В то время как Минсельхоз пытается остановить бездумную распродажу продовольствия за рубеж, в сети появляются грубые маргинальные статьи про его руководство
Министерство сельского хозяйства РК в настоящее время является одним из тех ведомств, которое в период непростой кризисной ситуации для всей страны, проводит достаточно жесткую и последовательную политику.
Эта политика создает условия как для продовольственной безопасности, так и для недопущения паники и ажиотажа в отечественных продуктовых супермаркетах. Ведь любая нехватка или того хуже – исчезновение жизненно необходимых, базовых товаров, продуктов питания с полок мгновенно может вызвать утроенный спрос на них и крайне нежелательные столпотворения в магазинах.
Более того, ряд мер и шагов, предпринятых Минсельхозом еще вначале года, а затем и в марте сразу же по «горячим» следам проникновения в республику коронавируса, позволил и позволяет нашим гражданам спокойно и без какого-либо дефицита жить в период карантина и самоизоляции.
ХИМЕРА МЯСНОЙ ПРОГРАММЫ
Напомним для начала, что в январе этого года Минсельхоз РК наложил вето на экспорт за пределы Казахстана живого скота. Это очень сильно не понравилось «Мясному союзу Казахстана» — общественной организации, объединяющей ряд откормочных площадок крупного рогатого скота (КРС), которая ранее оказывала прямое влияние на деятельность аграрного ведомства при прежнем руководстве МСХ.
Нынешний министр сельского хозяйства Казахстана Сапархан Омаров принял это решение не потому, конечно, что он предвидел пандемию в мире и сложную эпидемиологическую ситуацию в республике, однако исходил из базовых интересов государства и продовольственной безопасности.
Так, два последних года из Казахстана в буквальном смысле вымывалось поголовье крупного рогатого скота, отгружаясь в живом виде на экспорт в Узбекистан через Туркестанскую область. Взрывной рост объема отгрузок КРС южным соседям формировался за счет того же скота, который ранее согласно принятой Минсельхозом РК программе развития мясного животноводства (написаннной «Мясным союзом Казахстана») за государственный счет (выделение субсидий фермерам по линии дочерних организаций холдинга «КазАгро») завозился в Казахстан из других стран ближнего зарубежья. В итоге только за минувший год вывоз мясного поголовья на продажу в Узбекистан увеличился в четыре раза – с 39 тыс. в 2018 до 156 тыс. по результатам 2019.
Мало того, архитекторы этой химеры замахнулись на большее: в общей сложности за год на убытие было поставлено 300 тысяч ушных бирок для крупного рогатого скота. Даже если представить, что мясо в живом виде ушло в Узбекистан в количестве 156 тысяч голов, срочный запрет Минсельхоза смог «перекрыть кислород» авантюристам и оставить внутри страны 144 тысяч голов крупного рогатого скота. Ох, как сейчас это мясо необходимо всем нам, в период жесткой изоляции, которая продлится еще бог весть сколько.
Вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию «Ведомостям Казахстана» известный казахстанский аграрий, директор агрофирмы «Родина», председатель Комитета АПК Президиума НПП «Атамекен» Иван Сауэр.
«Если каждый будет тащить одеяло на себя добром для государства это не кончится. У государства должно быть право вето, потому что оно решает стратегические задачи. А право вето означает – сколько это нам даст рабочих мест, сколько это даст дополнительно налогов, а как это будет влиять на рынок, на ценовую политику и т.д. То есть, начиная с продовольственной безопасности и заканчивая качеством жизни. Государство должно взвешивать и оценивать весь этот спектр, и никто не имеет права мешать государству. И тогда будет ясен и понятен механизм распределения субсидий, куда они направляются. Другими словами, бизнес ради бизнеса, вот этого не надо, пожалуйста. Наверное, тогда, когда мы разбогатеем очень сильно, у нас будет профицит бюджета, когда у нас не станет безработицы, низкой зарплаты, когда у нас минимальная зарплата будет не 42 тысячи, а хотя бы 100 тысяч тенге – вот когда мы этого достигнем, тогда мы может быть и будем себе позволять бизнес ради бизнеса», — заметил Иван Сауэр.
По его словам, до наступления такого момента, мы должны все четко просчитывать и прогнозировать. И в первую очередь мы должны решить вопросы импортозамещения.
«Вот сегодняшний коронавирус, который закрыл границы: куда мы со своим экспортом пойдем? Вопрос другой – а мы же импортозависимые, а как нам решать свои проблемы. Ведь если один день не подвезти нужный товар, пойдет ажиотажный спрос: кому нужно было один литр или килограмм, будут брать два, кому – два, возьмут четыре. А есть ли достаточно запасов в стране, чтобы покрыть ажиотажный спрос? Поэтому экспорт в лучшие времена от нас никуда не денется, нам бы в трудные времена выжить, а потому в целом должен превалировать государственный подход», — констатировал Иван Сауэр.
Есть у Ивана Адамовича и свое видение, почему нашему Минсельхозу пришлось срочно накладывать вето на экспорт живого скота, почему вместо переработки, теоретически прописанной в программе «Мясного союза Казахстана», под которую прошлое руководство Минсельхоза РК начало выделять многомиллиардные субсидии, весь крен пошел исключительной в экспорт живого мяса КРС.
Он отметил, что, когда сделали условия таковыми что: завез скот, тебе 30 % субсидировали завоз, потом столько же субсидировали на якобы покупку основных средств, затем ты этот скот продал на откорм-площадку – тебе еще субсидируют, все и пошло по-другому.
«А зачем выращивать? Самый трудоемкий процесс. А зачем забивать? Скорость какая?! Тут же завезли, тут же продали, тут же получили деньги. То есть, проект был сверхзасубсидирован. К тому же, речь идет о том, что нельзя покупать за рубежом как племенной скот и живьем тут же перепродавать. Мы должны наращивать поголовье, мы должны здесь у себя развивать животноводство», — сказал Сауэр.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ОВОЩЕВОДОВ
Далее – уже в марте, после объявления в стране чрезвычайного положения Минсельхоз предусмотрел ограничения на вывоз из страны сельскохозяйственных товаров, необходимых для жизнеобеспечения. В частности, речь шла о том, что в соответствии с указом президента «О дальнейших мерах по стабилизации экономики», Казахстан планирует ввести запрет на вывоз следующих товаров: гречихи, сахара белого, картофеля, лука репчатого, лука шалота, чеснока, лука-порей и прочих луковичных овощей – свежих или охлажденных, семян подсолнечника – дробленых или недробленых, масла подсолнечного, крупы гречневой.
Также Минсельхоз сообщил о планируемом введении ограничения на вывоз из Казахстана моркови, репы, свеклы, капусты кочанной, капусты цветной, кольраби, капусты листовой и аналогичных съедобных овощей из рода Brassica – свежих или охлажденных, муки пшеничной или пшенично-ржаной, пшеницы и маслин.
Как заявили в МСХ эти меры вынужденные и связаны с введением в стране чрезвычайного положения.
В то же время, было объявлено об объеме квот на вывоз сельхозпродукции и о начале приема заявок на получение квоты для экспорта.
К тому же, экспорт не был запрещен в страны Евразийского экономического союза.
Тем не менее, несмотря на это, именно фермерами Туркестанской области был поднят гвалт о том, что якобы Минсельхоз Казахстана и лично министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров запрещает им продавать капусту в Россию из-за чего они понесут катастрофические убытки, у них начнутся невыплаты зарплаты и голод.
Руководству аграрного ведомства пришлось еще раз разъяснять про якобы «невозможность экспорта капусты из-за запрета в период ЧП».
«Да, в целях обеспечения внутренней потребности был введен запрет на экспорт капусты, но данный запрет распространялся только на вывоз с территории Казахстана в третьи страны, а вывоз в страны – члены Евразийского экономического союза, а именно в Россию, куда идет основной объем экспорта, не запрещался», – сказал первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров.
Он заметил, что тем, кто поднимал данный вопрос, просто следует более внимательно почитать документы, в которых все написано. По его словам, заявки фермеров на экспорт продолжают поступать.
«Даже в период 6-7 апреля начали поступать заявки от фермеров – всего за вчерашний-позавчерашний день поступило 105 заявок. Всем выданы сертификаты на общий объем 1702 тонны, и в дальнейшем эта работа будет продолжаться. Никаких запретов внутри ЕЭК не будет», – заявил Сапаров.
ЗАКАЗЧИКИ МАРГИНАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ
Но нам отчего-то кажется, что подобное «недопонимание» или «плохое прочтение» является вполне закономерным, если не сказать искусственно инспирированным.
Например, параллельно в сети появился достаточно грязный и оскорбительный материал про министра Сапархана Омарова, который, дескать, в период действия чрезвычайного положения не дает продавать капусту в Россию фермерам Туркестанской области.
Затрагивается в наспех сколоченном опусе и первый заместитель управделами Елбасы Абай Бисембаев, которого обвиняют ни много ни мало в желании прибрать капусту к рукам, только на основании того, что он работал когда-то в Продкорпорации и досконально разбирается в отрасли сельского хозяйства.
Хотя его затрагивают скорее всего потому что как считают он должен быть в ответе за Сапархана Омарова, которому, дескать, покровительствует.
Самого же Омарова называют «тупым» и «мебелью». Однако если министр вводит подобные запреты в государственных интересах в период сложившегося ЧП – да так, что это бьет по карманам заказчиков таких маргинальных текстов, так что им приходится показывать свое истинное лицо, поручая написание плохо завуалированных истеричных статей как про самого министра, так и про его якобы высокопоставленных покровителей, то все не так просто, как нам пытаются сообщить.
Значит, ответственное лицо, принимающее чреватые давлением и криком определенного круга недовольных, решения – чего-то стоит, а не является просто немым исполнителем чей-то воли.
Подобные оскорбления высказываются недалекими людьми и в адрес нашего президента Касым-Жомарта Токаева. Между тем, именно он взял на себя смелость принять тогда еще не самое популярное решение о закрытии городов и всей страны на один большой карантин, чем уберег многих казахстанцев от расползания эпидемии по всему Казахстану, массового заражения и необратимых последствий.
Это материал из рода «стыдно подписываться своим именем», хотя нам и понятно – кто и как варганит подобные опусы, когда недополучающие кэша чиновники дают команду перейти на информационный шантаж.
Это все те же с позволения сказать государственные служащие по прозвищу «купи-продай», для которых хоть чума, хоть потоп, хоть чрезвычайное положение, а «бизнес ради бизнеса» останавливаться не должен. Те, для которых уже давно не существует понятия «государство» и его интересов, которым дай волю, они и его распродадут – оптом и в розницу!
О чем это говорит? Да о том, что такие как министр Сапархан Омаров вполне себе вписываются в новую модель государственного управления, которая для кого-то быть может невидимо, но надвигается. Это система, которой не будут нужны «торгаши при власти», им если надо определят уютное место на продовольственном базаре. Те же, кто придерживается в своих решениях, как метко заметил Иван Сауэр, государственного интереса, а не продаж ради продаж, тех – милости просим!
Автор:
Фермерские ведомости