Анализ политических событий января 2021 года
Январь прошел под воздействием результатов выборов в Мажилис и маслихаты. По принципу бильярдных шаров одни кадровые назначения повлекли за собой другие. Примечательно, что много вопросов появилось в адрес Национального совета общественного доверия. Этой структуре требуется более внятный статус, раз президент Касым-Жомарт Токаев взял курс на политические реформы.
БЕЗ ВИНЫ ПОСТРАДАВШИЕ
Приобретением и потерей последней избирательной кампании стала партия «Адал». После ребрендинга партии «Бирлик», «Адал» провел просто феерическую деятельность. По формальным признакам ее отнесли в ту же часть политического спектра, где находится партия «Ак жол», но в реальности «адаловцы» «толкались» даже с партией власти «Нур Отан» в нишах ее традиционного электората, не говоря уже про «Ауыл».
Потерей стало то, что яркую партию охранительские силы отсекли от мандатов в нижнюю палату Парламента. Иногда политическая ситуация складывается так, что как в шахматах для победы приходится жертвовать ферзя. Но январь 2021-го был явно не тем случаем, поскольку общественная жизнь и политическая система ничего не выиграли от искусственного «задвигания» партии «Адал» на периферию политических процессов, тогда как общий проигрыш совершенно очевиден.
Благо, «Адал» продолжает обладать серьезным потенциалом и уже заявил о продолжении своей активной работы на партийном поле Казахстана. В стране все уже давно привыкли, что любая партия кроме «Нур Отан» по завершении электоральных кампаний впадает в летаргический политический сон, пока не будет разбужена звуками нового досрочного либо планового цикла выборов. «Адал» заявил о сознательном отходе от такой модели в пользу поддержания себя в политическом тонусе.
Разумеется, поствыборная активность не может быть вровень с электоральным процессом, поскольку сама общественно-политическая атмосфера не дает прежнего числа информационных поводов. Скорее всего, сократят штат партийных активистов, ибо агитационно-пропагандистская работа на долгую дистанцию ведется по несколько иным правилам и принципам.
В любом случае «Адал» сохранит свое представительство в регионах, потому что было бы глупо сдавать позиции, взятые в неравной и сложной борьбе. У партии имеется ресурс постоянной поддержки в лице НПП «Атамекен», а это само по себе облегчает решение целого вороха всевозможных задач, в том числе на местах.
Можно с высокой долей уверенности утверждать, что без активной и деятельной поддержки со стороны «Атамекен» «Адал» не смог бы продемонстрировать столь впечатляющих успехов в избирательной гонке. Вполне логично, что именно активность и серьезность свежего игрока напугали консервативные силы, побоявшихся иметь дело с по-хорошему амбициозной партией.
«Адал» обещает давать политические оценки как по текущим вопросам казахстанской жизни, так и по вещам стратегического характера. Когда в обществе нарушается дихотомия «власть – оппозиция» и расширяется набор предлагаемых социуму вариантов и сценариев по любым важным и злободневным вопросам, то в выигрыше оказываются все.
НСОД
Глава государства не разбрасывается ценными кадрами, поэтому после выборов Эльдар Жумагазиев, заместитель председателя партии «Адал», вошел в обновленный состав Национального совета общественного доверия. Пусть кто-то и сделал партию проигравшей, однако озвученные ею идеи не остались незамеченными.
Когда нельзя игнорировать идеи, тогда нужно конструктивно работать с их носителями, вот и Касым-Жомарт Токаев в сложившейся ситуации поступил прагматично.
НСОД является консультативно-совещательным органом при президенте. Основой его деятельности выступает выработка предложений по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого экспертного обсуждения. Для заметного числа общественных деятелей работа в данном органе стала трамплином и социальным лифтом в политической карьере. Так, ряд членов НСОД получили депутатские мандаты фракции «Нур Отан» в новом составе Мажилиса.
Начинал Национальный совет общественного доверия очень резво и бодро, вынеся на свою площадку очень важные вопросы общественного развития Казахстана. К сожалению, с помощью бюрократических интриг и процедур, тем силам, которые не заинтересованы в появлении нового центра принятия решений государственной важности, удалось сдвинуть НСОД с его первоначальных позиций.
Если сравнивать первоначальные шаги НСОД в 2019 году с его современным функционированием, то нельзя не заметить определенный спад. Учитывая мощный запрос на работу Совета со стороны общества, можно прийти к выводу об искусственном характере снижения его функций и возможностей.
А ведь НСОД занимается вопросами от проблем регистрации политических партий и обеспечения нормальной работы журналистов, до развития опорных школ в сельской местности и освобождения водителей автотранспорта носить при себе те документы, которые и так имеются в специальных базах данных дорожной службы.
Уязвимым местом Национального совета общественного доверия стало то, что он не был должным образом институализирован. Да, все члены НСОД получили специальные документы за подписью президента. Вроде как это помогало их свободному перемещению в период карантинов, но мы сейчас говорим о других вещах. Какие полномочия реально имеют члены Совета и где все это зафиксировано?
Фактически НСОД даже разгонять не надо – можно просто не созывать. Работающие в его комитетах эксперты не получают заработной платы и даже сроки их пребывания в рядах Совета никак не регламентированы.
Структура работает прежде всего на основе политической воли Касым-Жомарта Токаева, который видит в ней позитивной фактор для развития Казахстана. Но чтобы президент мог полноценно опираться на Национальный совет общественного доверия, ему нужно придать соответствующую структуру, при которой он реально сможет осуществлять продекларированную в момент создания миссию.
НОВЫЙ НСОД
Первый месяц 2021 года вполне наглядно показал, что стране требуется принятие закона «О Национальном совете общественного доверия». Работая без соответствующего закона НСОД вреда Казахстану не принес, однако и пользы могло быть гораздо больше.
В республике уже приличное время действует закон о Национальной палате предпринимателей «Атамекен». Согласно ему, субъекты среднего и крупного бизнеса совершают членские взносы на работу данной структуры. Палата, в свою очередь, законодательно обладает правом экспертизы по вопросам предпринимательства, а по ряду функций ее полномочия являются железными и игнорированию со стороны каких-либо органов не подлежат.
Надежное финансирование позволяет НПП «Атамекен» иметь свои филиалы до районного уровня включительно, тем самым покрывая всю территорию страны и имея прямую связь с бизнесменами как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях. Есть деньги для оплаты работы экспертов различного профиля, юристов и просто офисного персонала, без которого в реалиях третьего тысячелетия тоже никак не обойтись. Без всех описанных выше нюансов, «Атамекен» элементарно не смог бы эффективно защищать права предпринимателей и бороться за более комфортные условия их деятельности.
Нечто аналогичное должно существовать и по отношению к НСОД. В законе нужно четко прописать полномочия, права и обязанности членов Национального совета общественного доверия. Сюда мы относим структуру органа, руководящие звенья, правила членства. Сегодня участники НСОД не имеют зарплаты за свою работу. Как результат, возникают ситуации, где при отсутствии желания участвовать в заседаниях люди их просто пропускают.
При ясной регламентации прав и обязанностей должны появиться четкие основания насчет уважительного либо неуважительного пропуска работы. Тут уже и мотивация к труду получится совершенно иная. Ни для кого не секрет, что многие члены НСОД элементарно перегорели или выгорели из-за неопределенности собственного статуса и реальных полномочий.
В законе необходимо прописать, что НСОД занимается экспертизой всех законов, касающихся политических прав, свобод и обязанностей граждан. Все предлагаемые парламенту законодательные акты, затрагивающие вопросы политических партий, митингов, свободы слова, собраний, общественных и неправительственных объединений, официальных праздников, перемещения, обязаны проходить экспертизу в стенах НСОД.
Если у Совета не хватает собственной компетенции, то он должен обладать инструментом по привлечению к работе юристов, правозащитников, экономистов, экспертов и вообще всех тех, кто необходим в данном конкретном случае. При этом окончательное решение по выводам и оценкам приглашенных специалистов остается за членами НСОД.
Национальный совет общественного доверия можно наделить функциями контроля АСПИР (Агентство по стратегическому планированию и реформам). В противном случае, его руководство продолжит играть в молчанку, как оно уже это продемонстрировало во время работы по управлению международным финансовым центром «Астана».
НСОД логично было бы наделить определенными функциями контроля над формированием избирательных комиссий различного уровня. Пусть Совет обеспечивает присутствие в них представителей от всех участвующих в выборах политических партий, вне зависимости от того, представлены они в стенах парламента или нет. Продуманная и четкая работа на таком этапе позволит избежать злоупотреблений и обвинений в злоупотреблении в ходе непосредственного подсчета голосов.
Ротацию членов Национального совета общественного доверия важно каким-то образом регламентировать. Во главу угла надлежит ставить не ложную демократизацию, по которой члены НСОД менялись бы каждый год, а сделать членство по 2-3 года, дабы человек вошел в механизм работы, освоился с ним и успел показать результат.
Когда в НСОД приходят люди вроде Эльдара Жумагазиева, фронтмена партии «Адал», то они горят желанием работать. А чтобы их энергия не растрачивалась впустую, требуется оптимальный механизм работы. В конце концов, здесь главное не процесс, а результат. Положительный результат.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости