Сидящий на прямых траншах из Нацфонда, но сильно проигрывающий частным коммерческим банкам, госбанк страны возможно пора выводить из-под юрисдикции холдинга «Байтерек». Не исключено, что его следует слить воедино с Жилстройсбербанком и переподчинить напрямую главе государства.
Оптимизация институтов развития, об основных направлениях которой с высоких трибун говорится достаточно давно, ставит вопрос о том, насколько далеко намерены продвинуться власти Казахстана в этом вопросе, помимо готовящегося слияния госхолдингов «КазАгро» и «Байтерек».
Ведь оно, увы, вряд ли повысит эффективность предпринимаемых государством мер по социально-экономическому развитию страны в направлении «Топ-30» наиболее продвинутых стран мира.
Как уже отмечалось не раз, общую экономическую «погоду» в этих странах задают вовсе не госхолдинги, а, как это и положено в теории, центральные банки вместе с министерствами финансов.
Другое дело – банки развития, которые сыграли важную роль во многих странах из «Топ-30» в периоды активного вмешательства государства в рынок, прежде всего для восстановления их экономик после второй мировой войны. И поэтому в начавшейся реформе казахстанских институтов, проводящих напрямую в жизнь государственную экономическую политику, особая роль отводится «Банку развития Казахстана».
20 ЛЕТ СПУСТЯ
В принципе, кардинальная реформа деятельности «БРК» и без того давно назрела – ведь совсем скоро этот финансовый институт будет отмечать 20-летие с момента его создания!
28 декабря 2000 года был подписан президентский указ «О банке развития Казахстана», после чего в апреле следующего года вступил в силу соответствующий закон. А 18 мая 2001 года вышло постановление правительства «О создании закрытого акционерного общества «Банк Развития Казахстана».
С тех пор изначальная миссия «БРК» принципиально не менялась – он исправно служил финансовым агентом государства в деле совершенствования и повышения эффективности государственной инвестиционной деятельности, развития производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействия в привлечении внешних и внутренних инвестиций в реальный сектор экономики.
Сегодня «БРК», судя по информации на его сайте, видит свою миссию в содействии устойчивому развитию национальной экономики путем осуществления инвестиций в несырьевой сектор страны.
При этом банк выступает в качестве лидирующего оператора Казахстана по оценке и структурированию крупных инфраструктурных и индустриальных проектов для частного сектора и правительства, специализированного государственного института развития, обеспечивающего своевременное и достаточное финансирование проектов в сфере промышленности и инфраструктуры.
«БРК» также позиционирует себя в качестве финансового института по предоставлению лучшего финансирования в национальной валюте, одного из крупнейших финансовых институтов Казахстана по размеру активов с признанным авторитетом на международных рынках и главного агента по привлечению долгосрочных и недорогих заимствований и инвестиций для корпоративных клиентов.
Как отмечают в «БРК», им вложено в экономику страны более 2,6 трлн. тенге. К началу мая текущего года банком были одобрены к финансированию 144 инвестиционных проекта суммарной стоимостью 9,8 трлн. тенге и 104 экспортных операции на 5,1 трлн. тенге.
С момента создания «БРК» были введены в эксплуатацию 114 инвестиционных проектов и создано 28,2 рабочих мест. Наибольшее число таких проектов запущено в Нур-Султане (13), Восточно-Казахстанской (10) и Актюбинской (9) областях.
К примеру, в прошлом году введены в эксплуатацию 8 проектов – завод по производству ферросилиция в Караганде, магистральный газопровод «Сарыарка», комплекс по глубокой переработке нефти на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, солнечные электростанции «Nurgisa» в Капчагае и «Жылга» в Туркестанской области, первая очередь ветровой электростанции «Астана EXPO-2017» в Акмолинской области и другие объекты.
В прошлом же году «БРК» подводил итоги работы в качестве оператора государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы. В рамках ГПИИР-2 банк привлек в общей сложности 581 млрд. тенге, одобрено к финансированию было 23 проекта на общую сумму 467,8 млрд. тенге (в том числе 253 млрд. тенге из государственных источников).
Как утверждают в «БРК», реализация этой госпрограммы позволила диверсифицировать его кредитный портфель, развить несырьевые сектора экономики нашей страны, увеличить объем экспорта казахстанской продукции и развить импортозамещение.
ДОЛГОСТРОИ И БАНКРОТЫ ВСЕ ЕЩЕ «В ШКАФУ»
Но не все шло у «БРК» так гладко, как это подается в его отчетах. К примеру, в тему той же ГПИИР-2 можно упомянуть о проекте по строительству завода по производству листового стекла в Кызылорде, включенного в республиканскую карту индустриализации на 2015–2019 годы.
«БРК» выделил на реализацию этого проекта 33,7 млрд. тенге или 78 % от общей стоимости. В прошлом году был расторгнут договор с одним из ключевых инвесторов – компанией «Stewart Engineers, Inc.» ввиду систематического невыполнения ею обязательств по нему в качестве подрядчика.
Теперь все работы по строительству завода выполняются китайской «China Triumph International Engineering Co. Ltd.», которая не числится среди участников этого затянувшегося проекта, и сейчас наибольшая доля в нем почти в 70 % принадлежит теперь компании «King Charm Development Limited» при том, что ее доля в финансировании составляет лишь 16 %.
В общей сложности этот завод строится более 15 лет – ведь церемония подписания первого договора о реализации этого проекта с участием тогдашнего президента Казахстана состоялась в апреле 2005 года! Планировавшийся его запуск в этом году к Дню столицы, то есть в июле, не состоялся, и теперь ожидается, что это событие произойдет в декабре.
Отметим также, что ежегодное количество профинансированных «БРК» проектов после резкого скачка в 2015 году до 29 с 14 в предшествующем году уменьшилось до 24 в 2016-м, затем выросло до 31 в 2017-м, после чего снизилось до 28 в прошлом году.
Объем финансирования значительно – в 4 раза – вырос в 2014 году до 325 млрд. тенге, после чего оставался у этой отметки следующий год, а затем вырос почти на треть до 426 млрд. тенге в 2016 году. Затем произошло небольшое снижение, после чего в 2018 году объем финансирования вырос до 451 млрд. тенге, а в прошлом – до 481 млрд. тенге.
Ссудный портфель банка после резкого роста в 2014 и 2015 годах достиг 1 трлн. 614 млрд. тенге в 2016 году, а в следующем году уменьшился до 1 трлн. 561 млрд. тенге. Затем объем этого портфеля вновь начал расти и достиг в прошлом году 1 трлн. 729 млрд. тенге, но с весьма скромным приростом лишь на 1,9 %.
Хотя в «БРК» указывают на хорошее качество его ссудного портфеля с долей NPL («плохих» проблемных займов) в 1,7 % и отношением провизий не более 4,7 %, нужно учесть, что банком неоднократно передавалось на баланс АО «Инвестиционный фонд Казахстана» большое количество проблемных проектов.
По данным «ИФК» в общей сложности от «БРК» было передано на баланс фонда 42 проблемных проекта с передачей прав требований по договорам цессии на общую сумму 47,4 млрд. тенге.
Так, в августе 2013 года по этой схеме от «БРК» к «ИФК» перешли 35 проектов с общей суммой переданных прав требований на 212 млрд. тенге, а стоимостью прав требований (справедливой стоимостью) – на 33 млрд. тенге.
В июне 2014 году был передан проект группы компаний «Textiles.kz» (соответственно 58 млрд. тенге и 7 млрд. тенге), в декабре 2015 года – 6 проектов группы компаний «Настюша» (103,1 млрд. тенге и 7,4 млрд. тенге).
Из отчетности «БРК» также следует, что в последние годы значительно замедлилась динамика роста его активов. Если в 2014 году к предшествующему году активы увеличились на 28,9 %, а в 2015-м – на 62,8 %, то в 2016 году их динамика замедлилась до 15,2 %, в 2017-м – до 4,7 %, а в 2018 году они и вовсе сократились на 1,1 %.
В прошлом же году сложился скромный прирост на 2,1 % до 2 трлн. 591 млрд. тенге.
Значительные колебания наблюдались и по показателям прибыльности. Так, чистая прибыль «БРК» упала с 18,9 млрд. тенге в 2013 году до 5,7 млрд. тенге в 2015-м. Затем она увеличилась до 6,7 млрд. тенге в 2016 году, после чего вновь начала снижаться и опустилась до 3,2 млрд. тенге в 2018 году.
А по итогам прошлого года чистая прибыль значительно выросла до 11,0 млрд. тенге.
Рентабельность капитала (ROE) снизилась с 7,61 % в 2013 году до минимума за последнее время в 0,83 % в 2018 году, а в прошлом году выросла до 2,72 %.
Схожая динамика сложилась и по рентабельности активов (ROA) – она опустилась с 1,83 % в 2013 году до минимальной отметки в 0,13 %, пришедшейся на позапрошлый год, а затем поднялась до 0,43 % по итогам прошлого года.
И это при том, что «БРК» в отличие от банков второго уровня регулярно получает напрямую немалые средства из Национального фонда РК и республиканского бюджета, зарабатывая приличные деньги на функции посредника.
Напомним, что «БРК», помимо уже упомянутой ГПИИР-2, участвует и в ГПИИР-3 – госпрограмме индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы, госпрограмме инфраструктурного развития «Нұрлы жол», кредитовании субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности и программе льготного кредитования.
ПУТЬ К ВСЕОБЩЕМУ БЛАГОСОСТОЯНИЮ НЕ ПРОСТ
Раз уж зашла речь о банках второго уровня, то стоит отметить и то обстоятельство, что «БРК» не только выступает посредником по отношению к ним при распределении средств Национального фонда и республиканского бюджета, но и одновременно конкурентом на кредитном рынке, а также на рынке внутренних заимствований.
Между тем по финансовой мощи крупнейшие частные банки страны сейчас превосходят «БРК», не говоря о прибыльности их деятельности. К примеру, по данным Казахстанской фондовой биржи (KASE) к началу октября при совокупных активах в 2 трлн. 915,3 млрд. тенге и собственном капитале в 481,0 млрд. тенге «БРК» показал прибыль лишь в 0,6 млрд. тенге.
Крупнейший же частный банк страны – «Народный» – на эту же дату имел активы в 9 трлн. 594,2 млрд. тенге, капитал – 1 трлн. 284,5 млрд. тенге, заработав для своих акционеров прибыль в 225,6 млрд. тенге.
Меньший по размеру по сравнению с лидером «Kaspi Bank» с активами в 2 трлн. 545,1 млрд. тенге и капиталом в 237,2 млрд. тенге сумел выйти на прибыль в 164,8 млрд. тенге.
Поэтому вполне логично предположить, что государству было бы проще выделять средства на развитие экономики напрямую через ведущие банки второго уровня с тем, чтобы высвободить «БРК» для решения тех задач развития, где требуются весьма «длинные» недорогие деньги, а риски кредитования гораздо выше.
Другая проблема «БРК» связана с тем, что зачастую он фактически выступает инструментом господдержки и без того мощных акционеров, располагающих собственными значительными средствами для финансирования проектов и имеющих доступ к недорогим займам иностранных банков.
К примеру, сейчас в кредитном портфеле «БРК» в сфере горно-металлургического комплекса есть проекты ТОО «KAZ Minerals Aktogay», ТОО «Казцинк», АО «Жайремский горно-обогатительный комбинат» (последние две компании контролируются швейцарской «Glencore International» и квазигосударственной компанией «Тау-Кен Самрук»).
В итоге получается, что средства господдержки, жизненно необходимые малому и среднему отечественному бизнесу, достаются в конечном итоге иностранным инвесторам, и расходуются к тому же на закуп за рубежом импортных технологий, оборудования и комплектующих!
Впрочем, отечественные предприниматели и банкиры наверняка смогут предъявить гораздо больше претензий «БРК» и системе государственных институтов развития в целом.
Поэтому уже начавшееся по поручению главы государства слияние госхолдингов «КазАгро» и «Байтерек» дает отличный шанс на всестороннюю ревизию роли «БРК» в этой системе.
Ясно и то, что роль эта должна радикально измениться с тем, дабы этот институт развития мог сфокусироваться на реально важных для всей страны проектах, способных вывести Казахстан в группу «Топ-30» наиболее развитых государств мира.
Можно предложить, к примеру, вывести «БРК» из-под управления «Байтерека» и объединенного госхолдинга с переподчинением его напрямую главе государства по аналогии с Национальным фондом РК.
Стоит рассмотреть и вариант объединения «БРК» с «Жилстройсбербанком Казахстана» – ведь в качестве главной задачи развития страны сейчас определены вовсе не некие прорывные проекты в реальном секторе экономики, а построение современного государства всеобщего благосостояния, в котором обеспеченность жильем играет ключевую роль!
Как подчеркнул глава государства, выступая в прошлом году на Генассамблее ООН, «моей главной целью является создание условий для того, чтобы миллионы моих соотечественников извлекли выгоду из широкомасштабных реформ, пользовались плодами инклюзивного общества, динамичной экономики, высококачественного образования и передового здравоохранения».
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости