Казахстанская повестка: итоги января.
На днях президент Токаев и премьер-министр Мамин озаботились негативным влиянием атипичной пневмонии на социально-экономическую ситуацию в стране. Нефть упала, тенге ослабел, а цены пошли вверх. И, к сожалению, афтешоки коронавируса, не первая настораживающая новость в только наступившем году. Февраль укрепил мнение, что год будет сложным. Это ожидание, в свою очередь, стало складываться еще в первый месяц года, который внес ощутимые коррективы в казахстанскую повестку.
РОТАЦИЯ В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В начале года состоялась смена в Совете Безопасности – Калмуханбет Касымов заменен на Асета Исекешева.
С учетом политической значимости Совбеза, являющимся одним из ключевых институтов по транзиту власти, произведенная рокировка с одной стороны, корректирует расклады в табеле о рангах, с другой, придает транзиту дополнительные краски.
В частности, с приходом в Совет Безопасности Асета Исекешева, который позиционирует себя политиком нового типа, Совбез уже стал играть более заметную роль. Сложно сказать, будет ли Совет Безопасности политически утяжеляться, но карьерная кривая самого Исекешева продолжает рост.
В свою очередь, Калмуханбет Касымов находится на нисходящем тренде своей политической карьеры и в этом году должен достичь пенсионного возраста. Вместе с тем его сохраняющаяся востребованность свидетельствует об актуальности вопросов доверия на политическом Олимпе и «близости к телу».
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕКИХ РЕФОРМ
Действующее правительство, ведомое Аскаром Маминым, подтвердило мандат доверия.
Следующий контрольный замер – май, тогда должен быть представлен План экономических реформ.
До этого момента президент Токаев поставил на паузу дискуссию о смене правительства.
Но при этом актуализировал проблему эффективности госаппарата и перезагрузки экономической политики.
Вместе с тем, в пульт управления возможно будет «вшита» дополнительная «кнопка».
Пока она называется Центром анализа и мониторинга социально-экономических реформ при президентской администрации, но в перспективе может трансформироваться в Агентство по реформам.
И если такая имплантация состоится, то аппаратные и политические возможности президента Токаева существенно повысятся.
МЕЖЭЛИТНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Первый месяц года запомнился обострением межэлитных противоречий, после которых ряды «сбитых летчиков» ощутимо пополнились.
Самыми громкими «хлопками» стали задержания: акима Павлодарской области Бакауова, главы столичного района Байконыр, председателя Бостандыкского райсуда и экс-акима Алатауского района Алматы.
В частности, Бакауов стал первым руководителем региона задержанным и арестованным в должности.
Второй был задержан накануне захода своего непосредственного шефа – столичного градоначальника Кульгинова – на прием к президенту Токаеву.
Но главным индикатором внутриэлитной конфликтности стала мощная информационная атака на спикера сената. В сухом остатке – противоречия в политическом истеблишменте обостряются, что существенно повышает ставки в транзите власти.
НАЗНАЧЕНИЕ ПОСЛА В РОССИЮ
После затянувшей паузы назначен глава дипмиссии в России. Им стал Ермек Кошербаев.
В его дипломатической карьере это первая посольская должность и третья позиция после возвращения на внешнеполитический трек.
На фоне предшественников он, безусловно, проигрывает как по узнаваемости, так и по аппаратному весу. Но эти условные минусы новый посол перекрывает политическим доверием.
Мобилизация Кошербаева в Москву, показывает, что Нур-Султану на этой позиции требуется доверенный человек, что опять-таки подчеркивает особый характер казахстано-российских отношений.
Бауыржан ТОЛЕГЕНОВ
Автор:
Исторические ведомости