15-16 состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На саммите ожидают глав государств: России, Китая, Киргизии, Ирана, Турции, Пакистана, Монголии, Индии и Турции.
На саммите в Самарканде анонсируется вступление шести стран в ШОС. Название стран пока не озвучивается, известно только, что четыре из них – арабские. Грядущий саммит станет «прорывным в вопросе расширения числа государств-партнеров» организации. В настоящее время членами ШОС являются Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан. В процессе вступления в организацию, в статусе наблюдателя находятся две страны — Иран и Белоруссия.
Активно обсуждается предстоящая встреча Путина и Эрдогана, запланированная на 16 сентября. Основными темами для беседы глав России и Турции турецкое издание Hurriyet называет предложение турецкой стороны о встрече лидеров в Турции, акцент будет сделан на дипломатическом решении. Возможная военная операция против Сирии также не потеряла актуальности. Обсудят президенты создание «зернового коридора» для развивающихся стран, турецкой стороной скорее всего будет предложено содействие в решении этого вопроса.
Напомним, в ходе пленарной сессии Восточного экономического форума президент России Владимир Путин назвал европейские страны колонизаторами, обманывающими развивающиеся страны. Все зерно с Украины, как выяснилось, было направлено не в Африку и страны Ближнего Востока, где в нем наиболее нуждаются, а в ЕС.
Про амбиции Анкары
Чем примечательна политика Эрдогана в рамках ШОС?!
Эрдоган уже который год пытается балансировать между Россией, Китаем, НАТО и Евросоюзом, используя для этого всевозможные инструменты, рычаги, противовесы, различные международные площадки, ШОС – одна из них.
Необходимость тонких политических кульбитов вполне объяснима.
Режим Эрдогана испытывает сейчас большие трудности в экономике. Это и галопирующая инфляция, и спад промышленности и многое другое. На их фоне растет популярность оппозиции, обострение курдского вопроса, а до следующих президентских выборов остается меньше года. Современная Турция – не самый лучший пример для стран Центральной Азии.
Попытки Турции разыграть «тюркскую карту» в Центральной Азии не имеют под собой реального базиса и полностью бесперспективны. Сам регион находится лишь на 3-м месте внешнеполитических интересов Анкары, после Балкан, Восточной Европы и Ближнего Востока. В Турции прекрасно отдают себе отчет, что в Центрально-Азиатском регионе они не конкуренты таким крупным игрокам как Россия и Китай.
Сами центральноазиатские государства, несмотря на имеющиеся торговые отношения, не заинтересованы ни в каком политическом объединении, во главе которого стояла бы Турция. У Турции, в отличие от России, нет общей границы с регионом, это существенно сдерживает экспансионистские проекты определенных кругов в Анкаре. А эксплуатация любимой популистами мечты о «Великом Туране» — скорее из жанра «фэнтези», не имеющего отношения к реальной политической повестке.
Объем экономического сотрудничества Турции со странами Центральной Азии, важнейший показатель экономической интеграции, несопоставим с показателями России и Китая. В списке торговых партнеров любой из стран Центральной Азии Турция не входит даже в верхнюю тройку. Для Турции, в свою очередь, главными торговыми партнерами являются Евросоюз и Россия, а на страны ЦА приходится лишь 1,5 % товарооборота.
За 30 лет Турция создала много интеграционных институтов со странами Центральной Азии, однако все они не имеют достаточного веса, чтобы стать основой для реальной интеграции. Идея создания «Армии Турана» — военного блока с участием тюркских государств – которую пытается продвинуть Анкара – бесперспективна в настоящий момент из-за тесных связей центральноазиатских государств с Россией в военной сфере и участию части из них в ОДКБ и ШОС.
На вопрос редакции, какие страны вероятнее всего станут новыми членами ШОС, отвечает главный эксперт Института общественной политики, казахстанский политолог Николай Кузьмин:
— Новыми членами ШОС могут стать Белоруссия и Иран, которые ранее имели статус наблюдателей и уже давно работают в Организации, присоединились ко всем ее принципиальным документам. Желание присоединиться к работе ШОС в качестве партнера по диалогу выразили Египет, Саудовская Аравия и Катар.
В арабских СМИ прошла информация о том, что Объединенные Арабские Эмираты хотят стать членом ШОС сразу, минуя промежуточные ступени – партнера по диалогу и наблюдателя, однако такое решение вряд ли будет принято.
Кроме того, Турция, являющаяся партнером по диалогу, с большой долей вероятности подаст заявку на вступление в ШОС. Фактически происходит объединение вокруг норм и правил, предлагаемых Организацией, тех стран, которые не хотят послушно выполнять команды Вашингтона и Брюсселя и при этом достаточно самостоятельны в своей внешней политике.
— Удастся ли Анкаре сыграть миротворческую роль в украинском вопросе?
— Анкара уже играет определенную роль, скорее посредническую, чем миротворческую. Она обеспечивает приемлемый для Москвы и Киева переговорный канал, и значение этого канала будет зависеть от их готовности к переговорам. Когда это произойдет сказать трудно. Мы видим, что к решению украинского конфликта подключаются разные силы, в том числе и Ватикан. Но говорить о мире сегодня преждевременно, стороны явно к этому не готовы. Запуск переговорного процесса кажется более вероятным.
— На кого прежде всего направлены игры Эрдогана в «Великий Туран» и на что рассчитывает турецкий лидер в Центрально-Азиатском регионе?
— Следует различать то, что принято называть «стратегическим видением» и реальность. Стратегия Эрдогана в области тюркского единства и «Великого Турана» включает в себя многое. Думаю, он видит тюркский мир как некое подобие Евросоюза, только на месте Брюсселя – Анкара, которая диктует всем остальным нормы и правила в области экономики, политики и безопасности. Но пока что Анкаре не удалось добиться даже признания ТРСК (Северного Кипра) хотя бы от одной из стран, лидеров которых Эрдоган любит называть «братьями».
Что касается экономики, то можно вспомнить про Организацию экономического сотрудничества, куда входит и Турция, и страны Центральной Азии. Что мешало в течение последних 30 лет развивать торговлю с помощью ОЭС? Ничего. Но она развивается не под влиянием пафосных речей и амбициозных заявлений.
Центральная Азия для Турции – это, во-первых, рынок, в том числе для турецких «байрактаров» и другого оружия. Во-вторых, сюда можно направить излишек рабочей силы, особенно из строительной отрасли. И, конечно, вопросы безопасности, особенно противодействие влиянию Фетхулаха Гюлена и Курдской рабочей партии по-прежнему важны, причем для Эрдогана лично даже больше, чем для Турции.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Международные ведомости