Образ будущего в Казахстане проступил более отчетливо и позитивно. Многие недооценивают прорывной демократический момент в решении Касым-Жомарта Токаева сократить количество президентских переизбраний до одного раза. В свое время в Коста-Рике было такое ограничение, однако его убрали. Однако в Южной Корее, одной из самых развитых стран, как раз однократный семилетний срок.
Президент Токаев для себя лично исключений не делает – всем один раз по 7 лет и ему в том числе.
Если эту норму введут прямо сейчас, а все указывает на то, что процедура будет проделана по всей законодательной цепочке, поскольку за ней стоит политическая воля, то в ближайшие 20 лет у Республики Казахстан будет три президента.
Самоограничение в один срок – более чем весомый аргумент, демонстрирующий приверженность Президента демократическим ценностям и нормам.
Кратофилия (любовь к власти) – бич наших, да и не только наших, политических реалий. Слишком много людей готовы зубами держаться за большой пост. Такие люди никогда не подадут в отставку из-за коррупционных преступлений своих подчиненных в силу этических моментов.
Поэтому президент Токаев заставляет их следить за коррупционной средой во вверенных им структурах через административные нормы, как это принято в ведущих государствах мира.
Несомненно, современный государственный аппарат – это иерархическая структура, поэтому здесь работает принцип не столько «делай как сказали сверху», сколько «делай в интересах государства».
Личный пример президента в такой системе трудно переоценить. Один тот момент, что Касым-Жомарт Кемелевич за годы работы на высоких позициях завоевал реноме честного и эффективного управленца, уже самим фактом работает на оздоровление отечественной бюрократии.
Политическая система страны постепенно перезагружается под европейскую модель, где сильная президентско — парламентская система.
В целом, наше политическое пространство становится все более совместимым с институциональными моделями Европы. Возможно, что и поэтому такие знаковые фигуры, как Папа Римский, находят смысл, время и силы для посещения Казахстана, где число католиков совсем скромное. Понтифик тем самым показывает, что воспринимает РК в качестве цивилизованной и демократической страны, где власть уважает свободу вероисповедания для всех религий и конфессий.
Демократия и ее неотъемлемые институты вроде свободы слова сегодня, в реалиях мировой гибридной войны и целого букета разнообразных кризисов, как-то выпали из мейн-стрима, который мировые политические лидеры считают нужным продвигать в первую очередь.
Получается, что президент Токаев, с одной стороны, представитель дипломатической школы, для которой важны международное право, права человека и другие стержневые вещи из устава ООН, а с другой -строитель Нового Казахстана, где права человека и демократия являются основой развития государства.
Валерий САМАРЕЦ-СУРГАНОВ
Автор:
Исторические ведомости