Какие бы конкретные шаги могло бы предпринять руководство страны для купирования экономического кризиса и выхода на траекторию развития?
На фоне прогнозируемых различных экономических итогов уходящего года подчеркнуто спокойно выглядят действия политического руководства страны по переходу к заявленному новому экономическому курсу с новым пакетом стратегических реформ.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Напомним, что в марте этого года, когда был введен режим ЧП в борьбе с пандемией коронавируса, ответная реакция государства была масштабной и включала новые элементы поддержки бизнеса и населения, ранее не применявшиеся. Во время же второй волны пандемии власти развернулись к разработке ключевых направлений по развитию страны в ближайшем будущем.
Между тем, как следует из официальных данных, макроэкономическая ситуация сейчас выглядит весьма экстраординарной и схожа по негативным последствиям с потерями от глобального финансового кризиса 2007-2008 годов, от которых Казахстан оправлялся целое десятилетие, да и то благодаря высоким мировым ценам на нефть, которые сейчас кажутся сказочными.
По данным министерства национальной экономики, приведенным на недавнем заседании правительства, ВВП страны за 11 месяцев уходящего года сократился на 2,8 %, при этом наибольшие потери понесла сфера услуг, ушедшая в минус 5,9 %, тогда как в реальном секторе экономики объем производства прибавил 2 %.
Все еще остается ниже докарантинного уровня деловая активность, о чем говорят данные Нацбанка. По уровню соответствующего индекса Казахстан уступает практически всем странам группы «G20» и еврозоны в целом, опережая лишь Японию, Россию и Мексику.
При этом в ноябре в положительную зону перешла деловая активность только в строительстве, тогда как в промышленности и сфере услуг значение соответствующего индекса остается в отрицательной зоне.
Продолжается рост годовой инфляции, достигшей в ноябре 7,3 %, тогда как продовольственные товары подорожали в годовом выражении на 10,8 %. Для сравнения: в Беларуси, выступающей одним из ключевых партнеров Казахстана по ЕАЭС, при известных ее проблемах в последнее время эти показатели составили соответственно 6,6 % и 5,1 %.
Гораздо дешевле стоят в Беларуси и заемные деньги, что дает тамошним производителям дополнительное преимущество в борьбе с казахстанскими конкурентами на нашем внутреннем рынке. Сейчас ставка рефинансирования центрального банка Беларуси находится на уровне в 7,75 % годовых против 9,0 % базовой ставки Нацбанка Казахстана.
Ухудшается ситуация во внешней торговле Казахстана. По данным за 9 месяцев текущего года объем казахстанского экспорта сократился на 18,0 %, тогда как импорт уменьшился на 5,1 %.
При этом, начиная с июня, месячные объемы импорта начали превышать экспорт, в результате чего, как констатировали в Нацбанке, впервые с 1995 года в истории Казахстана в январе-сентябре сложился квартальный дефицит торгового баланса! Проще говоря, страна начала жить не по средствам, проедая накопленное.
Продолжается снижение реальных денежных доходов населения – в сентябре в годовом выражении они уменьшились на 2,1 %, поскольку темпы роста инфляции значительно опережают динамику роста номинальных таких доходов.
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего казахстанца составила по оценке статистиков в октябре 2020 года – 209 818 тенге, в то время как один квадратный метр нового жилья продавался в среднем по стране в ноябре за 305 608 тенге, а на вторичном рынке благоустроенного жилья – за 224 263 тенге.
НАЧИНАТЬ НУЖНО УЖЕ СЕЙЧАС
Если вспомнить, как реагировала власть на последствия финансового кризиса 2007-2008 годов, когда экстренно национализировались крупнейшие банки, а государство быстрыми темпами возвращалось в рыночную экономику, то сейчас, конечно же, отличия в ее действиях явно видны.
Объяснить такое спокойствие можно в первую очередь накопленным антикризисным опытом, запасом финансовой прочности государства, бизнеса и населения, налаженными цепочками поставок, значительно укрепившимися благодаря интеграционному потенциалу с разными странами, Шанхайской организации сотрудничества, инициативы «Пояса и пути» и других региональных проектов.
Поэтому проведение на днях очередного заседания Высшего совета по реформам выглядело вполне логичным и своевременным, хотя в соцсетях по этому поводу было немало комментариев, общий смысл которых сводился к тезису «Сколько же можно реформировать?!».
Такие настроения в обществе и общую усталость от непрерывных реформ понять довольно легко, поскольку и население, и бизнес ждут сейчас пусть небольших, но конкретных шагов по снижению экономической неопределенности в условиях продолжающейся пандемии коронавируса.
Ведь судя по темпам ее второй волны, она имеет все шансы превратиться из краткосрочного глобального фактора развития в средне- и даже долгосрочный, поскольку перспективы тотальной вакцинации жителей нашей планеты пока довольно призрачны.
Так что пока чиновники занимаются «играми разума», увлеченно разрабатывая по давней традиции новые реформаторские планы и программы, руководству стоило бы дать жителям страны и предпринимателям ряд ясных сигналов, понятных даже неспециалистам в экономике и бизнесе.
В конечном итоге эти сигналы должны стимулировать платежеспособный спрос, причем без прямых вливаний со стороны государства, как это было с массовой выплатой пособий на сумму 42 500 тенге тем, кто потерял доход из-за карантинных ограничений. Как выяснилось, этой льготой воспользовались и те, кто особо не бедствовал, из-за чего государству пришлось требовать возвращения выплаченных пособий.
Так, значительный макроэкономический и финансовый потенциал имеет развитие системы вычетов из налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц. Дело в том, что значительную часть усилий государства сейчас занимает централизованное администрирование налогообложения с целью пополнения бюджетных доходов, после чего не меньшие усилия тратятся на администрирование расходов из казны.
Эта система далеко неэффективна, на что указывают огромные суммы неосвоенных или просто расхищенных средств. А за счет грамотной системы вычетов из налогооблагаемого дохода можно не только стимулировать платежеспособный спрос, но и фактически расширить стимулы для налогоплательщиков по их расходам на общественно важные нужды в сферах образования, здравоохранения, развития социальной инфраструктуры и других.
Еще одна мера, не требующая массированных государственных влияний, но имеющая высокий потенциал развития для населения и бизнеса – совершенствование условий и стимулов для дальнейшего расширения сферы дистанционного труда, который становится повседневной реальностью для миллионов работников и их работодателей.
В общественном плане такой труд, как выяснилось за время карантинных ограничений, позволяет высвободить значительные материальные ресурсы – здания, транспорт, целый ряд категорий офисных работников и другие, которые могут быть переориентированы на другие общественно важные направления.
В финансовой сфере, на поддержку которой еще с кризиса 2007-2008 годов тратились немалые средства из бюджета и Национального фонда без особого эффекта в части синергии ее развития и, увы, ее привыканием к «игле» таких постоянных вливаний, первый шаг по новому принципу уже сделан.
Речь идет об использовании части пенсионных накоплений из «ЕНПФ» казахстанцами, что также стимулирует платежеспособный спрос и развитие бизнеса без дополнительной нагрузки на казну.
Еще одно направление, эффективность которого для всех сегодня представляется очевидной – это развитие финтехакак в банковской сфере, так и в смежных областях.
Успешное IPO «Kaspi.kz» в Лондоне подтвердило насущную необходимость формирования целой такой отрасли в Казахстане на базе явно уходящего в прошлое традиционного консервативного банкинга и достижений по цифровизации экономики.
Стоит напомнить в этой связи, что как раз в середине декабря завершается действие 5-летнего переходного периода с момента вступления Казахстана в ВТО, после чего в нашей стране смогут действовать прямые филиалы иностранных банков и страховых компаний.
Кроме того, снимается 49-процентное ограничение на присутствие иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях за исключением «Казахтелекома».
Можно предложить и другие меры точечного характера в этой сфере с тем, чтобы у государства была возможность не терять драгоценное время и огромные средства для реальной поддержки населения и бизнеса, так как они и сами могут генерировать необходимый потенциал развития в благоприятных условиях.
Все эти меры было бы целесообразно собрать в двух небольших по объему пакетах реформ (один для населения, другой для предпринимателей) с лаконичным и максимально доступным содержанием для этих групп и запустить их реализацию в ближайшее время.
А третий пакет, больший по объему и более сложный по содержанию, государство могло бы отрабатывать вполне спокойно, без исполнительской спешки, так как в него входят меры долгосрочного характера. О них было заявлено на заседании Высшего совета по реформам – это переформатирование системы государственного планирования, изменения в макроэкономической политике, бизнес-регулировании, диверсификация экономики, в развитии социальной сферы, реформирование судебной и правоохранительной систем, государственного управления и госуслуг.
В итоге разделения упомянутых пакетов реформаторская «телега» не будет ставиться впереди «лошади», то есть налогоплательщиков и избирателей, которые, в общем-то, и оплачивают интеллектуальные труды чиновников в их реформаторских устремлениях.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости