2020 – насыщенный год состоявшегося президента
Ушедший год стал первым, который Касым-Жомарт Токаев отработал от звонка до звонка в качестве главы государства. 2020-ый был очень непростым и полным стресс-тестов. Президент Казахстана прошел его вполне достойно, хотя многие решения приходилось принимать с колес либо в тумане неопределенности.
КОРОНАВИРУС
Пандемия COVID-19 кардинально расширила знания среднего казахстанца о вирусах и коронавирусах. С данным видом «черных лебедей» Казахстан в своей истории не сталкивался, из-за чего массу вещей пришлось делать без апелляции к прецедентам, ибо их не имелось как таковых. Республике пришлось попробовать себя в карантинах, локдаунах, масочных режимах, социальных дистанциях и прочих ограничениях, которые для ряда направлений бизнеса не исчезли и сегодня.
Президент Токаев показал себя активным управленцем и государственным деятелем. К примеру, обрушившийся на страну дефицит лекарств обнажил массу проблем в работе «СК-Фармация», отвечающей за снабжение страны медицинскими средствами. Глава государства в ручном режиме упростил многие процедуры в работе данной структуры, дабы лекарства поступали в Казахстан в максимально сжатые сроки.
Чтобы бюрократический аппарат быстрее осознавал веяния времени, Берик Шарип – теперь уже экс-глава ТОО «СК-Фармация» – был арестован и передан под суд. Президент поменял министра здравоохранения, после чего делами экс-министра Елжана Биртанова занялась Фемида.
Находящееся на карантине население Казахстана впервые в своей истории получило от государства массовые выплаты минимальной заработной платы в размере 42500 тенге из-за вынужденной потери работы и доходов. Поначалу все было карикатурно и чиновники обставили получение пособия многочисленными справками и условиями. Потом лично вмешался Касым-Жомарт Токаев и процедуру предельно упростили. При получении повторных выплат по 42500 тенге многие граждане вообще никаких действий не осуществляли – им были начислены деньги автоматически.
Несмотря на экстренную ситуацию в мировом масштабе, республика смогла в короткие сроки нарастить потенциал своей системы здравоохранения. Действующим медицинским работникам были начислены специальные надбавки за работу в чрезвычайных и опасных условиях, существенно расширен парк карет «скорой помощи» и их техническое оснащение, даже участковые врачи стали приходить на вызовы с приборами для измерения сатурации (количество кислорода в крови). Для преодоления пандемии активно привлекались старшекурсники медицинских вузов и врачи-ординаторы.
В информационном пространстве прошла масса информации о проблемах в сфере здравоохранения от дефицита кислорода и до развала санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), но если мы сравним итоговые результаты Республики Казахстан с Италией, Испанией, Францией, Великобританией или США, то нам однозначно есть чем гордиться.
После того, как глава государства четко ввел вопросы здравоохранения и медицины в приоритетные цели и задачи органов государственного управления, каждый аким области или крупного города считает своим долгом отчитаться о достигнутых результатах на данном направлении работы. Новые медицинские корпуса строятся, врачи обеспечиваются жильем и в очередной раз приходит осознание важности политической воли и последовательности при ее реализации.
РЕФОРМЫ
С момента своего появления во главе Казахстана президент Токаев заявил о курсе на реформы в различных сферах казахстанской жизни. Многие из них однозначно идут, хотя люди к хорошему привыкают быстро, воспринимают все это как само собой разумеющееся и требуют дальнейшего прогресса.
Клевета перестала наказываться лишением свободы – теперь не суровее штрафов.
Журналисты и блогеры теперь запросто используют в своих материалах определения «Ак Орда» (аппарат Президента) и «Библиотека» (канцелярия Елбасы), хотя в дотокаевскую эпоху представить нечто подобное было сложно.
Созданный президентом Национальный совет общественного доверия (НСОД) сильно оживил общественно-политическую повестку государства и перенес важные для жизни страны вопросы в сферу взаимодействия между экспертным сообществом и органами государственного управления.
И пусть к концу года первоначальную энергию НСОД подрастерял, ряд его членов попал в Мажилис по спискам партии «Нур Отан». Это Канат Нуров, Айдос Сарым, Берик Абдигалиулы, Ерлан Саиров, Бекболат Тлеухан и Бахытбек Смагул.
Если мы посмотрим на высказывания Касым-Жомарта Токаева накануне и в период проведения выборов в Мажилис и маслихаты, то можно понять, что он ждал от завершившегося на днях электорального процесса несколько иных результатов.
Однако президент не в одиночку проводит генеральную политическую линию страны. 10 января 2021 года охранительные силы показали свою приверженность консервативной стратегии и отсекли от нижней палаты парламента свежие политические объединения. Как говорится, что вышло – то вышло, но главе государства за прогрессивную попытку спасибо.
Президент Токаев активно формирует свой кадровый резерв с прозрачными и понятными критериями отбора в него. К сожалению, сама структура государственного устройства в Казахстане такова, что не предполагает большого числа интересных и важных позиций, на которых глава государства мог бы широко развернуться со своими назначенцами.
Однако как раз поэтому очень важно, чтобы все эти должности занимали компетентные, работоспособные, стрессоустойчивые управленцы с правильной шкалой жизненных ценностей. В конце концов, главное богатство любого государства и любой организации – это люди.
Как бы то ни было, но именно Касым-Жомарт Токаев впервые назначил женщину акимом области. Первой ласточкой стала Гульшара Абдыкаликова во главе Кызылординской области. Если судить по публикуемым рейтингам акимов, то не все у нее идет гладко, да и область во многих отношениях сложная. Вместе с тем видно, что г-жа Абдыкаликова старается, а деятельная поддержка со стороны президента сохраняется. В конце концов, здесь они взаимно заинтересованы в успехе.
Креатурой главы государства принято считать Багдата Мусина, министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. В его карьере есть работа в АО «Казпочта», где нынешний министр достиг поразительных результатов. Сегодня для отправки посылки в какой-нибудь отдаленный аул Казахстана пользоваться услугами «Казпочты» дешевле и эффективнее (быстрее доходит до адресата), чем такими признанными мировыми курьерскими службами, как DHL или Pony Express. К тому же отечественная почтовая служба реально покрывает всю территорию страны.
Наполеону приписывается фраза, что революция – это десять тысяч вакансий сразу. Поскольку Касым-Жомарт Токаев сознательно идет эволюционной дорогой, у него таких возможностей по продвижению своих кадров просто нет. Однако здесь есть и свои плюсы: при большой скамейке запасных имеется возможность качественного выбора при назначении кандидатов. Так что меритократия себя еще покажет.
КУРС
Президент Токаев – это противоположный полюс по отношению к мракобесам. Поэтому никого не удивляет, что глава государства поздравляет соотечественников с Днем космонавтики и положительно для истории страны оценивает значение Целины.
Президент четко осознает, что та же продовольственная безопасность не появляется из ничего и требует не только значительных усилий, но и определенных жертв. В идеале на минимальные жертвы хорошо получать максимальную отдачу.
Современный Казахстан является полем битвы разных векторов. Поэтому цифровизация и вестернизация – не единственные тренды на местных просторах. Есть еще архаизация (от отношения к женщинам до работы механизма «свой – чужой»), ползучая исламизация в ее негативных проявлениях, которые охватывают даже криминалитет.
Сильным и непростым вызовом для Касым-Жомарта Токаева стал дунганский погром в Кордайском районе, приведший к жертвам с обеих сторон. И хотя Жамбылская область быстро получила нового акима и новых главных полицейских чинов – конфликт нельзя считать исчерпанным.
Президент Токаев старается выйти победителем на поле сознания, из-за чего в своем прошлогоднем Послании львиную долю внимания уделил работе государственного аппарата. Акимам, министрам, полицейским, судьям, директорам квазигосударственного сектора он старается донести мысль о необходимости служить в первую очередь общественным и государственным интересам, тогда как коррупция – это не бонус за должность, а негативное и позорное явление.
В таком деле невозможно быстро достичь коренного перелома, но сам факт того, что глава государства методично, настойчиво и последовательно проводит в жизнь именно такую линию – заслуживает уважения.
В реальной жизни вещи и явления не могут быть полностью белыми и черными. Как на восточной эмблеме инь и ян в белом участке есть круг черного цвета, а в черном – белого, из разряда единства и борьбы противоположностей. Вот и падение мировых цен на нефть, лишившее государственную казну изрядной доли доходов, стало для президента мощным аргументом в пользу диверсификации экономики.
Сельская местность в 2020-ом году стала рассматриваться в первую очередь не как источник проблем и притока мигрантов в города, а в качестве обязательного звена при развитии агропромышленного комплекса, потому что никакой прогресс в АПК невозможен без сельских тружеников.
Прошедший год окончательно развеял опасения, будто Касым-Жомарт Токаев – это временная фигура в руководстве Казахстана, которая при первой удобной возможности передаст власть тому, на кого укажут. Сам формат проводимых в жизнь действий, которые возможны лишь при стайерской политической дистанции, уже характеризует многие вещи.
Президента Токаева нельзя назвать молодым политиком. Возможно, именно благодаря возрасту и накопленному разнообразному опыту он смотрит на многие вещи если не с точки зрения вечности, то как минимум из области стратегии. А стратегия не терпит суеты и истерик из-за неудач тактического плана. Здесь главное не ошибиться в фундаментальных вопросах. 2020-ый год показал, что стратегических просчетов у Касым-Жомарта Токаева не было.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости