 28, в Таджикистане – 23, в Казахстане – 20, в Узбекистане – 17, в Туркменистане – 14.
Помимо поддержки многочисленных НПО и оппозиционных движений, особую роль играют проекты в образовательной сфере: так, в Кыргызстане одним из значимых проектов является программа по развитию созданного в 1993 году Американского университета в Центральной Азии (АУЦА), первого высшего учебного заведения в Центральной Азии, которое выдает аккредитованные американские степени в сфере гуманитарных наук.
Недекларированная цель работы АУЦА – воспитание будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии. В Казахстане, в свою очередь, динамично развивается проект «Назарбаев-Университета», который создан с привлечение ведущих университетов США и Европы.
Для студентов и школьников из стран Центральной Азии существует значительное количество образовательных программ, финансируемых правительством США: исследовательская программа стипендий Фулбрайта для специалистов с ученой степенью; магистерская/исследовательская программа стипендий Фулбрайта; программа Фулбрайт «Ассистент преподавателя иностранного языка» (FLTA) для преподавателей английского языка или студентов последних курсов; программа Хьюберта Хамфри для талантливых специалистов, работающих в государственных или частных учреждениях; программа школьного обмена (FLEX) – для учащихся средних школ из 11 постсоветских республик; Международная программа обмена студентов «Global UGRAD» и другие.
По данным ресурса «Open Doors», в 2018 году в США обучалось следующее количество студентов из стран Центральной Азии: из Казахстана – 1865, из Кыргызстана – 227, из Таджикистана – 222, из Туркменистана – 234 и из Узбекистана – 570.
Как мы видим из этих данных, проекты США направлены в первую очередь на образование и молодежь. Американские аналитики и стратеги отлично понимают, что легче завоевывать умы и сердца молодых людей, которые еще не успели «созреть» идеологически. Поэтому изучение английского языка, учеба в американских ВУЗах, усвоение западных принципов и стандартов жизни являются теми факторами, которые способствуют «американизации» населения не только стран ЦА, но и в глобальных масштабах.
Не стоит также забывать и об огромном значении, которое имеют символы американского образа жизни: Голливуд, «Макдональдс», «Кока-Кола», различные музыкальные направления (хип-хоп, рэп) и т.д. Все это приводит к ситуации, когда США, не прилагая больших усилий для экономического развития региона, получают значительную общественную поддержку, выгодно отличаясь в этом плане от своих конкурентов по борьбе за гегемонию в Центральной Азии.
РОССИЯ И КИТАЙ – МНОГО УСИЛИЙ, НО МАЛО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Что могут предложить Россия и Китай для продвижения своих интересов в регионе и противодействия конкурирующим проектам «мягкой силы»?
Кремль, в первую очередь, делает ставку на политическую сферу (например, в рамках ОДКБ), экономическое сотрудничество (ЕАЭС), а также общее культурно-историческое прошлое и настоящее (русский язык, победа в ВОВ).
Китай предпочитает иметь дело напрямую с правительствами стран ЦА, заключая с ними договора об инфраструктурных проектах и выдавая кредиты.
В последнее время, Москва и Пекин усилили свою активность и в гуманитарной сфере: Россия открывает филиалы своих ВУЗов в регионе, увеличивает грантовые квоты для студентов, отправляет учителей русского языка и литературы в ЦА, а Китай открывает центры Конфуция и устраивает туры по Поднебесной для экспертов и журналистов.
Тем не менее, если сравнивать эффективность и КПД проектов «мягкой силы» Кремля и Пекина с аналогичным проектом Вашингтона, то сравнение будет не в пользу первых.
Это можно наблюдать даже по росту антироссийских и антикитайских настроений в соцсетях и в виде различных митингов и протестов, хотя именно Россия и Китай являются в большинстве сфер основными партнерами центрально-азиатских республик.
Для сравнения: практически не встретишь упоминаний об антиамериканских выступлениях и митингах. Это говорит, во-первых, о высоком уровне работы Госдепартамента с общественностью и умением влиять на настроения масс.
Во-вторых, о необходимости России и Китаю учится у США работать с «мягкой силой». Российские организации и институты (Россотрудничество, Фонд Горчакова, посольства РФ в странах ЦА и прочие) пытаются работать по западным стандартам, проводя различные медиашколы, встречи молодежных лидеров и т.д., но часто одним мероприятием это и ограничивается, в отличие от американских организаций, которые могут «вести» перспективного молодого человека от школы до получения степени доктора.
Китай в этом плане уступает даже России, поэтому Москве и Пекину необходимо усилить и улучшить свою политику в сфере «мягкой силы», если они хотят ослабить позиции Вашингтона в Центральной Азии.
Алибек ТУСУПБЕКОВ
Автор:
Международные ведомости