Мировое производство сельскохозяйственной техники не стоит на месте, однако у обывателя часто в картине мира остается «фотография» старой эпохи, тогда как современность сильно изменилась. Мы хотели бы остановиться на интересных игроках глобальной отрасли сельхозмашиностроения, о которых рядовой казахстанец знает мало или вообще ничего.
Индийский ракурс
«Дерево узнают по плодам» – индийская мудрость. В самой большой по населению стране мира, где сельским хозяйством занято 55 % населения, а объем производства сельскохозяйственной продукции второй в мире, объективно должно быть развитое сельхозмашиностроение.
Индия уже много лет остается крупнейшим производителем тракторов в мире. В основном это колесные машины мощностью от 20 до 120 л. с., а больше всего агрегатов в диапазоне 40-45 лошадиных сил.
Производственная линейка подстроена под спрос сельхозтоваропроизводителей, где доминируют мелкие и средние фермеры, а также хозяйства, которые в Казахстане подпали бы под понятие ЛПХ (личные подсобные хозяйства).
Крупные агрохолдинги и различные агрофирмы на родине шахмат тоже имеются, но генеральный спрос на сельскохозяйственную технику формируют не они. Mahindra & Mahindra Corporation – крупнейший производитель тракторов в Индии, а также крупнейший машиностроительный концерн в мире.
На рынке ЕАЭС больше всего представлены трактора индийской компании Solis, которые как раз любят малые и средние евразийские фермеры. В самой Индии у этой фирмы третья позиция в производстве тракторов. Tractors and Farm Equipment Limited (TAFE) – второй по величине тракторный лидер в Индии.
Развитое сельхозмашиностроение невозможно представить без комбайнов. Пожалуй, типично индийский зерноуборочный комбайн – это «Kartar-4000» от одноименной фирмы из штата Пенджаб.
Данный комбайн отнюдь не богатырь, однако идеально подходит для нужд местных мелких фермеров. Из-за индийской специфики земледелия «Kartar-4000» обычно производится без кабины, но, если заказчику нужно, то есть модификации с просто роскошными кабинами. В общем, модель очень гибкая как в исполнении, так и в работе.
Есть в Индии и свой шинный гигант ВКТ, который является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственных и специализированных (для промышленной, землеройной техники, машин повышенной проходимости) шин. Если кратко, то свыше 3200 наименований, которые продаются более чем в 160 странах мира.
Индийский рынок сельскохозяйственного машиностроения просто гигантский, при этом для его защиты действуют специальные таможенные пошлины. Поэтому крупные транснациональные отраслевые компании постоянно расширяют свои локализационные производственные площадки на индийской территории.
Карнавал сельхозтехники
В Бразилии свыше 80 % обрабатываемой земли приходится на латифундии (сказываются традиции плантационного хозяйства), что самым непосредственным образом отражается на ассортименте местного сельхозмашиностроения.
Важным фактором выступает структура потребительских культур (пшеница, кукуруза, сахарный тростник, рис) и экспортных продовольственных и технических: кофе, сахарный тростник, соя, кукуруза, какао, бананы, хлопчатник, табак.
Отдельный момент – обширное поголовье крупного рогатого скота, которое требует соответствующих объемов кормов. Бразилия – это третье место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции. Стоимость одного производимого апельсинового сока исчисляется миллиардами долларов.
Если кратко, то Бразилия является шестым в мире экспортером сельскохозяйственных машин. Компания Stara на своих четырех заводах (три в Бразилии и один в Аргентине) занимается разработкой и производством широкого спектра самоходных опрыскивателей, разбрасывателей, посевных комплексов, бункеров-протравителей, систем точного земледелия и орудий для обработки почвы. Штат сотрудников более 3000 и экспорт сельхозтехники в 35 стран мира.
Фирма Jacto помимо опрыскивателей (от ранцевых до самоходных) и разбрасывателей удобрений выпускает уборочные машины для сахарного тростника и кофе.
Eurolatte do Brasil Industria является молодой и быстроразвивающейся компанией, основанной в 2004 году и специализирующейся на механизированных системах и технологических решениях для молочного животноводства. Предприятие производит доильное оборудование, датчики доения и системы управления для молочного животноводства, ведра для выпаивания телят. Более 30 % оборудования бренда поставляется на экспортные рынки, включая доильные залы, аппараты, сенсоры, кулеры и прочее.
Мульчер – это сельскохозяйственное (лесное) оборудование, предназначенное для измельчения древесины, пней и кустарника на корню. Компания Himev является крупнейшим производителем и лидером на рынке сельскохозяйственных и лесных легких и тяжелых мульчеров Бразилии. Под брендом ECOTRITUS они используются для очистки территорий, пастбищ и лесовосстановления. Производственная площадка компании находится в Кампу-Алегри (штат Санта-Катарина).
Иранский орнамент
В последний год Иран на слуху в основном как производитель дронов-камикадзе. Однако у этой богатой нефтью и коврами страны есть и очень приличное сельскохозяйственное машиностроение. Одна из визитных карточек отрасли – Iran Tractor Manufacturing Company (ITMCO) со своими моделями тракторов ITM.
Тракторный завод ITMCO расположен в городе Тебриз и является предприятием полного производственного цикла. Попутно это один из крупнейших машиностроительных заводов Ирана. Производственные мощности составляют до 30000 единиц тракторов в год с потенциалом дальнейшего наращивания выпуска. Там же в Тебризе выпускаются дизельные двигатели более 30 тысяч штук.
Примечательно, что сама компания государственная. Это противоречит неолиберальным канонам в экономике, зато полностью укладывается в парадигму продовольственной безопасности, за которую государство отвечает перед своим населением.
К тому же стоит помнить, что с момента образования Исламской Республики Иран она неизменно находится под разнообразными западными санкциями, а государственный завод может пользоваться всеми мерами правительственной поддержки.
Трактор ITM 1500 4WD, который теперь наряду с другими моделями доступен на рынке ЕАЭС, построен в Иране с нуля. Если говорить в целом о конкурентных преимуществах, то это простой и удобный агрегат с эргономичными и простыми узлами механики и кинематики.
Иранский трактор сможет освоить механизатор любого уровня компетенций, что особо важно в условиях кадрового голода на селе. Не секрет, что сложные компьютеризированные и напичканные электроникой машины зачастую пугают механизаторов.
Иранская же техника проста и функциональна, легка в обслуживании и скомпонована таким образом, чтобы обеспечивался свободный доступ ко всем ключевым узлам трактора. Из-за того, что вся машина производится на одном заводе, не возникает проблем с запчастями из-за смежников.
В Иране сельхозмашиностроение развито не так сильно, если его сравнивать с грандами мирового масштаба, однако в стране производят и компактные посевные и почвообрабатывающие орудия, например двух-, трехкорпусные плуги, и технику для кормозаготовки, например, барабанные косилки.
Казахстанский вектор
Сельскохозяйственное машиностроение не является сферическим и не находится в вакууме. На отрасль влияют размеры и качество земельных ресурсов, климат (где-то можно снимать три урожая в год, а где-то один и с трудом), структура растениеводства, численность населения и его вкусовые привычки, развитость животноводства, внешние условия (под санкциями страна или нет, а также ее территориальные соседи), специфика рабочей силы, государственная политика и много чего еще.
Не для каждой страны можно вывести среднюю результирующую. В Казахстане, например, преобладает богарное земледелие на севере и орошаемое в южных регионах. От больших советских совхозов в ряде случаев сформировались крупные зерновые компании и агрохолдинги, а на другом фланге средние и мелкие крестьянские хозяйства.
То есть мы наблюдаем элементы сельского хозяйства и Бразилии, и Индии одновременно, а по качеству почв наши земельные угодья во многом напоминают Иран.
Как результат, АО «АгромашХолдинг KZ» на своих мощностях в Костанае ищет такие производственные решения, которые с одной стороны должны удовлетворять целевым группам потребителей, а с другой являться коммерчески рентабельными.
Серьезным игроком во всех этих процессах выступает государство, у которого тоже есть собственная стратегия в отношении АПК и продовольственной безопасности.
Еще один важный момент – Евразийский экономический союз с общей таможенной территорией и задаваемыми ею согласованными правилами игры.
В машиностроении производственные процессы требуют не только финансирования, но и времени, специальных промышленных фондов, электроэнергии, трудовых ресурсов, разнообразной логистики. Ну а все это должно подстраиваться под интересы аграриев, поскольку все хотят работать на той технике, которая им максимально удобна по совокупным параметрам характеристик.
Если мы сравним линейку комбайнов «ESSIL» с индийскими «Kartar-4000», то бросается в глаза превосходство в мощности и скорости у машин казахстанской сборки. Объясняется это как особенностями посевного клина, так и размерами хозяйств, для которых предназначены разные комбайны. Не говоря уже о том, что в Казахстане хорошая кабина для комбайнера – обязательный атрибут, поскольку ему часто приходится работать в весьма неблагоприятных условиях.
Иранские трактора ITM с упрощенной электрикой сделаны таким образом, чтобы вообще не зависеть от поставок иностранных микрочипов. Такие машины, кстати, пользуются спросом в государствах Среднего и Ближнего Востока, поскольку климат, почвы и качество механизаторов сильно совпадают.
«АгромашХолдинг KZ» должен идти другим путем, поскольку на Юге и Севере республики разные условия земледелия и животноводства, очень сильно отличаются размеры предприятий АПК. Сюда нужно добавить потребности горнодобывающих предприятий, где одни копают медную руду, а другие асбест, что подразумевает отличия в используемой техники. Плюс дорожное строительство, коммунальное хозяйство, потребности специальных служб вроде МЧС.
В конечном итоге получается, что в Казахстане нужны и самые тяжелые из моделей тракторов «Кировец», где все относятся к тяжелому классу, и самые легкие из линейки LOVOL, которые по философии являются небольшими, но с максимальным трудовым КПД.
Поскольку Республика Казахстан реально очень большая по территории и разнообразию работ, где требуется механизация, то и сравнительно ограниченные ниши для техники со специальными акцентами по факту являются достаточно крупными, из-за чего появляется смысл работать с комбайнами и тракторами того же «DEUTZ-FAHR». За что покупатели готовы голосовать деньгами – то и актуально.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости