Жесткие меры контроля рынка продовольствия в условиях пандемии уберегли население от дефицита и паники
Форс-мажор, накрывший весь мир с пандемией вируса SARS-CoV-2, заставил большинство стран принимать срочные меры по стабилизации внутреннего продовольственного рынка.
В мгновение ока вышло, что самыми востребованными товарами оказались обеспечивающие витальные потребности человека: продукты питания и лекарственные препараты. Причем, одним странам повезло меньше остальных: зависимые от импорта сельхозсырья и продовольствия им стало не по себе только от одной мысли о дефиците жизненно необходимых товаров, возможнойпаники и дестабилизации ситуации на рынке.
В то же время, более или менее обеспечивающие себя по большинству товарных позиций, обладающие запасами сельскохозяйственной продукции государства, вынуждены были, отвечая на вызов глобальной пандемии, существенно ограничивать вывоз продукции АПК за свои пределы.
ВИДИМАЯ РУКА ГОСУДАРСТВА
Не стал исключением и Казахстан, который принял две точечные меры: на уровне правительства было решено ввести режим квотирования экспорта сельхозпродукции за рубеж, чтобы таким образом сформировать запасы во время действия чрезвычайного положения в республике и карантина в городах.
А на уровне Ак Орды, по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева было предложено сдерживать цены на основную линейку продуктов питания, чтобы не подвергать удару население городов, которому приходится и так не сладко: многие терпеливо и с пониманием переносят режим самоизоляции, не подвергая себя опасности и риску заражения – тем не менее, потеряв в доходах или находясь в подвешенном состояниии относительно будущей работы.
Глядя на печальный опыт других стран, оставшихся в период острой фазы заражения коронавирусом без достаточного количества продуктов питания в продовольственных супермаркетах, средств личной гигиены и медикаментов, Казахстан – где аптеки и продуктовые торговые центры работают как часы в период ЧП и карантина, без дефицита основных товаров и ажиотажа населения, без надрыва проходит этот сложный этап.
Во многом на устойчивость в период корона-кризиса и повлияли две эти регуляторные меры государства: сдерживание цен на основную корзину и ограничение квотирование вывоза продовольствия за границу.
Несмотря на то, что некоторые – с позволения сказать – «эксперты», высказывали прямо противоположное мнение, призывая государство не держать цены внутри страны, не закрывать экспорт: пусть, мол, все продают куда хотят и за сколько вздумают – это, дескать, лишь подхлестнет и раззадорит отечественный рынок, фермеры будут больше производить и продавать, дефицита не будет, сельское хозяйство поднимется.
Благо, что у главы государства Касым-Жомарта Токаева и премьер-министра Аскара Мамина имеется свое видение на экономические процессы, далекое от примитивных теорий о том, что «все рыночек порешает». Откроем страшную тайну – «рыночек» никогда и нигде без помощи государства ничего не решал. Это прекрасно известно и тем, кто, сидя на государственных субсидиях и дотациях, любит порассуждать о «невидимой руке рынка».
Особенно в период форс-мажорных обстоятельств таких как пандемия и связанное с ней чрезвычайное положение – никакой рынок с его видимыми или невидимыми руками вообще не играет никакой роли. Пример – бизнес передовых рыночных стран, охваченных инфекцией, при дефиците продуктов питания в продовольственных моллах, медикаментов в аптеках, защитных костюмов, респираторов, других средств санитарной защиты в больницах, не говоря уже об аппаратах ИВЛ – отчего-то не спешит восполнить недостачу, хотя это же было бы не просто прибыльным делом, на этом можно было бы сейчас сорвать банк. Однако на практике это работает совсем иначе.
Если чья-то рука и способна навести порядок в условиях чрезвычайного положения, то это рука государства. Те страны, кто это быстрее осознал, тот сумел взять под контроль основные очаги инфекции, уберечься от массового заражения и обеспечить на период карантина бесперебойные поставки продовольствия в магазины и лекарства в аптеки. Те же, кто до последнего цеплялся за неработающие теории о безучастии государства в экономике, тот все равно пришел к важности жесткого государственного регулирования и контроля в период кризиса, только с гораздо большими потерями – как среди населения, так и для экономки в целом.
Хорошо, что Казахстан оказался в числе тех стран, которые пошли по первому пути: оперативная реакция на чрезвычайное событие, взятие под контроль крупных городов и населенных пунктов с акцентом на жизнеобеспечение: начиная от бесперебойных поставок воды, газа и электроэнергии и заканчивая доставкой продуктов первой необходимости в продовольственные магазины.
СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, КВОТИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА
Вот, например, что говорил президент Касым-Жомарт Токаев на совещании 31 марта 2020 года о продовольственной безопасности городов и областей республики:
«Крайне важно своевременно провести весенне-полевые работы.
70 миллиардов тенге будет выделено из бюджета и доведено до фермеров через АО «Аграрная кредитная корпорация». Ставка для конечных заемщиков не будет превышать 5 %.
Поручаю направить дополнительно 100 миллиардов на эти цели в рамках программы «Экономика простых вещей». Конечная ставка в рамках этой программы была унифицирована по всем отраслям и составляет 6 %.
В первую очередь необходимо поддержать мелкие и средние крестьянские хозяйства.
Кроме того, ставлю правительству задачу по удешевлению цены дизтоплива для сельхозпроизводителей до 165 тенге за литр или на 15 % от рыночной цены.
Для этого будет выделено около 390 тысяч тонн дизтоплива по льготной цене.
Подчеркну, что удешевленное топливо должно дойти до конечных получателей – фермеров.
Работа так называемых «операторов», через которых идет снабжение, должна быть абсолютно прозрачна.
Правительство и генеральная прокуратура должны обеспечить соответствующий надзор и контроль в регионах.
Есть ряд проблем, которые усложняются в условиях карантина – оформление залогового имущества в ЦОНах, нотариальное заверение, приобретение запасных частей.
Поэтому вопросы весенне-полевых работ должны быть на особом контроле у правительства и акиматов.
С точки зрения продовольственной безопасности сейчас критически важен каждый день».
Мало того, были установлены предельные цены на десятькатегорий социально-значимых товаров. Приняты меры антимонопольного регулирования: они коснулись таких товаров как мука, хлеб, макаронные изделия, крупа гречневая, рис, говядина, яйца, масло подсолнечное, соль.
Впоследствии кабинет министров и Минсельхоз РК ввели ограничения на вывоз из страны гречихи, сахара белого, картофеля, лука репчатого, а также луковичных овощей и чеснока, семян подсолнечника, подсолнечного масла икрупы гречневой. Были ограничены продажи в третьи страны моркови, репы, свеклы, капусты кочанной ицветной, муки пшеничной и пшенично-ржаной, маслин и самой пшеницы.
Помимо этого, правительство Аскара Мамина совместно с МСХ проработало вопрос о выделении в апреле квоты на вывоз на экспорт двух сотен тысяч тонн пшеницы и семидесяти тысяч тонн муки.
При этом, трейдеров обязали по фиксированной цене продать на внутренний рынок 30 % от объема экспорта.
Причем, тонна пшеницы для внутреннего потребления должна быть реализована по 84-88 тысяч тенге за продукцию 3 и 4 класса.
В свою очередь, муку следует продавать по 120 тысяч тенге за тонну в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях, городе Нур-Султан, и по 130 тысяч тенге в других областях и городах республиканского значения.
P.S. Как видим, несмотря на все страхи и фобии, которые циркулировали в казахстанском обществе вначале после информации о первых заболевших коронавирусом, объявления режима ЧП, дальнейшим карантином в крупных городах, госаппарат смог выступить единым фронтом и взять ситуацию под контроль.
Не было допущено панических настроений, перебоев с электро-газо-водоснабжением, поставками продовольствия в ТЦ, медикаментов в аптечные сети.
Невзирая на якобы «нерыночные» механизмы регулирования в условиях ЧС, именно они принесли ощутимые результаты: и обеспечив локализацию заболевания, и безопасность на улицах, и достаток на прилавках.
Более того, Казахстан стал одним из немногих государств, которые в условиях пандемии уже начали выплачивать своим гражданам денежные компенсации в связи с вынужденным простоем. Далеко не все страны пошли на выплату подобных компенсаций в период корона-кризиса, а те, которые все же объявили о такой инициативе, еще не приступили к выплатам или не выработали механизм их реализации.
Автор:
Фермерские ведомости