Закрытие границ в период пандемии показало, что устойчивость к деглобализации показывают те страны, где большое количество цепочек с добавленной стоимостью находится внутри государственного контура. Теперь уже всем стало ясно, что усилия правительства Казахстана по восстановлению и диверсификации индустриальной мощи страны были не блажью, а осознанной необходимостью. Сегодня можно говорить о промежуточных результатах взятого курса.
НЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, А ГИПЕРИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Специалисты продолжают спорить о терминах на предмет того, какое общество сейчас стоит на дворе. Наиболее распространено определение «постиндустриальное», хотя сама индустрия никуда не делась, только принимает все более совершенные формы.
Гипериндустриализация сопровождается автоматизацией, капиталоемкостью и скачкообразным повышением производительности труда. Стало нормой жизни, когда новый молокозавод создает три десятка рабочих мест вместе с охранниками, менеджерами и бухгалтерами. Металлургические комбинаты, производящие по полмиллиона тонн проволоки в год, тоже обходятся десятками сотрудников, тогда как половину века назад их требовались многие сотни.
Программисты, разработчики компьютерных игр, дизайнеры и инвесторы с помощью компьютера не в состоянии заменить либо отменить продукты питания, одежду, электричество, водоснабжение, которые производятся в «старой» экономике. То есть, постиндустриальная экономика как целостность, а не отдельные ее представители, может полноценно существовать лишь на плечах экономики индустриальной.
Если индустриальные технологии и человеческий капитал развиваются в правильном направлении и поступательно, то индустриальные возможности со временем трансформируются в гипериндустриальные.
Сказки про то, что у Казахстана мало населения, как следствие маленький рынок, а значит нужно добывать сырье и на вырученные деньги закупать готовую продукцию на мировом рынке – утратили свою актуальность. Элементарно одноразовых масок в час «Х» не найдешь, если полагаться на такую стратегическую установку. В принципе, коронавирус и все то, что он с собой принес, довольно много фундаментальных вещей избавили от шелухи и тумана, тогда как миражи и муляжи получилось разглядеть вблизи и составить о них реальное представление.
Чтобы выжить в Казахстане, нужно обрабатывать землю, пользоваться транспортом для перемещения в пространстве, пусть даже это внутри одного населенного пункта, требуются вода и электричество, вывоз отходов и бытового мусора. Отдельные потребности связаны с образованием, лечением, культурным отдыхом, спортом и развлечениями. Все это требует специальной техники.
Когда речь идет о миллионах жителей государства, то и сопутствующих технических средств востребуется прилично. Если как можно больше из этого производить внутри страны, то производственные линии создают дополнительные мультипликаторы в социально-экономической сфере.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЛИНЕЙКИ
Нельзя с нуля производить «Мерседесы» или «Тойоты», зато к ним можно прийти постепенно. Одним из системообразующих предприятий казахстанского машиностроения сегодня является АО «АгромашХолдинг KZ» в городе Костанай. Свое начало оно берет в 2003 году, то есть спустя всего четыре года после официального закрытия Павлодарского тракторного завода.
Линейка тех же тракторов у костанайского предприятия все-таки другая. От павлодарского трактора ДТ-75М «Казахстан» веяло танком, да завод и был двойного назначения и в случае необходимости мог резко перейти на производство бронетанковой техники. Трактора LOVOL – это уже другая история с иным социально-экономическим фоном. «АгромашХолдинг KZ» осуществляет локализацию китайского трактора, который в зависимости от модели может иметь двигатель мощностью в 30, 60, 90 или 130 лошадиных сил.
В зависимости от мощности, варьируется грузоподъемность сельхознавески. Но трактор LOVOL удобно применять и в городском хозяйстве. Он может быть экскаватором или фронтальным погрузчиком, в зависимости от нужд хозяина либо заказчика. Такой трактор способен возделывать пашню, рыть туалеты в туристических зонах, выполнять функции грузовика или чистильщика улиц.
Подобные машины постоянно нужны в условиях городского хозяйства не только крупных центров вроде Нур-Султана или Алматы, а вообще любого малого города, поскольку в своих фундаментальных вещах все населенные пункты достаточно сильно похожи.
Главный партнер «АгромашХолдинг KZ» – это белорусский лидер сельскохозяйственного машиностроения ОАО «Гомсельмаш». Львиную долю производственной линейки белорусского гиганта его казахстанский партнер осваивает на местных просторах и своих промышленных площадях. Здесь базовый материнский комбайн «Полесье» трансформируется в дочерний «ESSIL» и тоже с различной мощность двигателя. В зависимости от этого варьируются пропускная способность по хлебной массе и объем бункера.
Сегодня производственные художественные фильмы не в моде, а если к подобной тематике кинематографисты и обращаются, то в центре сюжета обычно оказываются интриги центрального офиса. В советские годы кино любило показывать уборку хлеба, где механизаторы в пыли и машинном масле без отдыха старались собрать зерновые до дождей и холодов. Теперь такой героической картинки не получится хотя бы потому, что в кабине комбайна «ESSIL» качественный кондиционер, да и рабочее кресло оператора очень хорошо регулируется, делая его удобнее, чем в такси.
Сейчас есть горожане, которые во время уборочной страды подрабатывают комбайнерами. Потому что работник на современной машине уже реально не комбайнер, а оператор, который следит за срезом, обмолотом, накоплением зерна в бункере с последующей выгрузкой, уборкой незерновой части урожая с укладкой соломы в валок и много еще за чем. Усложнение производимых работ с попутным повышением комфорта для работников повышает зарплату и мотивирует к сельскому труду по-новому.
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ
Помимо перечисленных выше моделей АО «АгромашХолдинг KZ» выпускает трактора «Кировец». Старый советский бренд не должен вводить в заблуждение – это принципиально новая машина с прежним названием. Сам Санкт-Петербургский тракторный завод сегодня – тоже ультрасовременное предприятие со сложными и гибкими производственными линиями, мощной конструкторской и дизайнерской составляющей. От «старины» в таких тракторах оставлены сравнительная дешевизна, надежность, ремонтопригодность, высокая проходимость, маневренность, повышенный моторесурс.
В холдинге с предприятием сельскохозяйственного машиностроения находится завод «СарыаркаАвтоПром». Здесь одно перечисление выпускаемых автомобилей займет приличное место. Костанайцы освоили сборку «Chevrolet» моделей «Cobalt», «Damas», «Malibu», «Nexia», «Tracker», «Trailblazer» и «Niva». Есть еще примерно такой же по количеству наименований модельный ряд корейских автомобилей «Hyundai» и другие.
Сельскохозяйственное и автомобильное предприятия группы компании «Allur Auto» – это пример пошагового движения к заданной цели. Компании локализуют не первые попавшиеся образцы техники на казахстанской территории, а именно те, которые органично подходят под условия и потребности местного рынка. Например, комбайн «Полесье» – брат-близнец «ESSIL» – отличается очень низким уровнем затрат на уборку при урожайности зерновых до 40 центнеров с гектара. А целинные земли Казахстана – это не Кубань или аргентинская Пампа, поэтому востребованы машины именно с такими производственными и эксплуатационными характеристиками.
Китайский легковой автомобиль «Jak» различных моделей – собирается на «СарыаркаАвтоПром» – является ответом на то, что массовый покупатель в Казахстане небогат. Но и здесь наряду с базовой комплектацией предлагаются более «навороченные» варианты за дополнительную плату. Тот же «Jak» имеет гарантию как по времени эксплуатации, так и по пробегу.
Пикап «Labo» – это специфическая ниша мельче «Газели», но больше легкового автомобиля универсала. Для таких автомобилей имеется своя производственная ниша на казахстанских просторах. Специалисты компании сначала ее увидели, определили емкость, нашли партнеров, а потом приступили к производству.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОРОГА
Смысл современной промышленной политики Казахстана в том, чтобы потребляемые на местном рынке разнообразные виды техники в как можно больших объемах производились внутри страны. Чтобы рабочая сила, оборудование, энергия и другие составляющие современных производств работали на повышение потенциала и развитие республики в самом широком смысле слова.
Все перечисленное выше появляется и осваивается в Казахстане не так быстро, как хотелось бы, однако спасает сама парадигма индустриального развития. Раз предприятие для локализации иностранной продукции появилось, то оно будет работать в заданном направлении (изучать потребности рынка, искать компании-партнеры, готовые делиться знаниями и технологиями).
Семья зарубежных компаний, локализующих свое производство на территории Казахстана, скоро должна пополниться предприятием немецкой фирмы «CLAAS» в Северо-Казахстанской области. Сотрудничество начнется со сборки комбайнов TUCANO.
Не следует забывать и о тех возможностях, которые республике дает нахождение в составе Евразийского экономического союза. Многие автомобили модельного ряда «Chevrolet», производимые в Костанае – результат сотрудничества с автомобильной компанией из Узбекистана. Ташкент через завод в Казахстане получает выход на евразийский рынок, а наша республика новые рабочие места и налогооблагаемую базу.
Разумеется, не все зарубежные компании, продающие в Казахстане те или иные виды автомобильной и сельскохозяйственной техники, стремятся локализовать здесь свое производство. В конце концов на дворе капитализм и у бизнесменов имеется собственное видение оптимальных производственных и коммерческих схем.
Среди неторопящихся открывать производство в Казахстане можно выделить компанию «Джон Дир». Однако процесс реиндустриализации в республике уже запущен и вполне возможно, что в какой-то момент эта американская фирма пересмотрит свою стратегию. А может еще раньше сюда придут ее соотечественники в лице «New Holland», например.
В нашем случае самое важное в том, что правительство нащупало правильный маршрут и все более уверенно идет по нему, поднимая индустриальные показатели Казахстана. А когда модель выстраивается разумно и четко, то компании вроде «Allur Auto» под нее со временем появляются.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости