Борьба с утилизационным сбором: в чьих интересах?
Страсти по введению утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику не утихают. Обывателя пугают удорожанием сельхозпродукции, откатом сельского хозяйства в каменный век и потерями рабочих мест, в то время как за возмущением ряда агрохолдингов скрывается лишь личный коммерческий интерес.
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ УТИЛЬСБОР?
Первая волна скандала вокруг утилизационного сбора разгорелась в июле минувшего года с подачи «Мясного союза Казахстана» и бывшего руководства МСХ, активно продвигающих интересы американского дилера дорогостоящей техники Jonh Deere.
5 декабря 2019 года в Казахстане был принят приказ Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, который предусматривает введение утилизационного сбора на технику сельскохозяйственного назначения с отсрочкой на год.
Как пояснил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Аманияз Ержанов, утилизационный сбор планируется вводить только на вновь произведенные и ввозимые зерноуборочные комбайны и трактора, аналоги которых производятся на отечественных предприятиях. По его словам, «введение утильсбора позволит локализовать ранее импортируемые модели техники за счет создания новых и расширения уже действующих производств, снизить их себестоимость, создать полноценную систему утилизации сельхозтехники в стране. Аграриям позволит обновить парк техники за счет выдачи скидочного сертификата и льготного лизинга для приобретения отечественной сельхозтехники, сохранить стоимость отечественной техники за счет мер стимулирования и повысить уровень локализации в рамках соглашения «О промышленной сборке».
Сельхозпроизводителям при сдаче старой техники в переработку будет выдаваться сертификат на скидку при приобретении новой отечественной СХТ. Сумма скидки составит 1,5-3 млн тенге, при использовании двух сертификатов – 3-6 млн тенге. Затраты на транспортировку берет на себя Оператор РОП. Для сравнения при сдаче комбайна на металлолом компенсация составляет 300 тысяч тенге и транспортировка осуществляется самостоятельно.
Мера направлена на поддержку казахстанских производителей комбайнов и тракторов. Оплачивать сбор будут как казахстанские, так и иностранные производители, но отечественным на его величину будут компенсированы затраты, которые пошли на зарплату производственного персонала, конструкторские разработки и сервисное обслуживание. То есть фактически ставка утильсбора у них будет 0 %.
Компаниям, которые являются просто трейдерами импортной техники, компенсации не будет.
Утилизационный сбор на автомобили существует в Казахстане с 2016 года. Благодаря его введению если по итогам 2016 года доля импорта составляла 75 %, то в 2018-м она сократилась до 51 %. А по итогам 2019 года доля казахстанских авто достигла 59 %. Расширена и модельная линейка продукции.
Дорогие импортные игрушки от Джона Дира недоступны большинству местных фермеров. А вот родная, казахстанская, крайне нужна.
Как отметил финансовый директор хозяйства «Ушаково-Агро» Акмолинской области Руслан Искаков, «я вообще за здоровую конкуренцию. Если не будет конкуренции, то не будет и развития. Пожалуйста, пусть вводят утильсбор. Пусть марки John Deere и CLAAS ставят здесь заводы и делают локализацию. Зато будет открытие рабочих мест, будут идти налоги. Я работаю на отечественной технике, комбайнах и тракторах, мы все успеваем засеивать и убирать».
Аналогичного мнения придерживается и директор ТОО «Алтынсарино» Борис Князев, считающий, что «такой сбор даст импульс развитию своего машиностроения, деньги должны оставаться в стране».
КАК ИМПОРТЕРЫ УБИВАЮТ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В точности как в известном мультфильме, «Мясной союз Казахстана» выступает той самой Бабой Ягой, которая «против». Предыдущее руководство МСХ, превратившее государственное министерство в исполнительный орган этой общественной организации, члены которой получали обильные субсидии из государственной казны в рамках придуманного «Мясным союзом» проекта развития мясного животноводства, неоднократно ездило с визитами за рубеж, в том числе в головной офис John Deere в США, активно представляя компанию-дистрибьютора «Евразию Групп».
Именно оттуда проистекают корни двойных стандартов в отношении как отечественных производителей, так и партнеров по Евразийскому союзу. Это уже стало причиной жалоб ассоциации российских производителей сельскохозяйственной техники «Росспецмаш» на дискриминационные условия поставок техники и предметом разбирательств в Евразийской экономической комиссии. Согласно решению ЕЭК правительство Казахстана должно выровнять условия уплаты утильсбора для всех производителей сельхозтехники. С подачи лоббистов импорта от утилизационного сбора освобождены AGCO, John Deere, Case New Holland и некоторые другие производители техники.
Работа в интересах импортеров привела к сокращению производства казахстанской сельхозтехники. С 2013 по 2017 год производство сельхозтехники в Казахстане упало на 50 % — более чем с 2300 до менее чем 1200 единиц, в том числе выпуск тракторов съехал с 1362 до всего 292 машин, косилок — с 206 до 69, комбайнов — с 524 до 210, и только выпуск жаток вырос с 221 до 401 штуки.
Еще больше — на 54 % — упали продажи. Если в 2012-м было продано 1674 единицы техники, то в 2018-м — только 840. На ТОО «КазТехМаш» загружено только 6 % от производственных возможностей, на ТОО «Семаз» — 29 %, на «Комбайновом заводе «Вектор» — 23 %, на Петропавловском тракторном заводе – 18 %.
Лишь перспектива введения утилизационного сбора привела к взрывному росту производства сельхозтехники. В 2019 году произвели 897 тракторов, больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. Выросло и производство техники для подготовки и культивации почвы — на 14,6 %, до 956 машин. Было произведено 512 жаток и 381 комбайнов.
За первый месяц текущего года заводы страны выпустили 74 трактора, против 67 годом ранее, и 50 машин для подготовки и культивации почвы, против 43 годом ранее (в частности, 26 жаток).
После того, как заговорили об утильсборе, две иностранные компании высказались о желании разместить свои заводы в Казахстане – это «Кировец» и CLAAS. То есть, на текущий момент осталась одна компания, которая не приняла решение по локализации, – это John Deere.
Отдельного внимания заслуживает и откровенно лоббистское решение о 25 % субсидий как для казахстанской, так и для импортной техники. В итоге в 2018 году отечественные предприятия по выпуску сельхозтехники реализовали продукцию на 24 млрд тенге. Импорт такой же техники составил около 100 млрд. Ежегодно из страны на покупку импортной техники утекает около 180 млн. долларов.
Тем временем более 22 тысяч единиц сельхозтехники находится в нерабочем состоянии. Всего же парк тракторов и комбайнов составляет свыше 194 тысяч единиц. Из этого числа у 65 % тракторов и 46 % комбайнов срок эксплуатации превышает 17 лет. Темпы обновления отстают от нормативных в девять раз по тракторам и в четыре раза – по комбайнам.
Средний темп обновления, чтобы выйти на нормативные сроки эксплуатации, должен быть 11,3 % ежегодно, фактически же по тракторам он составляет 1,2 % (у соседа по ЕАЭС России – 3,7 %), по комбайнам — 2,8 % (в РФ – 6,4 %).
Какое передовое и высокотехнологичное сельское хозяйство можно создать на этом металлоломе?
ВСЕ ВО ИМЯ JOHN DEER, ВСЕ ВО БЛАГО JOHN DEER
Проблема развития собственной промышленности и развития аграрного сектора беспокоит всех, кроме генерального директора Мясного союза Максута Бактибаева. По его мнению, хотя в Казахстане возраст 70 % сельхозтехники и превышает 15 лет, она до сих пор работает на полях. Вся техника у фермеров стоит на учете и работает, а вышедшая из строя разбирается на запчасти или сдается на металлолом: «То есть проблем с гниющими в полях комбайнами нет».
А ларчик просто открывался. Помнится, в 2018 году подконтрольный Мясному союзу и Минсельхозу РК «Национальный аграрный научно-образовательный центр» носился с прожектом открытия в каждой области агропарков, для которых за государственный счет была закуплена техника John Deere, включая «автономную» игрушку за 144 тыс. евро. Как и прочие затеи бывшего руководства МСХ, агропарки полностью провалились, а вот «плодотворное сотрудничество» с импортерами осталось.
Открывать свои заводы в Казахстане John Deere не планирует, что в очередной раз подтвердил представитель фирмы Сергей Глокке, заявивший на прошлогоднем заседании НПП «Атамекен», что с 1995 по 2019 год никаких условий создано не было, «Джон Дир» не обещал построить завод, уровень локализации не обсужден, и планов создания производства у компании нет.
Впрочем, возникают мысли, что невелика потеря. С помпой открытый в 2014 году завод в российском Оренбурге так и не перешел от сборки к производству. Более того, в 2016 году Счетная палата России обнаружила, что представительство американской компании недоплатило в бюджет области 11,5 % от суммы, которая была предусмотрена в договоре от 2014 года. А работники получали на 6,3 % ниже той суммы, которая была изначально заявлена.
Сталкиваются с проблемами и американские фермеры. Владельцам тракторов John Deere нельзя самостоятельно устранять возникшие неполадки, необходимо ждать приезда техника из компании или везти трактор к официальному дилеру, который может находиться на расстоянии в несколько десятков километров.
За вмешательство в программное обеспечение грозит штраф до 500 тысяч долларов США и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Кроме того, John Deere может удаленно отключить трактор, и тогда фермер ничего не сможет сделать. Само же американское законодательство не дает возможности фермерам подавать в суд за потерю урожая, упущенную выгоду, потерю репутации в результате работы или неисправности программного обеспечения.
Дошло до того, что американцы приобретают на Украине, в Польше и других странах Восточной Европы взломанное программное обеспечение, чтобы самим отремонтировать тракторы.
На проблемы с сервисным обслуживанием жалуются и казахстанские аграрии. Как сообщает глава фермерского хозяйства «Байсерке Агро» Темирхан Досмухамбетов, «во-первых, эта техника сельхозтоваропроизводителям неподъемна. Если в Европе на нее одна цена, то в Казахстане совсем другая стоимость. Почему наше сельское хозяйство хромает, потому что это очень дорого. Мы же тоже научились деньги считать. Вот у меня сломался трактор «Джон Дир», я три месяца ждал сервисную компанию, в итоге цену сообщили в два раза выше. Я потом позвонил в другую компанию, они в пять раз дешевле отремонтировали. Вы над этим подумайте».
А в 2013 году произошла вообще вопиющая история. ТОО «Железное», работающее в одноименном селе Жамбылского района Северо-Казахстанской области решило приобрести технику на сумму 5 млн. долларов у фирмы Case.
Со встречным предложением на фермеров вышла «Eurasia Group Kazakhstan». Но поскольку стоимость техники Джон Дир оказалась на 20 % выше, то есть на 1 млн. долларов дороже, клиенту предложили подарок: 20 апреля 2014 года приобрести дополнительно к заказу культиватор за 92 тыс. долларов и получить в подарок гусеничный трактор стоимостью в тот самый миллион.
Далее история развивалась как в плохом водевиле. Счет-фактуру «Евразия групп» так и не предоставила, а потом за нарушение обязательств лишило ТОО «Железное» и подарка.
Джон Дир же своего добился. И дорогостоящую технику смог «впарить», и на «подарке» сэкономил, и конкурентов из Case обошел.
Как говорится, с такими партнерами и врагов не нужно.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Утилизационный сбор – явление, широко распространенное в мировой практике. В США развитая инфраструктура утилизации машин сформировалась уже в 1960-е годы. Переработке подлежит порядка 70-90 % массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом.
В 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.
В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100.
В 2008 году, стремясь поддержать автомобильную промышленность в условиях экономического кризиса, Великобритания, США и Германия ввели в практику бонусы для владельцев старых автомобилей для приобретения новых.
Есть подобная практика и в Азии. С 2005 года утилизационный сбор был введен в Японии и составляет $70-$180. В 2009 году в Китае действовала программа «Старый автомобиль на новый», а в 2010 – «Наличные за автохлам».
Наиболее близок по задачам и способу реализации российский опыт. Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 году. Владелец старого автомобиля, уплатив 3000 рублей за переработку своей машины, получал сертификат на приобретение нового российского автомобиля в сумме 50 тыс. рублей.
После вступления в ВТО для защиты внутреннего рынка от подержанных иномарок был введен утилизационный сбор для импортных автомобилей. В ответ на претензии ряда стран ВТО сбор был распространен и на российских производителей, но для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора. Это дало толчок для бурного развития российского автопрома.
На данный момент в России работает комплексная программа развития сельхозмашиностроения. Кроме утилизационного сбора это субсидии производства на содержание рабочих мест, на энергоресурсы, на проценты по кредитам, на транспортировку продукции и сертификацию на внешних рынках, на выставочные мероприятия, финансирование НИОКР, страхование экспорта и так далее. В итоге доля собственной сельхозтехники на российском рынке выросла с 40 % в 2015 году до 60 % в 2018 году, а экспорт с 5,8 до 10 млрд рублей.
По пути утилизационного сбора пошел и Узбекистан. С 1 августа там вводят утилизационный сбор на легковые автомобили, тракторы, спец- и дорожную технику, ввозимую из-за рубежа и производимую в стране. Ставки, в зависимости от категории, года выпуска и объема двигателя транспортных средств составят от 670 до 31 тысячи долларов.
Таким образом, практика утилизационного сбора во многих странах зарекомендовала себя как эффективное средство стимулирования развития собственной промышленности, обновления парка техники, создания новых рабочих мест и возвращения в оборот ценных ресурсов.
Против ведения этой меры в Казахстане выступают лишь финансовые группировки, более заинтересованные в своей прибыли, нежели в развитии страны. Казахстанские производители считают, что вся эта буча спровоцирована импортерами, неготовыми размещать производства на территории страны. Введение сбора отразилось бы на цене их техники.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Фермерские ведомости