Почему стратегия политика-одиночки Нуржана Альтаева потерпела сокрушительное фиаско
Чтобы в Казахстане политика исключили из рядов депутатов Мажилиса от правящей партии за месяц до истечения срока полномочий – нужно постараться. Нуржан Альтаев реально постарался и шел к своему краху последовательно и упорно на протяжении довольно длительного времени, нарушив все неписанные, однако железобетонные правила командной игры.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА
Нуржан Альтаев является лауреатом премии «Народный любимец» в номинации «Парламентарий года 2019». Однако это не спасло его от чистки в рядах «Нур Отан». Комитет партийного контроля партии власти проявил интерес к тому, что их партийный товарищ публично заявляет о намерении создать новую партию на базе инициативной группы союза промышленников и предпринимателей El Tiregi.
Потом партийные контролеры рекомендовали бюро Политического совета филиала «Нур Отан» в Нур-Султане исключить г-на Альтаева за действия, наносящие ущерб интересам партии. На своем заседании бюро почитало посты и заявления фигуранта, сравнило их с уставом партии, кодексом партийной этики и не нашло ничего общего. В результате предложение комитета партийного контроля поддержали и Нуржана Альтаева из рядов партии власти исключили.
Поскольку депутатом нижней палаты парламента г-н Альтаев стал в качестве члена «Нур Отан», то никаких оснований обладать мандатом депутата Мажилиса у него не осталось. Бюро политсовета направило соответствующее письмо в Центральную избирательную комиссию, а ЦИК на его основе лишил беспартийного Нуржана Альтаева мандата мажилисмена.
Бывшие коллеги Нуржана Альтаева по «Нур Отан» пеняют ему за то, что если с чем-то не согласен, то выноси это на площадки внутрипартийных дискуссий. Но как можно выйти на такую площадку с предложением создать новую партию? Так что в каком-то смысле наш фигурант вменяемый. Вот только сначала нужно было расстаться с партбилетом «Нур Отан», а потом уже создавать свою собственную партийную структуру. Делать чужую партию за счет себя ни одна нормальная партия не позволит.
НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ
В свое время Нуржана Альтаева приметил Аскар Мырзахметов, человек весьма весовой в государственной элите Казахстана. Под его крылом наш фигурант дорос до руководителя филиала НПП «Атамекен» в Южно-Казахстанской области. В 2014-ом году его забрали из провинции на республиканский уровень в качестве заместителя председателя «Атамекен». В палате предпринимателей вел себя скромно, позиционировался в качестве эксперта по вопросам предпринимательства и сельского хозяйства.
С ноября 2017 года г-н Альтаев стал вице-министром сельского хозяйства. Когда его патрона умело «подсидели» и тому пришлось покинуть министерское кресло, Нуржан Альтаев вскоре тоже потерял свою должность. В Казахстане топ-чиновники двигаются со своими командами и подобное кадровое поведение никого не шокирует.
Г-н Альтаев потерял должность, но до поры до времени остался в прежней команде. Уже в феврале 2018 года он стал вице-министром труда и социальной защиты населения. Поскольку кадровые назначения в верхних эшелонах власти процесс не линейный, то в феврале 2019 года Нуржан Альтаев вновь теряет свою должность. Недолго думая, в том же месяце его определяют в Мажилис Парламента Республики Казахстан на замену выбывшего депутата от партии «Нур Отан».
ЧЕГО НЕ ХВАТАЛО?
Пребывание в стенах нижней палаты Парламента не пошло г-ну Альтаеву на пользу. Будучи там, он связался с командой Умурзака Шукеева, что по нормам игры во властных кругах однозначно трактуется как недружественный шаг клиента к бывшему патрону (в нашем случае Аскару Мырзахметову).
Дальше – больше. Связавшись с «Мясным союзом Казахстана», он стал выступать против утилизационного сбора на импортную сельскохозяйственную технику. Еще он стал добиваться преференций и режима благоприятствования для откормочных площадок (то есть, по сути, выступал за бизнес, тесно аффилированный с действующим акимом Туркестанской области Умурзаком Шукеевым).
Потом г-н Альтаев в рамках созданной инициативной группы союза промышленников и предпринимателей El Tiregi, пытался позиционировать эту общественную силу в качестве альтернативы НПП «Атамекен». Даже несмотря на то, что El Tiregi по своим ресурсным возможностям не может даже близко рассматриваться в качестве конкурента «Атамекену», здесь важна сама траектория политического поведения человека, уже отошедшего от своей первоначальной команды, а потом последовательно действующего в пику ее интересов.
ПОДРЫВ НА ОЛИГАРХЕ
Потеря контроля над реальностью и неразборчивость в связях рано или поздно должны были привести к серьезным проблемам, и это произошло. Заблудшему депутату карма послала Маргулана Сейсембая, который и предложил заманчивое сотрудничество.
Г-н Сейсембай сколотил себе состояние на крахе «Альянс Банка», а потом ударился в птицеводческий бизнес. В какой-то момент он решил заняться эвакуацией за пределы Казахстана и в качестве пункта назначения выбрал себе Украину. Чтобы придать экономическому процессу политическое прикрытие, олигарх собрал команду общественников, блогеров, политологов и повез их в Киев, якобы напитаться политической мудростью от Михаила Саакашвили.
Пока Маргулан Сейсембай формирует себе украинский плацдарм, все участники поездки в Киев вернулись по домам и занялись своими будничными делами, а Нуржан Альтаев в качестве депутата Мажилиса стал требовать вызвать в нижнюю палату Парламента премьер-министра Аскара Мамина и строго его отчитать за плохо проделанную работу. Коллеги деликатно промолчали, списав эпатажный выпад на передоз воздуха свободы, но своего товарища явно не поняли.
Потом г-н Альтаев устроил публичный «наезд» на президента Франции Эммануэля Макрона за то, что тамошние власти после убийства школьного учителя от рук радикала стали всерьез брать религиозную сферу под жесткий государственный контроль. Наш герой так и не смог определиться: он за европейские ценности с Саакашвили или за религиозных радикалов?
После геополитической проблематики неуемный парламентарий решил активно заняться партийным строительством и вскоре лишился как партбилета «Нур Отан», так и депутатского мандата, ибо получил его по линии партии власти.
У РАЗБИТОГО КОРЫТА
Нуржан Альтаев далеко не первый, про кого словами юмористов можно сказать, что они прошли путь от вице-президента до гардеробщика. В случае с экс-членом «Нур Отан», его не то, что выкинули из партийных рядов, так еще и в Мажилисе месяц досидеть не позволили.
Политическая жизнь страны периодически подкидывает сюжетную линию, которая в своей основе выглядит так: у человека все было, но он не стал это ценить, встал на путь фрондерства и оппозиционности, после чего все потерял.
Наиболее яркий представитель такого преображения Жармахан Туякбай, который на почве слухов, что его не оставят спикером Мажилиса, впал в оппозиционность, затем проиграл президентские выборы 2005 года, а потом ушел в небытие вместе с партией ОСДП.
Есть и варианты наоборот: Ермухамет Ертысбаев когда-то пробовал себя в оппозиционной среде, а потом перешел в лагерь власти, стал советником президента Назарбаева, затем послом в Грузии, потом в Беларуси, сейчас вновь вернулся на ниву политической аналитики в Казахстане, в общем – не остался не у дел.
Когда смотришь на метания г-на Альтаева, то очень трудно понять мотивацию подобного поведения. Веди он себя прилично (без заигрываний с командой Шукеева, а затем олигархом Сейсембаем, без мании создания собственной партии), то даже без попадания в список «Нур Отан» ему нашли бы нормальное статусное место, с людьми из которого полицейские общаются строго на «Вы».
Ему ведь потому и не нашлось места в обойме на 126 человек, что вел себя глупо, впадая в политическую экзальтацию, а такие кадры никому не нужны.
Нуржану Альтаеву вместо навязчивой мании «срезать углы», дабы побыстрее пройти карьерные этапы, стоило бы поучиться политическому терпению и последовательности у нового хозяина Белого дома Джо Байдена. К своей нынешней позиции тот шел очень долго, зато надежно и однозначно успеет хотя бы один срок посидеть в Овальном кабинете.
ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕГРАМОТНОСТИ
Говорят, что критически много людей из политического класса Казахстана за важным советом обращаются к гадалкам, астрологам и другим работникам эзотерической сферы. А ведь на дворе третье тысячелетие и куда логичнее было бы пользоваться услугами политического консалтинга.
Рынок политического консалтинга в республике нельзя назвать развитым. Вместе с тем, кейсы вроде Нуржана Альтаева довольно наглядно показывают, как человек без политического чутья и понимания, может легко и быстро растерять весь свой карьерный багаж, со свистом вылетев на обочину дороги.
Возможно, г-н Альтаев полагал, будто его партию на базе El Tiregi профинансирует Маргулан Сейсембай? Очень забавная наивность. Кому нужна партия, которая пролетает мимо январских выборов 2021 года в Мажилис и маслихаты?
Практика партийного строительства в республике показывает, что никакую партию даже самый богатый олигарх не будет четыре года финансировать авансом, в надежде вдруг она потом преодолеет барьер в нижнюю палату парламента. Тем более г-н Сейсембай – это олигарх в фазе эвакуации, а значит горизонт планирования на казахстанском поле в несколько лет для него заоблачный.
Если Нуржан Альтаев думал, что предприниматели в El Tiregi будут его кормить, а он озвучивать их запросы – тоже глупо. Эти люди согласились вступить в его объединение в первую очередь потому, что сам г-н Альтаев имел мандат депутата Мажилиса, а значит мог выносить проблемы бизнесменов в стены Парламента, делать официальные запросы и вообще обладал каким-то статусом. А кто он сейчас?
История Нуржана Альтаева показывает, что отсутствие политического чутья и терпения в казахстанских условиях иногда просто нечем компенсировать.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Культурологические ведомости